«Духовно – нравственное воспитание на основе экологической культуры»
статья по окружающему миру по теме
Доклад на тему духовно - нравственного воспитания на основе экологической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад «Лучик» - филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка»
Доклад
«Духовно – нравственное воспитание на основе экологической культуры»
Воспитатель: Дьяконова Е.В.
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир
природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
источник детского разума».
В.Сухомлинский
В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.
Приоритетным направлением в работе мной была выбрана тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста». Моя цель – воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Образовательная программа нашего детского сада построена на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой. Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа C.Н. Николаевой “Юный эколог”.
Основой работы по нравственно–экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:
- системность;
- интеграция;
- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
- обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;
- уважение личности каждого ребенка;
- преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы. Имеется соответствующий материал для поисково-исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.
Для родителей ежемесячно оформляется папка-передвижка, в которой размещается материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца.
Моя педагогическая идея – способствовать становлению у детей научно-познавательного, эмоционально- нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Я являюсь организатором экологического кружка «Светлячок». Работа кружка выстраивается таким образом, что бы ребенок эффективно применял и успешно запоминал те сведения, которые он получит в результате самостоятельного, непосредственного исследовательского поиска, опыта.
Моей задачей является формирование таких нравственных качеств личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность, ответственность, заботливое и бережливое отношение к объектам природы.
В процессе творческого общения у меня сложились с детьми отношения, построенные на принципе доброты и сердечности, уважения друг к другу и бережной заботы о природе. Занятия по экологии, наблюдения и опыты раскрывают духовный потенциал ребенка и дают реальную возможность адаптироваться в окружающей среде.
Во время походов в лес, парк, к реке мы наблюдаем с детьми за состоянием мест отдыха. Объясняем им, что они должны заботиться обо всём живом в природе, а также уметь замечать действия людей и давать им соответствующую оценку. Общение с животными - еще одна важная
деятельность в процессе экологического воспитания, которая способна пробуждать в детях душевность, бескорыстность, доброту и гуманность, т.е. нравственные качества. Ежегодно зимой дети вместе со взрослыми делают кормушки для птиц.
Очень интересны детям экскурсии в музей, которые обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души дошкольников. Помогают узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края и района. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Проделанная работа положительно отразилась на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ.
Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей.
Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи
Долгосрочный проект по воспитанию духовно – нравственных качеств у дошкольников. (на 3 года)2012 – 2013 уч.г. «Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и...
Рабочая программа педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно- нравственному воспитанию на основе православных традиций с учетом ФГОС дошкольного образования.
Составлена на основе учебно-методическогопособия «Мир-прекрасное творение» под. ред. Л.П. Гладких, архимандритаЗиновия (В.М.Меньшикова)...
Проект духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры в старшей группе
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и повед...
Проект духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры в старшей группе
На современном этапе жизни нашего общества ведущим компонентом системы развития личности выступает духовно-нравственное воспитание, предполагающее синтез духовно-нравственного сознания, чувств и повед...
публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.
Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...
статья «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Образованию отводит...