II.1. Исследование уровня развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста на базе ГБДОУ № 87, Красногвардейского района, часть 2
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
II. Проектирование педагогической деятельности по использованию произведений фольклора для эмоционального развития детей.
II.1. Исследование уровня развития эмоциональной сферы детей мвозраста на базе ДОУ № 53 Красногвардейского района.
Практическая работа осуществлялась на базе ДОУ № 97 Красногвардейского района г.Санкт–Петербурга в группе детей младшего возраста. На начало 2009–2010 учебного года список детей группы составлял 22 человека. Возраст детей: 2г.3м. – 2г.8м.
Основной целью практической работы являлась апробация отобранных методов и приёмов использования фольклора для развития эмоциональной сферы детей.
Задачи практической части исследования:
- Провести диагностику уровней развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.
- Провести анкетирование родителей.
- Разработать систему работы по развитию эмоциональной сферы детей.
- Апробировать на практике разработанную систему работы.
- Провести повторную диагностику детей.
- Провести анализ проделанной работы.
Диагностическое исследование проводилось с помощью разнообразных методов:
- метод наблюдения за детьми;
- метод анкетирования родителей;
- метод анализа практической деятельности.
Практическая работа проводилась в три этапа: диагностический, деятельностный и аналитический.
Диагностический этап. В ноябре 2009 г. была проведена первичная диагностика по выявлению уровней эмоционального развития детей. Работа велась по русской народной сказке «Маша и медведь». Источником для данной диагностики послужил «Практикум по дошкольной психологии» под редакцией Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, раздел «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений».
Методика проведения исследования. Детям читали русскую народную сказку «Маша и медведь» и наблюдали, как малыши воспринимают её. В протоколе фиксировали особенности эмоционального поведения детей: вхождение в сказочный сюжет, радость, огорчение, удивление, сопереживание и сочувствие персонажам, оценка событий (приложение №1).
Выделяли индивидуальные особенности эмоционального поведения при прослушивании разных частей сказки:
1. Отмечали, сопровождается ли вхождение в сюжет застыванием в одной позе: Камилла, Злата и Кристина П. Диана, Даша, Маша, Артемий и Кристина С., широко раскрыв глаза, с замиранием слушали сказку; остальные дети с двигательным беспокойством, неосознанно: Даша, Настя Е., Лолита, Полина, Федя (смотрели по сторонам, задевали друг друга и при этом успевали слушать сказку), Настя М., Вика, Олег, Тая (слушали, неосознанно, отрешённо).
2. Обращали внимание на эмоциональные проявления: радость, огорчение, удивление. Радость от того, что Маша пошла в лес с подружками, набрала много грибов, вот бабушка с дедушкой обрадуются. Огорчение, когда Маша заблудилась в лесу (Камилла и Злата прижались к друг другу, Настя Е., Лолита, Маша, Кристина П. говорили: «Зачем ушла от подружек?». Удивление, когда Маша залезла в короб, а мишке сказала: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, высоко сижу, далеко гляжу» (Даша Б., Злата, Кристина П., Артемий, Маша, Полина, приподняв бровь и широко раскрыв глаза, по мере развития сюжета всё больше и больше удивлялись, какая Маша находчивая, и облегчённо вздохнули, когда Маша оказалась дома у дедушки с бабушкой). Обращали внимание, проявляется ли более определённое сопереживание и жалость к персонажам по мере развития сюжета: сопереживание и жалость, когда за медведем побежали собаки, дети поняли, что медведю грозит опасность (Злата, Диана, Даша И., Кристина С., Маша крепче прижали свою игрушку, стали гладить её; Олег, Кристина П, Федя, Артемий, стали произносить реплики, какие плохие собаки, и что они защитят мишку, вскакивали с мест, показывали, как они прогонят собак).
4. Фиксировали, сопровождается ли проявление эмоциональной оценки событий необходимостью общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех; восклицания, относящиеся к конкретным персонажам и т. д.)
Для определения уровней эмоционального развития на основе данных показателей были сформулированы следующие критерии:
Высокий уровень – ребёнок проявляет 5 показателей (ребёнок входит в сказочный сюжет и при этом проявляет радость, огорчение, удивление, сопереживание, дает оценку событиям).
Средний уровень – ребёнок проявляет 2-4 показателя (ребёнок входит в сказочный сюжет; проявляет при этом отдельные эмоциональные состояния: радость, огорчение, удивление, сопереживание к персонажам по мере развития сюжета или не всегда даёт правильную оценку событиям).
Низкий уровень – ребёнок выделяет 0-1 показатель (не входит в сюжет, хотя, подражая другим детям, может проявить отдельные эмоциональные состояния).
Диагностика проводилась со всеми детьми группы.
Проведение диагностики показало, что 3 ребёнка (Злата Ж., Кристина П., Маша П.) показали высокий уровень - 18 %.
5 детей (Камилла Г., Диана З., Даша И., Артемий Р., Кристина С.) показали средний уровень - 30 %.
9 детей (Даша Б., Настя Е., Фёдор Л., Настя М., Вика М., Олег П., Таисия Р., Лолита Т., Полина Ц.) показали низкий уровень эмоционального развития - 52 %. Данные диагностики можно представить в виде диаграммы (приложение №2).
Параллельно с диагностированием детей в октябре месяце было проведено анкетирование родителей с целью изучения особенностей литературного воспитания в семье (приложение № 3).
В анкетировании приняли участие 17 семей. Анкетирование показало: родители покупают книги и читают детям, в основном сказки и стихи. 70 % родителей читают 1-2 раза в день, 30% родителей читают 2-3 раза в день. На чтение отводится разный промежуток времени – от 10 минут до 1 часа. Большинство детей (9 из 17) внимательно слушают и понимают смысл прочитанного: пересказывают прочитанное, эмоционально реагируют на происходящие события и просят неоднократно прочитать их любимые сказки. Все родители беседуют с детьми о прочитанном, обращая внимание на персонажи, их действия, поведение и взаимоотношения, на плохое и хорошее. Рассматривание иллюстраций всегда происходит по ходу развития сюжета.
По результатам диагностики детей и анкетирования родителей можно сделать общий вывод, что родители не всегда знают, какие книги надо покупать, читают книги, соответствующие их возрасту, знают как правильно читать, на что обращать их внимание. Работа по эмоциональному развитию детей необходимо проводить, в тесном сотрудничестве с родителями.
II.2. Содержание работы по эмоциональному развитию детей с использованием произведений фольклора.
Деятельный этап. По результатам диагностики и анкетирования родителей была разработана система работы с детьми и родителями. Работу с детьми проводили как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Работа с детьми велась по следующим направлениям.
1. Адаптация к условиям дошкольного учреждения.
Задачи работы:
1) содействовать созданию эмоционально–положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфортности, защищенности;
2) содействовать установлению доверительных отношений между детьми и воспитателями.
С этой целью проводились разнообразные игры и упражнения, использовались потешки.
Пальчиковые игры:
* «Этот пальчик дедушка…».
* «Этот пальчик в лес пошёл…»
* «Ладушки - ладошки..»
Игры-хороводы:
* «Каравай…».
* «Матрёшки…»
* «Солнышко...»
* «Скачет зайчик…»
Игровые упражнения:
* «Зайка шёл, шёл, в огород зашёл… »
* «Шли, шли, шли, что-то нашли»
* «Пузырь» (приложение №3)
Потешки:
* «Кто у нас хороший...»
* «Пошёл котик на Торжок…» (приложение № 4).
2. Развитие речи.
Задачи работы:
1) обогащение словаря;
2) учить детей воспринимать изображённое на картинке; отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, повторять отдельные слова и фразы.
3) формирование звуковой культуры речи.
С этой целью в группе проводились занятия, игры на звукоподражание с элементами артикуляционной гимнастики, хороводные игры с текстом, пальчиковые игры, а так же использовались стихи, песенки – потешки.
Занятия (рассматривание картин):
* «Дети кормят курицу и цыплят», автор серии В. Езикеева и Е. Радина.
* «Таня и голуби» (серия «Наша Таня»), автор О.И. Соловьёва.
* «Дети играют в кубики», автор серии Е.Радина и В.Езикеева (приложение №5).
Хороводные игры:
* «Карусель»
* «Кукушка»
* «Паровоз»
Игры:
* «Скачет зайчик»
* «Кто как кричит»
* «Кого не стало»
Песенки:
* «Кисонька…»
* «Капель… »
* «Мишка косолапый…»
Песенки – потешки:
* «Водичка, водичка…»
* «Кисонька – мурысенька...»
* «Пошёл котик на Торжок…» (приложение №6).
3. Формирование культурно–гигиенических и трудовых навыков.
В этом направлении широко использовались колыбельные песенки, потешки, стихи, проводились игры – упражнения.
Упражнения:
* « Накормим куклу кашей»
* «Одевание куклы на прогулку»
* «Купание куклы Кати»
* «Укладывание куклы спать»
Потешки:
При умывании:
* «Вода текучая...»
* «Ай, лады- лады- лады...»
* «Чистая водичка...»
* «Закатаем рукава...» (приложение № 7)
При кормлении:
* «Жили – были сто ребят»
* «Гойда, гойда, люленьки...»
* «Умница Катенька»
* «Дубы, дубочки, пеку блиночки…» (приложение №8)
При одевании:
* «Вот они сапожки...»
* «Валенки, валенки…»
* «Завяжи потуже шарф...»
* «Большие ноги шли по дороге»
4. Формирование нравственных чувств: доброты, отзывчивости, гуманного отношения к окружающему миру.
С этой целью большое внимание уделялось чтению русских народных сказок, стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто, рассказов-миниатюр из «Азбуки» Л.Толстого.
Сказки: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Три медведя». Стихи: «Лошадка», «Зайка», «Мишка», «Мячик».
5. Культурно – досуговая деятельность.
Задачи:
1) содействовать созданию эмоционально положительного климата в группе, обеспечению у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;
2) привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках;
3) развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, эмоционально реагировать на них;
4) способствовать формированию навыка перевоплощения детей в образы сказочных героев.
С этой целью в работе с детьми проводились подвижные игры, игры-забавы, праздники с использованием малых форм жанра.
Забавы:
* «Из-за леса, из-за гор».
* «Привяжу я козлика...».
* «Котик и козлик».
Праздники:
* «Листопад».
* «Дед Мороз ».
* «Масленица».
* «Солнышко-ведерышко».
Театрализованные представления:
* «Пирог с капустой» - кукольный театр.
* «Заюшкина избушка», «Ладушки в гостях у бабушки», «Козлятки и волк»»- инсценировка русских народных сказок.
Работа с родителями велась в следующих направлениях:
I. Консультации в уголке для родителей под рубриками:
- «Как обращается с книгой ваш ребенок?».(приложение №9)
- «О чем и как беседовать с детьми после чтения произведения».
- «Когда читать, как долго и как часто».
- «Библиотека для детей». (приложение №10).
Были оформлены папки - передвижки:
- «Как знакомить детей с фольклором».
- «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в повседневной жизни малышей в разные режимные моменты).
- «Сказки для детишек» (приложение № 11).
- «Пальчиковые игры».
- «Игры и упражнения в период адаптации».
- «Праздники детства».
- «Список литературы» ( приложение № 12)
- «Если вы решили купить новую книгу ребенку» (приложение № 13).
II. Родительские собрания.
Одним из вопросов, рассматриваемых на родительских собраниях, был посвящен проблеме нашего исследования:
1. «Влияние малых фольклорных форм на воспитание и развитие ребенка».
2. «Чему учит сказка?».
3. «Какое место в семейном воспитании ребёнка принадлежит книге?» (приложение №14).
III. Открытое занятие с родителями.
1. «Весняночка»
Эффективно использовались малые фольклорные формы в период когда детей привели в новый сад, в новую группу. Во время тяжелого расставания с родителями мы переключали его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки, например: «Петушок, петушок, золотой гребешок», или «Киска, киска, киска, брысь!» Вариантом такого приема были игры ребенка со своими пальчиками. Дети с удовольствием перебирали их, наделяя именами близких людей, например: «Этот пальчик - дедушка». Чтение потешек, в которых упоминается имя ребенка, вызывало радость, желание повторить ее, например: «Кто у нас хороший?». Для установления открытых доверительных отношений между детьми и воспитателем в период адаптации проводились игровые упражнения, например: «Шли-шли, что-то нашли», «Раздувается Пузырь», «Зайка, шёл, шёл, в огород зашёл.. » и так далее.
Хорошо подобранные произведения фольклора помогали нам установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю, сближению детей между собой. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произнесенному тексту. Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт.
Не все дети реагировали на потешки одинаково. Так, если Настю М., Машу В. успокаивали потешки с перебиранием пальчиков, то Эллина и Егор, на эту потешку не реагировали и продолжали плакать. Мы привлекали этих детей к играм в сопровождении потешек. Посадив Егора на лошадку приговаривали «Еду, еду к бабе, к деду…». Катая вместе с Эллиной каталку – курицу или показывая заводную курочку, приговаривали «Курочка – тараторочка…». Так приходилось учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение.
Фольклор использовали и при формировании культурно- гигиенических навыков. Показ трудового действия мы сопровождали потешкой, песенкой. Например, при умывании, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождали процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Насте личико, Сашеньки – ладошки, а пальчики Нинель», или «Водичка, водичка, умой мое личико», или «Кран откройся, нос умойся». Дети повторяют потешку, открывают воду, намыливают мылом руки, моют, вытирают насухо полотенцем. Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселые потешки. А в дальнейшем они уже использовали народные потешки во время игр с куклой. Укачивая куклу спать, Майя и Катя напевали: «Баю-баюшки-баю! Баю Катеньку мою». Учили куклу ходить и ритмично приговаривать «Катя, Катя маленька, Катенька удаленька», любуясь куколкой, дети ласково произносили: «ротик – клюковка, носик – пуговка…».
При разучивании потешки «Как у нашего кота...», мы сопровождали слова определенными действиями. Дети копировали движения, интонацию обращения. Вариативность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности.
Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, мы использовали игрушки и картинки. Например, при чтении потешки «Сорока, белобока...» Полина ставила деток сороки друг за другом и раздавала им кашку, а самому последнему, «который ничего не делал», говорила: «Вот тебе горшок пустой, иди в угол и постой!».
При чтении потешки «Расти, коса» мы предлагали девочкам показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом. Игрушки и картинки позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешек: «Ночь прошла», «Водичка-водичка», «Уж ты, котенька-коток».
Дети самостоятельно переносили действия полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность. Во время игры с куклами они с удовольствием вспоминали содержание колыбельных песенок. Во время игры в «парикмахерскую» можно было услышать: «Варя, тебе не больно? Я тебе волосыки в ряд причешу, коса вырастет до пояса».
На занятиях мы не просто читали ту или иную песенку, потешку, а продумывали, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Так, к занятию, на котором разучивали потешку «Петушок, петушок», сделали костюм: пёрышки из картона разноцветные, шапочку петушка, взяли лист плотной бумаги, свёрнутый в высокий рулон укреплённый в высокой вазе – «спица». Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащало словарь детей, делало их речь эмоционально выразительной. Например, на занятиях по конструированию, малыши строили домики-теремки. Затем, по предложению воспитателя, каждый выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто в твой теремок постучался? Как он просился жить в теремке? Что он стал делать там?» Ответы детей: «Лисичка-сестричка рубашку шьет», «Мышка-норушка избенку метет» и т.д.). Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносили на действия с другими игрушками – куклами, матрешками, кошками и т.п. При этом интонацией они пытались передать характер того или иного персонажа. В соответствии со своим представлением придумывали ему определенные движения, например, матрешка в теремке плясала, кошка прибирала, а кукла варила обед. Или, построив из кирпичиков кроватку, укладывали куклу спать, а качать кроватку поручали котику: «Уж ты, котенька-коток, котя – серенький лобок. Приди, котик, ночевать...».
Проводили дидактические игры, например, «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение народного творчества), которые помогали закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
Практиковали мы и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества, например, про сороку. На роль сороки выбирали самого активного ребенка. Читая потешку, предлагали детям отобразить ее содержание в действиях. В результате потешка превращалась в игру и очень увлекала малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучали непосредственно, эмоционально. Например, Майя, исполняющая роль сороки, обращалась к своим деткам: «У меня нет молока, нельзя сварить кашку. Сходи, Максим в магазин», или «Влада , налей воды, будем чай кипятить». В таких играх принимали участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняли указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствовали все большую уверенность в своих силах, проявляли речевую активность.
В своей работе мы использовали и такой прием, как инсценирование произведений малых форм фольклора. Мы вносили специально подобранные игрушки и разные виды театра: кукольный, «Би-ба-бо» «пальчиковый». Все это вызывало у детей интерес к инсценировке, понимание и сопереживание сюжета. Так дети помогали спасать птичку, прогоняя кошку; звали на помощь собачку, когда лиса догоняет зайца; убаюкивали котенка, напевая «баю-бай», и т.д. Дети отвечали на вопросы воспитателя и персонажей; хлопали в ладоши, плясали вместе с куклами. Таким образом, все эти действия доставляли ребятам особую эмоциональность и вызывали большую радость.
Наша работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы родители знали, какие потешки, песенки, прибаутки мы разучиваем с детьми, мы сделали папку передвижку «Учите вместе с нами». В нее мы записывали песенки, потешки, пестушки, прибаутки и так далее, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. По каждому жанру проводились короткие беседы, консультации, разъяснялось, какую огромную пользу приносит народное творчество ребенку.
В уголок для родителей помещалась периодически меняющаяся информация: «Библиотека для детей», «Как ваш ребенок обращается с книгой», «Что читать, как читать и сколько времени». Большую помощь родители оказали нам в изготовлении атрибутов для различных видов театра, а также принимали непосредственное участие в инсценировках (кукольных представлениях).
Для нашей работы мы подобрали соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместили: книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки. Здесь же поместили фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный уголок», рассматривали иллюстрации, книжки, играли с персонажами знакомых потешек, и обыгрывали сюжеты.
II.3. Анализ результатов практической деятельности
Аналитический этап. В апреле 2008 года была проведена повторная диагностика по выявлению уровня эмоционального развития детей. Мы использовали ту же методику, что и при первичной диагностике, но с небольшим изменением. Читали другую русскую народную сказку: «Заюшкина избушка». Так же при проведении повторной диагностики мы выделяли индивидуальные особенности эмоционального поведения детей при прослушивании разных частей сказки.
Результаты диагностики: 5 детей (Злата, Вика, Кристина П., Маша, Кристина С.) – показали высокий уровень эмоционального развития (30%) ;
Дети проявляют 5 показателей эмоционального состояния, (ребёнок входит в сказочный сюжет и при этом проявляет: радость, огорчение, удивление, сопереживание, жалость, даёт оценку событиям)
7 детей (Даша Б., Камилла, Настя Е., Диана, Даша И., Олег, Артемий.) имеют средний уровень эмоционального развития (40%); Проявляют 4-2 показателя (все эти дети входят в сказочный сюжет, но проявляют при этом отдельные эмоциональные состояния, Даша Б.- проявила огорчение и удивление; Камилла- радость и огорчение; Диана – радость, огорчение и сопереживание; Даша И.- радость и жалость; Олег – огорчение и жалость; Артемий – удивление, сопереживание;
5 детей (Федя, Настя М., Тая, Лолита, Полина) показали низкий уровень эмоционального развития 30%. Федя, Полина, Настя М. – гиперактивные не сидят на месте, поэтому удержать их внимание достаточно сложно, Лолита, Тая –спокойные, не проявляют особых эмоций. Результаты можно увидеть в таблице и на диаграмме (приложения № 15, 16).
При сравнении результатов первичной и повторной диагностики видно, что количество детей с низким уровнем уменьшилось ( в начале года 9 детей не входили в сюжет и проявляли одно эмоциональное состояние при прочтении сказки «Маша и медведь» Даша Б., Полина- проявили удивление; Настя Е., Лолита - огорчение; Фёдор, Олег – жалость; Настя М., Вика, Таисия - радость; что составляло 52 %, в конце года 5 детей при прочтении сказки «Заюшкина избушка» что составило 30%);
Увеличилось количество детей со средним уровнем ( было на начало года 5 детей, все эти дети входят в сказочный сюжет, но проявляют отдельные эмоциональные состояния: Камилла - радость, огорчение; Диана, Даша И., Кристина С. – радость, сопереживание; Артемий – удивление, сопереживание; что составило 30 %, на конец года 7 детей , 40 %);
Увеличилось количество детей с высоким уровнем ( было на начало года 3 ребёнка, эти дети входят в сказочный сюжет и проявляют эмоциональное состояние: радость, огорчение, удивление, сопереживание; 18% , на конец года 5 детей, 30%. ( приложение № 17)
Также было проведено повторное анкетирование родителей, из которого были сделаны следующие выводы. Родители стали покупать детям разнообразные книги, главным образом, произведения, связанные с УНТ: стихи, сказки, забавы, шутки, прибаутки, песенки, потешки, загадки и тому подобное. Родители (7 из 17) стали чаще читать детям. Дети стали внимательнее слушать и понимать смысл прочитанного, эмоционально реагировать на события и поступки персонажей, отвечать на вопросы по содержанию, давать оценку событиям и персонажам, передавать словами, действиями содержание прочитанного. Родители, беседуя с детьми о прочитанном, обращают внимание на доброе и гуманное отношение ко всему живому, образность и красоту звучащей речи, юмор, на поведение и взаимоотношения персонажей, на оценку событий и поступков героев и т.д. Рассматривание иллюстраций всегда происходит по ходу развития сюжета. (приложение №18).
Практическая значимость работы проявилась в составлении рекомендаций по использованию произведений фольклора и в отборе и апробировании наиболее эффективных форм работы для развития эмоциональной сферы детей.
Заключение.
Проделанная работа позволила доказать, что выдвинутая гипотеза, а именно: произведения фольклора станут средством развития эмоциональной сферы детей раннего возраста при соблюдении ряда условий, а именно: осуществлении их отбора на основе принципов, предъявляемых к художественному произведению и использовании разнообразных методов и приемов в процессе ознакомления с ними, подтвердилась.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребенка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
На основе выше изложенного можно составить ряд рекомендаций для дальнейшей работы:
- Работа по развитию эмоциональной сферы детей должна проводиться систематически, планомерно и целенаправленно.
- Данную работу необходимо осуществлять в разных видах деятельности.
- Работу проводить в тесном взаимодействии с родителями.
Литература.
- Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1983.
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М., 1988.
- Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.
- Детская литература /Под редакцией Е.Е.Зубаревой. – М, 1985.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., 2002.
- Белкина А.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. –Воронеж, 2004.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. – М., 1988.
- Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга /Под редакцией В.И.Логиновой. – М., 1992.
- Дановский А.В. Детская литература. – М., 1978.
- Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника /Под редакцией А.Д.Кошелевой. – М., 1985.
- Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм //Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – с.20-22.
- Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников /Под редакцией О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. – М., 2003.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 2000.
- Криницына Н. Дети любят потешки //Дошкольное воспитание. – 1991. -№11. – с.16-18.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М., 2005.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
- Маханева М.Д., Рещикова СВ. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М., 2005.
- Нагаева Л.Г. Выбираем ребенку книгу по душе и «по плечу» //Дошкольная педагогика. – 2005. - №4. – с.59-61.
- Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких //Дошкольное воспитание. – 1990. - №10. – с.51-59.
- Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких //Дошкольное воспитание. – 1991. - №6, с.46-54.
- Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких //Дошкольное воспитание. – 1997. - №7. – с.37-42.
- Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка. – М., 2001.
- Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей //Дошкольное воспитание. – 1990. - №7. – с.15-18.
- Рожина Л.Н. Книги в семье. – Минск, 1972.
- Тихомирова И.И., Куракина Я.И. Говорушечка с книгой в руках //Дошкольная педагогика. – 2004. - №15. – с.48-50.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1961.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.
- Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
- Шинкарь Г. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста //Дошкольное воспитание. – 1990. - №10. – с.8-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...
Особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня
В статье описаны особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня, а также влияние семьи на развитие таких детей....
Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста
Цикл игровых познавательных мероприятий направлен на ознакомление детей с миром эмоций, формирование умения различать и понимать свои чувства и чувства других людей....
Исследование уровня развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста на базе ГБДОУ № 87, Красногвардейского района, часть 1
эмоциональная сфера...
«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста»
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом....
Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"
Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей, к музыкальному искусству начиная...
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Песочная терапия приобретает все большее значение в детском развитии. Она позволяет работать с внутренними переживаниями ребенка, корректировать его эмоциональное поведение, стимулировать его развитие...