НООД "Пробуждение природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Итоговое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Пробуждение природы"55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание

  • Уточнить представление детей о признаках весны;
  • Создать условия для уточнения и обобщения знаний в сказках;
  • Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогом;
  • Закрепить умение употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (в форме единственного и множественного числа), жилищ;
  • Закреплять умение анализировать и обобщать, зрительное и слуховое внимание, память;
  • Развивать умение работать с моделями;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь (загадка – описание);
  • Пользоваться в речи простыми и сложными предложениями;
  • Воспитывать интерес к пробуждению природы, к ее отдельным явлениям.

Методы и приемы:

  • Рассматривание;
  • Вопросы к детям;
  • Моделирование;
  • Проблемная ситуация.

Предварительная работа

  1. Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
  2. Разучивание стихов, пословиц о природе, о весне.
  3. Чтение сказок.
  4. Рассматривание иллюстраций.
  5. Загадывания загадок о птицах.
  6. Проведение игр «Угадай птицу», «Животные и детеныши».
  7. Беседа с детьми о характере разных персонажей.

Оборудование

  1. Книга сказок.
  2. Чудо-дерево, листочки.
  3. Картинки диких животных и их детенышей.
  4. Модели жилищ.
  5. Магнитофон, запись «Голоса птиц».
  6. Картинки с изображением птиц.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем занятии. А сейчас давайте вспомним девиз занятия:

С голубого ручейка

Начинается река

А занятие начинается

С Улыбки.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какое выросло чудо – дерево у нас в группе. И на нем нет листьев. А какое время года у нас во дворе?

Дети. Весна!

Воспитатель. Весной на деревьях появляются что?

Дети. Листочки.

Воспитатель. Что бы на нашем чудо – дереве «выросли» листочки, мы должны назвать признаки весны. Вы будете их называть и прикреплять к дереву листочки.

(Воспитатель повторяет с детьми приметы весны.  Прикрепляют листочки. )

Воспитатель. Ребята, а кто сейчас прочитает стихи о весне?

Ребенок 1.     Долго шла весна тайком

От ветров и стужи.

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

Ребенок 2.   Зиму всю мели метели

Клены, липы поседели,

А весной зазеленели.

Птицы с юга прилетели –

Ветки лапами согрели.

Воспитатель. Молодцы ребята! Вы так дружно играли с листочками и красиво читала стихи, что и не заметили, как подул сильный ветер. Тише, ребята, я слышу, что кто-то зовет на помощь – видно случилась беда. Посмотрите, ведь это большая книга сказок. Наверное, когда мы играли, поднялся сильный ветер, залетел в книгу и все там перепутал. И теперь герои не знают из какой они сказки. Ребята, давайте мы им поможем разобраться. Вы согласны?

Дети. Согласны!

(На мольберте показаны животные, которые потерялись из сказок)

Воспитатель. Итак, ребята, что это за сказка?

«Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик, Снегурушка так и отстала от своих подруг. Они искали ее, но Снегурушка не слыхала. Уж стало темно, подружки пошли домой»

Дети. Это сказка «Снегурушка и лиса».

Воспитатель. Правильно, ребята. Значит лиса у нас именно из этой сказки. Слушайте следующую сказку: (отрывок) «По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый невиданный густой лес. В том густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У нее было два сына».

Дети. Это сказка называется «Два жадных медвежонка».

Воспитатель. Молодцы! Этот медвежонок действительно из этой сказки.

А теперь следующая загадка – сказка:

«Однажды в ясный, солнечный денек стоял еж у дверей своего дома, сложил руки на животе и напевал песенку».

Дети. Эта сказка называется «Заяц и еж».

Воспитатель. Вы правильно угадали. И заяц, и еж именно из этой сказки. Слушаем дальше: «Жили – были дедушка и бабушка. Была у них внученька Машенька».

Дети. «Маша и медведь» - вот как называется эта сказка.

Воспитатель. Ты слышал, Миша? Вот ты из какой сказки. Молодцы, ребята. Вы снова угадали. И наконец, последняя сказка. Слушайте внимательно: «Жила – была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка и того больше».

Дети. Это, конечно же, сказка «Красная Шапочка и Серый волк».

Воспитатель. Молодцы, ребята, правильно. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки. А сейчас, скажите мне, пожалуйста, какой волк в сказках?

Дети. Злой, голодный, серый.

Воспитатель. А лиса?

Дети. Хитрая, рыжая.

Воспитатель. А заяц какой?

Дети. Трусливый, длинноухий, серый.

Воспитатель. А медведь, ребята в сказках какой?

Дети. Медведь большой, бурый, неуклюжий.

Воспитатель. Ребята, а кто это?

Дети. Это белка.

Воспитатель. А она какая?

Дети. Быстрая, хитрая, ловкая.

Воспитатель. Молодцы, ребята! А что же происходит с животными весной? Кто у них появляется?

Дети. У их появляются детеныши.

Воспитатель. Правильно! Ребята, животные со своими детенышами гуляли на лужайке. Малыши заигрались и потерялись. Помогите, пожалуйста, детенышам найти своих мам и назовите их.

(Проводиться игра на словообразование. Дети находят и называют детеныша животного в единственном и множественном числе. Например : белка – бельчонок – бельчата и т.п.)

Воспитатель. А сейчас, ребята, я хочу вас спросить, где живут эти животные?

Дети. В лесу это дикие животные.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что это перед вами!

(Обращает внимание на модели)

Дети. У каждого в лесу есть свой дом. Это и есть жилище диких животных.

Воспитатель. А сейчас распределите животных по их домам (Дети выполняют задание). А почему вы поселили медведя в этот дом? Как он называется?

Дети. Берлога.

Воспитатель. Значит, где живет медведь?

Дети. В берлоге.

Воспитатель. Ребята, а где живет в лесу волк?

Дети. В логове.

Воспитатель. А где живет белка?

Дети. В дупле.

Воспитатель. А еж и лиса?

Дети. В норах.

Воспитатель. А где живет заяц?

Дети. Под кустом.

Воспитатель.  Молодцы, ребята! Вы так много знаете. Но нашим сказочным героям пора возвращаться в свои сказки. А мы с вами закроем нашу книгу сказок и скажем ей: «До свидания!». А на память об этой встрече нам останется чудо – дерево.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

(Физкультминутка)

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад –вперед

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.

Да, когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель. Ребята, я опять что-то слышу (включается запись «Голоса птиц»).

Дети. Это птицы.

Воспитатель. Правильно! Это слышны голоса птиц. Их сегодня очень много прилетело к нам. А вы как думаете, чем могут быть озабочены птицы весной?

Дети. Они вьют гнезда.

Воспитатель. Правильно! А сейчас я предлагаю вам по играть в игру «Угадай птицу». Кто – то из вас будет описывать птицу, которая присутствует здесь, а мы попробуем ее угадать. Вы согласны?

Дети. Да

Итак :

1-ый ребенок. Эта птица очень красивая. Перья у нее желтые, черные, белые. Крылья и хвост покрыты перьями синего цвета. Клюв у птицы очень маленький.

Дети. Это синичка!

2-ой ребенок. Эта птица разноцветная. Крылья большие, яркие. Язык длинный, клюв сильный. Птица долбит большие деревья и достает длинным язычком жучков и червячков.

Дети. Это дятел!

3-й ребенок. Эта птица очень красивая. У нее красная грудка, черный хвост и крылья. Клюв толстый.

Дети. Это снегирь!

4-ый ребенок. Эта птица очень важная. Она покрыта перьями черного цвета. Клюв длинный.

Дети. Это грач!

5-ый ребенок. У этой птицы очень длинный хвост, цепкие лапки, грудка белая, крылья разноцветные. Очень шумная птица - постоянно трещит.

Дети. Это сорока!

6-ой ребенок. Эта птица имеет пестрое оперение, желтый клюв, синие лапки.

Дети. Это скворец!

Воспитатель. Молодцы, ребята! У нас получилась очень интересная игра. Ребята, скажите мне, пожалуйста, а чем же еще отличаются все эти птицы друг от друга, кроме внешнего вида.

Дети. Здесь есть перелетные птицы: грач, дятел, соловей, скворец;

И зимующие: снегирь, синичка, сорока.

Воспитатель. Правильно, ребята! Как мы уже с вами сказали. С приходом весны все оживает, становиться красивым. А кто из вас знает. Пословицы о весне?

Дети.              Вода потекла- весну принесла.

Весна днем красна.

Весенний день год кормит!

Весенний день – это ласковое слово.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Воспитатель. Молодцы, ребята! У нас сегодня получилось интересное занятие. А что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Литература

  1. Гербова В.В. Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., 1997
  2. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Младшая и средняя группы. – М.: Школьная пресса, 2005.
  3. Ушакова О.С. и др. придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.,1996
  4. Арушакова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. 2 изд., испр. И доп. –М.: Мозаика –Синтез, 2005.
  5. Белавана И., Найденская Н. Планета – наш дом: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. – М.: Издательство «Лайда», 1995.
  6. Гризик Т. «Познаю мир» Дошкольное воспитание №2, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...