Особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня
статья по логопедии по теме

Мещерякова Евгения Юрьевна

В статье описаны особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня, а также влияние семьи на развитие таких детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I УРОВНЯ

Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослым. Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. На первом году жизни ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития — от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. Как отмечает Р. М. Грановская, на базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его близких людей, которое со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, превращается в высшие эмоциональные процессы — интеллектуальные и эстетические, составляющие эмоциональное богатство личности [2].

Семья — первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие личностные качества.
      Семья сильна, прежде всего, своими эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Здесь он учится жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Вот почему следует особо подчеркнуть значение семьи. Если в семье нет любви, доверия, эмоциональной близости, которая просматривается во взглядах, мимике, поступках, то нет почвы для социального развития. Ссоры, разобщенность, эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказываются на психическом развитии ребенка, и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общении.

При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Как показывает практика,  не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX в. и определено как общее недоразвитие речи [9].

Общее недоразвитие речи I уровня – тяжёлое нарушение речи, накладывающее отпечаток  на эмоциональное развитие ребёнка. Ещё Р.Е. Левина (1977), А.В. Ястребова (1968) и др. отмечали, что формирование личности детей с тяжелыми нарушениями речи связано с характером их дефекта. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка [13].

По мнению Г.В. Грибановой (1980), В.В. Ковалева (1979), К.С. Лебединской (1982), А.Е. Личко (1980), наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы [7].

В своём исследовании мы работали над решением следующих задач:

  • в результате анализа научно-теоретической литературы определить сущность и основные характеристики процессов речевого и эмоционального развития;
  • рассмотреть понятие «общее недоразвитие речи»;
  •  изучить особенности речевого и эмоционального развития детей четвёртого года жизни с ОНР I уровня.

Для решения вышеперечисленных задач в своей работе мы провели анализ научно-теоретической литературы для определения сущности и основных характеристик процессов речевого и эмоционального развития. Результаты анализа показали, что речь, как и эмоции в своём становлении проходит  ряд этапов. Важным является то, что эти процессы взаимосвязаны. Так при нарушениях речевого развития ребёнка в той или иной степени начинает страдать эмоциональная сфера и наоборот.

Общее недоразвитие речи –  это форма речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Несмотря на вариативность клинических характеристик детей с общим недоразвитием речи, общим для них является системное недоразвитие речи. При этом особенно стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи. Таким образом, у детей нарушены все компоненты речевой системы.

При таком сложном речевом нарушении, у детей страдает и эмоциональная сфера. Для детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи первого уровня характерны различные отклонения и особенности эмоционального развития. К таким особенностям эмоционального развития относятся: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживание контакта с ними.

Для подтверждения полученных в результате анализа теоретических данных, на практике нами было проведено исследование, в котором приняли участие две группы детей: экспериментальная (два ребёнка четвёртого года жизни с ОНР I уровня) и контрольная (пять детей с нормой речевого развития того же возраста).

Для определения уровня речевого развития детей четвёртого года жизни с общим недоразвитием речи I уровня мы воспользовались  методикой Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной. Данная методика как нельзя лучше подходит для проведения нашего исследования, т.к. она рассчитана на детей 3–4 лет, в ней подобраны пробы и на определение уровня речевого развития ребёнка, и на определение особенностей развития личности и эмоционально-волевой сферы.

Для уточнения и расширения сведений об эмоционально-волевой сфере детей мы провели наблюдение за детьми и беседу с родителями и воспитателями.

Наблюдение – один из важнейших и самых «старых» методов психологии, сохраняющий свое значение и поныне. Наблюдение дает ценнейшую информацию, которую невозможно получить с помощью других методов – информацию о функционировании изучаемого объекта в естественных условиях [11].

Как было отмечено ранее, семья играет немаловажную роль в эмоциональном развитии и личностном становлении ребёнка. Для получения сведений о составе семьи, об эмоциональной атмосфере в семье нами были проведены беседы с родителями и воспитателями.

Таким образом, для определения уровня речевого развития детей экспериментальной группы нами была использована методика Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, которая также позволяет определить особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. А для уточнения и расширения сведений о состоянии эмоционального развития детей обеих групп и их сравнения мы воспользовались наблюдением за детьми и беседой с родителями и воспитателями.

Наша работа посвящена исследованию речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня. У детей, участвующих в нашем обследовании, речь лепетная, скудный объём активного словаря. Хотя пассивный словарь богаче активного, эти дети всё равно отстают от возрастной нормы в речевом развитии.

Чтобы определить, есть ли разница между эмоциональным развитием детей с нормальным речевым развитием и детей с речевой патологией, мы провели наблюдение за двумя группами детей.

В силу ограниченных возможностей речевого общения, дети с речевой патологией чаще прибегают к помощи эмоций во время взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Стоит отметить, что дети экспериментальной группы легче шли на контакт со взрослыми, чем со сверстниками, в то время как детям контрольной группы проще контактировать между собой. Возможно это связано с тем, что в группе сверстников дети с нарушениями речевого развития чаще сталкиваются с непониманием требований, чем при общении со взрослыми.

Дети контрольной группы спокойнее ведут себя на занятиях, их внимание более устойчиво по сравнению с детьми экспериментальной группы. Причиной этому может служить разница в объемах пассивного и активного словарей детей этих групп. Из-за скудного словарного запаса дети с ОНР  I уровня хуже понимают инструкции, результатом чего становится неустойчивость внимания и сниженная работоспособность. По той же причине детей сложнее заинтересовать какой-либо деятельностью, но если это сделать удаётся, дети с интересом выполняют предложенное задание, не уступая участникам контрольной группы.

Как и дети с нормальным речевым развитием, дети с ОНР I уровня адекватно реагируют на порицание и похвалу. При правильно выполненном задании и получении одобрения за выполнение со стороны взрослого дети испытывают удовольствие и радость, которая проявляется в интонационном и мимическом реагировании на ситуацию. Если же воспитатель или другой взрослый делает замечание, ребёнок исправляет своё поведение в соответствии с требованием.

Настроение участников экспериментальной группы является неустойчивым. Оно может легко меняться от незначительных поводов, на которые дети контрольной группы реагируют спокойно или не реагируют вообще. К таким поводам, например, может относиться смена воспитателя в течение дня.

В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей обеих групп нами также были отмечены некоторые особенности развития детей с ОНР I уровня. Во время игры эти дети меньше взаимодействуют с окружающими, чем дети без отклонений речевого развития. Это также может быть вызвано отсутствием понимания в группе сверстников из-за ограниченных речевых возможностей. Реакция на непонимание требования дать игрушку у детей экспериментальной группы была различной. Так один ребёнок начинал раздражаться и проявлял некоторую агрессию, а другой ребёнок начинал плакать.

При наблюдении за поведением детей в ситуациях сопереживания (пожалей другого ребёнка или куклу) дети обеих групп проявляли заботу и чувство эмпатии. И если дети контрольной группы сопровождали свои действия ласковыми словами и словами сочувствия, то дети с ОНР I уровня использовали лепет, интонированный соответствующим ситуации образом, и мимические реакции на происходящее.

Для определения способности к интонированию, детям контрольной группы было предложено рассказать хорошо знакомые стихи. В большинстве случаев интонация была однообразной с выделением вопросительной интонации.

При более тщательном изучении интонации детей с ОНР было установлено, что дети повторяют предложенные варианты интонирования междометий («Ах!» «Ой!» «Фу!» и т.д.). Правда, некоторые варианты интонации давались детям с трудом: удивление и вопросительная интонация.

В целом же, не смотря на частые смены настроения детей экспериментальной группы, преобладающим со слов воспитателя остаётся хорошее, приподнятое настроение.

Обобщая результаты, полученные в ходе обследования двух групп детей, можно сделать вывод о дисгармонии между речевым и эмоциональным развитием детей экспериментальной группы. Утрированность эмоций является способом компенсации грубого речевого недоразвития детей и помогает в некоторой степени компенсировать недостаток речевого общения.  Мимические проявления эмоций и интонационные реакции у детей с ОНР более выражены, чем у детей с нормальным речевым развитием, что также способствует улучшению понимания окружающими того, что хочет сказать ребёнок.  Таким образом, дети младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня стараются компенсировать недостаток речевого общения теми способами, которые у них являются более сохранными, то есть сопровождают свою лепетную речь более ранней формой общения по М.И. Лисиной. То есть они «зависают» на эмоциональном общении.  

Также нами были проанализированы сведения, полученные в ходе бесед с родителями и воспитателями о составе семьи и эмоциональной атмосфере в семье. Трое детей, участвующих в эксперименте, воспитываются в неполных семьях. Для этих детей характерна неустойчивость внимания на занятиях и более частые смены настроения, чем у сверстников.

Результаты исследования подтвердили данные, полученные при анализе научно-теоретической литературы. Дети с ОНР I уровня имеют специфические особенности развития эмоциональной сферы. Не имея в арсенале достаточного запаса активного словаря, они пользуются эмоциональным общением, но такое решение проблемы не всегда помогает. В результате дети проявляют раздражительность и агрессивное поведение по отношению к окружающим.  Принимая во внимание роль семьи в развитии ребёнка и опираясь на полученные в ходе эксперимента данные, стоит отметить, что для нормального речевого и эмоционального развития ребёнка в семье должна быть создана атмосфера любви, доверия, эмоциональной близости, которая просматривалась бы во взглядах, мимике, поступках. Если этого нет, то у ребенка нет образца для полноценного эмоционального развития, а, следовательно,  нет почвы для социального развития.

Литература

  1. Баенская. Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Текст] / Е. Р. Баенская. – М. : Терефин, 2007.– 112 с.
  2.  Грановская, Р. М. Элементы практической психологии [Текст]. / Р. М. Грановская. — 2-е изд.— Л. : Издательство Ленинградского университет, 1988. — 560 с.  
  3.  Жукова,  Н. С.  Преодоление   общего   недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. –  М. : Педагогика, 1990. — 320 с.    
  4.  Изард. К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. — СПб. : Питер, 1999. — 464 с.
  5.  Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи : монография [Текст]. – СПб. : КАРО, 2006. – 240с.
  6. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] /  Р. И. Лалаева,  Н. В. Серебрякова.— СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.    
  7.  Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей : учеб. пособие [Текст]. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 216с.    
  8.  Лисина, М. И.  Возникновение и развитие непосредственно–эмоционального общения с взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А. В. Запорожца,  М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1974. – 144с.
  9.  Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.    
  10. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.    
  11.  Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] / под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб. : Дидактика Плюс, 2000. – 351 с.  
  12. Савина, Е. А. Состояние диалогической речи у детей младшего школьного возраста, имеющих общее недоразвитие речи [Текст] / Е. А. Савина // Практическая психология и логопедия. — 2005. — № 4. — с.26-28
  13.  Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. – 2-е изд. –  М. : АРКТИ, 1997. - 131 с.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Театрализованная деятельность - одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...

Комплекс занятий для развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

Цикл игровых познавательных мероприятий направлен на ознакомление детей с миром эмоций, формирование умения различать и понимать свои чувства и чувства других людей....

«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом....

Методическая разработка на тему "Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через восприятие классической музыки"

Данная исследовательская работа является результатом моих многолетних  поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей,  к музыкальному искусству начиная...

Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"

Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Прог...