Главные вкладки

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_gosti_v_osenniy_les.docx19.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    В гости в осенний лес

    Программное содержание.  

    1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются  условия жизни  для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь).

    2. Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.

    3. Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов).

    4. Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.

    5. Учить   отыскивать    причины изменения жизни животных   и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.

    6. Обогатить словарный запас детей названиями грибов, видов леса (березняк, ельник, дубрава); эпитетами.

    7. Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

    8. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.

    9. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).

    Материалы и оборудование.

    1. Разноцветны листья

    2. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».

    3. Письмо от лесных жителей.

    4. Плакат с изображением леса, деревьев, гибов

    5. Макеты грибов, пень.

    6. Картинки с изображением грибов, птиц, зверей, насекомых.

    7. Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».

    Предварительная работа.

    Реализация проекта «Чудеса Осени».

    1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).

    2. Работа с календарём природы.

    3. Рассматривание книжных  иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

    4. Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.

    5. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.

    6. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.

    7. Беседы о перелётных и зимующих птицах.

    8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Найди свое дерево», «Угадай дерево по описанию».

    10. Составление гербария.

    11. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).

    12. Беседы о съедобных и ядовитых грибах, признаках их различий.                                                      

    Ход занятия.

    (Зал украшен в виде лесной поляны).

    I Организационный момент.

    1. Приветствие.

    Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…

    2. Объявление темы занятия.

    Богатырь стоит богат,

    Угощает всех ребят:

    Ванечку брусникой,

    Катю – костяникой,

    Машеньку – орешком,

    Серёжу – сыроежкой,

    Настеньку – малинкой,

    Полину – земляникой.

    Так кто этот богатырь?

    Дети:

    Лес.

    Правильно, лес.  А что такое ЛЕС?

    Дети:

    Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.

    Воспитатель:

    Какое сейчас время года?

    Дети:

    Сейчас время года – осень.

    Воспитатель:

    Значит, в какой лес мы  с Вами сегодня пойдём?

    Дети:

    В осенний.

    Воспитатель:

    Кто из Вас бывал в осеннем лесу?

    Ответы детей.

    - Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

    (Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу").

    Ответы детей:

    - Нельзя шуметь, бегать в лесу.

    - Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

    - Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

    - Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

    - В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

    - Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

    - Нельзя разжигать костёр.

    Воспитатель:

    - Молодцы, ребята! Вы знаете как вести себя в лесу. Значит, можно идти в гости.

    II Основная часть занятия.

    (Звучит музыка «голоса леса»)

    Воспитатель:

    - Вот и лес. Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

    Дети:

    - Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные.

    Воспитатель:

    Ребята, какие признаки осени вы знаете?

    Дети :

    - Становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками,погода пасмурная, идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края.

    Воспитатель:

    Как приятно ходить по земле, по разноцветным листьям. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

    Дети:

    - На ковёр.

    Воспитатель:

    Ребята, скажите, как по другому называются, когда опадают листья?

    Дети:

    Листопад.

    Воспитатель:

    - Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! А игра называется «Найди свое дерево».

    Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо.

    Воспитатель:

    - Ой, ребята, что это?  Письмо. Адрес : Детский сад № 27 «Росинка», ребятам.

    Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам.

    Давайте прочитаем, что же они нам пишут.

    (Читают письмо от зверей)

    Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовиться к зиме. А как животные готовятся к зиме?

    Дети:

    - Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.

    Воспитатель:

    Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок. Какие деревья вы знаете?

    Дети:

    - Сосна, дуб, елка, липа, клен, рябина.

     Воспитатель:

    Ребята, посмотрите, рядом с нашей полянкой появилась чудесная полянка с грибами...Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

    - не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

    - срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

    - не раскапывать палкой грибницу –  она может высохнуть не прикрытая листвой;

    - не собирать грибы у проезжей части;

    - собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

    - не срывать старые и очень маленькие грибы.

    Ребята, в письме еще что-то написано: звери нам оставили подсказки какие грибы собирать... Давайте попробуем угадать, что же это за грибы ( показывать изображения грибов)

    (Отгадывают загадки)

    1. Этот гриб живет под елью,

    Под ее огромной тенью.

    Мудрый бородач-старик,

     Житель бора - ...     (боровик)

    2. Нет грибов дружней, чем эти,

    Знают взрослые и дети.

    На пеньках растём в лесу,

    Как веснушки на носу... (опята)  

    3. Я в красной шапочке расту

    Среди коней осиновых.

    Меня узнаешь за версту,

    Зовусь я …(подосиновик)

    4. Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

    Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

    Воспитатель:

    Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

    Дети:

    Съедобные.

    Воспитатель:

    А как называется самый известный ядовитый гриб?

    Дети:

     Мухомор.

    Воспитатель:

    Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

    Дети:

     -Бледная поганка, ложный опёнок.

    Воспитатель:

    - Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!Давайте сделаем привал.

    Физкультминутка.

    Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

    Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

    Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

    Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

    Воспитатель:

    Каких птиц Вы знаете?

    Дети (дети показывают и называют птиц из иллюстраций):

    - Дятел, кукушка, снегири, вороны, воробьи, голуби, синички...

    Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

    Дети:

    - Нет, некоторые улетают на юг.

    Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

    Дети:

    - Перелётные.

    Воспитатель:

    - Каких перелётных птиц Вы знаете?

    Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки.

    Воспитатель:

    - Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

    Зимующие.

    Воспитатель:

    Чем питаются зимующие птицы?

    Дети:

    - Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.

    Воспитатель:

    - Как нужно заботиться о зимующих птицах?

    Дети:

    - Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.

    Воспитатель:

    -Каких зимующих птиц Вы знаете?

    Дети:

    - Воробьи, голуби, синицы.

    III Заключительная часть.  Подведение итогов.

    Воспитатель:

    - Молодцы, ребята. На этом наше путешествие в лес окончено. Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц  здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко  связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения. А с какой целью человек ходит в лес?

     Дети:

    - Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами.

    Воспитатель:

    -  Почему говорят «Лес – наше богатство»?

    Дети:

    - Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

    Лес – украшение планеты, здоровье людей.

    Лес – родной дом для растениям и животным.

    Воспитатель:

    Что нельзя делать в лесу?

    Дети:

    - Нельзя шуметь, бегать в лесу.

    - Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

    - Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

    - Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

    - В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

    Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

    Нельзя разжигать костёр.

    Воспитатель:

    - Как люди ещё используют лес?

    Дети:

    - Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты.

    Воспитатель:

    Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

    Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

    Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

    Конспект занятий по окружающему миру в старшей группе на тему: «В гости к нам пришла Зима!»

    Цели занятия:1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме.2. Познакомить детей с произведениями о зиме русских художников и поэтов.3 .Развивать познавательный интерес.4. Формировать способность видеть ...

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Осень»

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Осень»...

    Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары осени".

    Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе...

    конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему:\'Осень вновь пришла\'

    конспек занятия по окружающему миру'Осень вновь пришла'....