Программа развития социально - эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Я и другие"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме

Николаева Ольга Валентиновна

Программа развития социально -эмоциональной сферы предназначена для работы педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года: старшую и подготовительную группы. Программа направлена на  развитие социально - эмоционального благополучия детей через формирование чувства внутренней устойчивости и произвольности, через развитие навыков эффективного взаимодействия друг с другом. С помощью данной программы и содержащегося в ней тематического плана, у ребенка формируются: чувство принадлежности к группе, умение слушать и договариваться, помогать другому, учитывать мнение партнера, подчиняться его требованиям; формируется способность к эмпатии, сопереживанию, ребенок учится понимать свои эмоции и эмоции других, учится контролировать негативные проявления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 120» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей

ПРОГРАММА

Развития социально – эмоциональной сферы детей

старшего дошкольного возраста

на тему «Я и другие»

составитель:

педагог – психолог

Николаева О.В.

г.Дзержинск

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

1.

Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

4

2.

Игровая деятельность как средство формирования навыков общения и создания эмоционального благополучия в детском коллективе

4

3.

Цель и задачи игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

5

4.

Основные этапы программы

5

5.

Календарно-тематическое планирование

6

6.

Предполагаемый результат

13

Список используемой литературы

14

Пояснительная записка

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье детей, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложноорганизованную систему регуляции поведения ребёнка.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Взрослые порой часто не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, агрессию, враждебность.

Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество.

У детей дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: эоционально-потребностной сферы.

 Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.

Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.

Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Одной из первостепенных задач является создание условий для того, чтобы у детей всегда было хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми используются игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Данная программа рассчитана на 2 года и состоит из 37 занятий: в первый год 17 занятий по 20-25 минут, 1 раз в неделю, во второй год – 20 занятий, 1 раз в неделю по 25-30 минут. Количество детей в группе 10-12 человек. Занятия проводятся с октября / ноября месяца, после проведенного диагностического обследования.

Программа составлена на основе программ развития эмоциональной сферы:

  • «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» – С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник
  • «Программа развития социально – эмоциональной сферы» – Г.А. Широкова

  1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке.

Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится овладение собственным поведением.

Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том. какой он есть, но и о том. каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.

На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление различных знаний и сведений об окружающем, которыми ребёнок жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности. а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Игровое пространство усложняется. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

К 7 годам изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.

Создаются благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным. Важнейшие показатели личностного роста ребенка - это эмоциональное благополучие, сформированность самооценки, средний уровень тревожности. Вовлекая ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, необходимо дать ему возможность познать себя и стремиться к общению с другими детьми.

Психолого - педагогическое сопровождение социально - эмоционального развития детей 5-7 лет актуальная и востребованная задача.

  1. Игровая деятельность как средство формирования навыков общения и создания эмоционального благополучия в детском коллективе

По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития». Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует сплочению детского коллектива, помогает воспитанникам найти общий язык, учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок в игре учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт.

Эффективность развития ребёнка достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок получает только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

  1. Цель и задачи игровой деятельности с детьми

Цель игровой деятельности: развитие социально-эмоционального благополучия детей через формирование чувства внутренней устойчивости и произвольности, через развитие навыков эффективного взаимодействия детей друг с другом.

В соответствии с этой целью формируются задачи:

  • Формировать сплочённость детского коллектива:
  • развивать чувство принадлежности к группе, общности с ней:
  • установить атмосферу доверия в группе.
  • Формировать коммуникативные навыки:
  • развивать умение детей слушать, договариваться:

-помогать другому;

-учитывать мнение партнёра, подчиняться его требованиям.

  • Формировать адекватную самооценку у детей, способствовать повышению уверенности в себе;
  • Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  • Продолжить обучать ребёнка контролировать эмоции и управлять ими.
  1. Основные этапы работы
  1. этап

Цель: знакомство Задачи.

  1. Создать ощущение психологической безопасности во время проведения занятий.
  2. Повышение у детей уверенности в себе
  3. Сплочение группы.
  4. Учить оказывать поддержку.

На этом этапе в играх не должно быть конкуренции. Если в группе есть проблемные дети, то они себя могут повести неадекватно: может проявиться агрессия. Надо быть готовыми к таким реакциям.

Ожидаемый результат I этапа.

Отсутствие страхов перед контактами со сверстниками.

Позитивное отношение к занятиям.

Активное участие в играх.

Умение оказывать поддержку сверстникам и принимать её.

II этап

Цель: развитие невербальных средств общения.

Задачи.

  1. Привлечь внимание детей к эмоциональному состоянию и поведению сверстников. Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и понимать выражение эмоционального состояния другого человека.
  2. Учить понимать разные языки общения: мимику, движения, прикосновения, интонацию и др.
  3. Развивать у детей умение адекватно искать разные языки общения в контакте со сверстниками.

У детей основное состояние - эгоцентризм. Поэтому воспринимают сверстника как соперника, мешающего что-то взять. Необходимо научить ребёнка воспринимать сверстника как партнёра по игре. Лучший способ - реакция уподобления, подражания. Это научит ребёнка понимать другого.

Ожидаемый результат II этапа.

Дети знают названия основных эмоциональных состояний, могут передавать их разными способами. Могут понять и отразить эмоциональное состояние сверстника.

III этап

Цель: овладение детьми подвижными играми с правилами.

Задачи.

  1. Учить детей осознавать собственные негативные эмоции и освобождаться от них. (Произвольность)
  2. Изменить отношение детей к ситуации проигрыша, научить способам самоподдержки.
  3. Формировать эмоционально-волевую саморегуляцию поведения на основе выполнения правил в игре, развивать произвольность.

На этом этапе  вводим детей в конкурентные отношения очень осторожно, убедившись

В эмоциональной  устойчивости детей. Детям очень трудно сдерживать эмоции в ситуации проигрыша, на фоне успеха других.

Ожидаемый результат III этапа.

Дети выполняют правила в игре, адекватно реагируют на ситуацию проигрыша, самостоятельно освобождаются от негативных реакций в ситуации проигрыша, выбирают водяшего с помощью «считалки».

IV этап

Цель: формирование умения выстраивать продуктивные, устойчивые отношения.

Задачи.        

  1. Развивать способность к сотрудничеству, умению договариваться.
  2. Создавать ситуацию, способствующую согласовывать действия с партнёрами по игре и умению договариваться. Обучение детей речевым средствам общения
  3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Ожидаемый результат IV этапа.

Дети умеют согласовывать свои действия при достижении игровой цели: способны длительное время самостоятельно, бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками в игре: умеют договариваться с поиском компромиссного решения.

5. Календарно-тематическое планирование

1 год:

Дата

Тема

Программное содержание

Методические приемы

1

2

3

4

Ноябрь

Робость

Повышение у детей уверенность в себе; Сплочение группы; Знакомство с чувством робости

  1. Приветствие
  2. Знакомство с эмоцией Робость
  3. Игра «Я - лев»
  4. Игра «Я очень хороший»
  5. Прощание

Радость 1

Знакомство с чувством радости; Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; Развитие способности понимать  и выражать эмоциональное состояние другого человека;

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Поздоровайся с соседом»
  3. Знакомство с эмоцией Радость
  4. Игра «Солнечный зайчик»
  5. Этюд «Встреча с другом»
  6. Рисование на тему Радость
  7. Игра «Доброе животное»

Радость 2

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Поздоровайся  и подвигайся»
  3. Упражнение «Солнечный зайчик»
  4. Мимическая гимнастика
  5. Упражнение «Театр»
  6. Аппликация Радость

Декабрь

Радость 3

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Поздороваемся и пропоем свое имя»
  3. Игра с платком
  4. Игра Азбука настроений
  5. Игра Доброе животное
  6. Прощание

Радость 4

Закрепление знаний о чувстве радости

  1. Приветствие
  2. Упражнение Поздороваемся шепотом
  3. Повторение Радость
  4. Игра Изобрази
  5. Игра Что в коробке?
  6. Прощание

Январь

Страх 1

Знакомство с чувством страха; Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Поздороваемся с улыбкой»
  3. Игра Солнечный зайчик
  4. Игра «Театр»
  5. Прощание

Страх 2

Продолжение знакомства с чувством страха, поиск путей преодоления страха, развитие эмпатии, умения сопереживать другим

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Поздороваемся и поделимся добром с соседом»
  3. Игра Азбука настроений
  4. Игра «Театр»
  5. Прощание

Февраль

Страх 3

Учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям; развивать умение справляться с чувством страха; учить детей выражать чувство страха в рисунке

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Поздороваемся, как паровозик»
  3. Рисование «Иллюстрации к книге страхов»
  4. Рассматривание иллюстраций
  5. Прощание

Страх 4

Продолжение знакомства с чувством страха

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Пропоем свое имя и имя других ребят»
  3. Игра «Сказка про страхи»
  4. Рефлексия
  5. Прощание

Удивление

Знакомство с чувством удивления; Закрепление мимических навыков

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Громко поздороваемся»
  3. Упражнение Удивление
  4. История «Живая шляпа»
  5. Упражнение «Удивленный кружок»
  6. Прощание

Март

Самодовольство

Знакомство с чувством самодовольства

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Поздороваемся»
  3. Повторение эмоций
  4. Игра «Хвастунишки»
  5. Игра «Сказка»
  6. Прощание

Закрепление знаний о чувствах

Закрепление умения различать чувства

  1. Приветствие
  2. Игра «Паровозик с именем»
  3. Игра «Изобрази настроение»
  4. Подвижная игра
  5. Прощание

Злость

Знакомство с чувством злости; тренировка умения различать эмоции

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Громко поздороваемся»
  3. Знакомство с пиктограммой злость
  4. Упражнение «Театр»
  5. Игра «Выплесни злость»
  6. Игра «Доброе животное»
  7. Прощание

Стыд, вина

Знакомство с чувством вины

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Поздороваемся с соседом справа»
  3. История «Косточка» / Упражнение «Театр»
  4. Игра «Подарки»
  5. Прощание

Апрель

Отвращение, брезгливость

Знакомство с чувством отвращения

  1. Приветствие
  2. Упражнение «Поздороваемся в движении»
  3. Пиктограмма Брезгливость/ История «Соленый чай»
  4. Упражнение «грязный листок»
  5. Упражнение «Грязно»
  6. Прощание

Взлохмаченные человечки

Закрепление полученных знаний, развитие умения передавать эмоции художественными средствами.

Творческая мастерская: Создание портретов.

Русские горки

Творческая мастерская: Вагончики с ребятами у которых разное настроение.

2 год:

п/п

Тема

Программное содержание

Методические приемы

1

2

3

4

Октябрь

Каждый привлекателен по своему

Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей

  1. Беседа о том, какие люди разные, чем они отличаются, чем похожи.
  2. Игра «Назови ласково» №9, стр. 143

Цель: развивать позитивное самовосприятие.

Ход: ребенок называет себя именами, которые ему нравятся, так, как называют его дома. Дети повторяют.

  1. Рисование «Автопортрет»
  2. Беседа по рисункам

Октябрь

Развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу

  1. Беседа о том, как можно показать другому, что он хороший.
  2. игра «Комплимент» №7, стр.25

Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

  1. Игра «Газета» № 9 стр. 143

Цель: развитие тактильного контакта детей группы, преодоление барьеров в общении

Ход: на пол кладется газета, на ней должно поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей – как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете

Я+Ты=Мы

Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия.

  1. Схематическое рисование правил «хорошего общения»:
  • Помогай друзьям
  • Делись с ними
  • Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее
  • Не срывай злость на других
  • Не ссорься по пустякам
  • Не смейся над ошибками других – ты можешь ошибиться сам
  1. Беседа по рисункам
  2. Игра «Ласковые лапки» № 3, стр.154

Ноябрь

  1. Игра «Молекулы» № 9 стр. 144

Ход: дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу

  1. Игра «Комплимент»№ 7, стр. 25
  2. Рисование «Моя группа»
  1. Игра «Комплимент» № 7, стр. 25
  2. Игра «Колокольчик» № 9, стр. 144

Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

  1. игра «Ток» № 9, стр. 144
  2. Ход: дети стоят в кругу, держаться за руки и пожимают их – передают ток

Создание коллажа «Наша группа»

Декабрь

Волшебные средства понимания

Знакомство с интонированием речи, имимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей

  1. Игра «Я чуствую…» № 9, стр. 145

Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

  1. Игра «Молекулы» № 9, стр. 144
  2. Интонационные этюды: детям предлагается произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно
  1. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимике, пантомимике
  2. Изготовление масок
  3. Игра «Маски» № 9, стр. 145

Ход: ребенок, одев маску, передает настроение этой маски

  1. Игра «Руки» № 9, стр. 145

Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками

  1. Игра «Ниточка с иголочкой» № 3, стр. 122
  2. Игра «Я чувствую…» № 9, стр. 145

Январь

Настроение

Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей

  1. Игра «Лото настроение» № 9, стр. 145
  2. Рисование «Мое настроение» № 9, стр. 145
  3. Беседа по изображениям эмоций
  1. Упражнение «Возьми себя в руки!» №9, стр. 145
  2. Упражнение «Лев» №1, стр. 153
  3. Игра «Создай марионетку» №9, стр. 145

Волшебная линия

Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций

  1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.
  2. Создание картины с помощью линий

Февраль

  1. Беседа по рисункам
  2. игра «Я не знаю» № 3, стр. 148
  3. Игра – релаксация «Волшебный сон» №3, стр. 96

Я – хороший, я – плохой

Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера

  1. Игра «Наоборот»№ 9, стр. 146

Ход: дети сидят в кругу, тот, кому кинули мяч, называет противоположное качество: добрый – злой.

  1. Сказка «Чертенок»
  2. Игра «Собаки бывают»№9, стр. 146

Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки

  1. Игра «Я умею» №9, стр. 146

Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое)

  1. Игра – релаксация «Цветочная поляна» №9, стр.146

Ход: детям предлагается представить цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть

  1. Рисование цветка

Март

Любимые сказки

Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств

  1. Игра «Назови героя»№9, стр. 147

Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки

  1. Игра «Сказка наоборот» №9, стр. 147

Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать

  1. Рисование «Письмо любимому герою»

Вместе веселее

Расширение опыта позитивного взаимоействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других

  1. Игра «Бумажные развалы» №9, стр. 147

Ход: сразу оговорить, что дети после занятия убирают. Затем предполагается начать. Дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучку. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх

  1. Игра «Не намочи ноги» №8, стр. 257
  2. Игра «Найди пару» №6, стр. 15
  3.  Игра «Зеркало» №4, стр. 243

Апрель

Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии

  1. Сценка «Вместе и порознь». Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенок захотел очень сильно поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов они поссорились. Им стало очень плохо и скучно. А потом они поговорили и помирились.
  2. Обсуждение сценки
  1. Игра «Вежливые слова» №2, стр. 243
  2. Игра «Карусели» № 8, стр. 218
  3. Игра «Путаница» № 2, стр. 244
  1. Коллективное сочинение сказки
  2. Игра «Колокольчик» № 9, стр. 144
  3. Игра - релаксация № 5, стр. 29

6. Предполагаемый результат

Критерием эффективности проведенной работы с детьми служит:

  1. Позитивные отношения между детьми
  2.  Появление сплоченности коллектива
  3. Преобладание положительных эмоций у детей;
  4. Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);
  1. Развитие способности к эмоциональному сопереживанию.
  2. Способность адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.
  3. Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);
  4. Повышение уверенности в своих силах.

Список используемой литературы

  1.  Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно - методическое пособие.2-е изд. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.- 283с.
  2. Алябъева Е.А. Занятия по психогимнастика с дошкольниками: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160с.
  3. Белопольская И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально – коммуникативная игра для детей 4-10 лет. – М.: Когито – центр, 1994
  4. Выготский Л.C.        Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ. 1997.
  5. Выготский Л.C.        История развития высших психических функций: В 6 т.

Т 3. М.: Педагогика. 1983.

  1. Выготский JI.C. Психология. М.: Апрель-Пресс. 2000.
  2. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии/сост. С.В. Лесина, Г.П.Попова, Т.А. Снисаренко. - Волгоград : Учитель, 2008. - 164 с.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2007
  4. Лук А.Н. Эмоции и личность . – М.: Знание, 1982
  5. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт. - сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 123с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн.2 Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480с.: ил.
  7. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М.: АРКТИ. - 2008. - 72с.
  8. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт. - сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133с.
  9. ХухлаеваО.В Тропинка к своему Я. М.. Генезис. 2006.
  10. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998
  11. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995
  12. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010. - 384с.
  13. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 382 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"

         Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Формирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста как средство социально – коммуникативного развития.

В статье представлены цель, предмет, объект, задачи исследования по формированию эмоциональной сферы дошкольников....

Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...

Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстнико...

Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок)

   Отличительной особенностью данной развивающей программы является то, что художественное слово сказок (народных и авторских) используется как инструмент эмоционального развития дете...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаемый цикл коррекционно-развивающих занятий построен в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностног...