программа дополнительного образования "Аистята"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Аистята"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_aistyata_vospitatel_avseevich_i.m.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Калининградская область
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 9 «Улыбка»
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ ЦРР –
д/с № 9 «Улыбка»
_________Т.Г.Ковалева
« »__________ 2012 г.
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ «АИСТЕНОК»
Разработчик: воспитатель Асеевич И.М.
Рассмотрена и одобрена на
заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «31» августа 2012 г.
Срок реализации 2 года
г. Светлый
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Учебный – тематический план старшая группа
- Учебный – тематический план подготовительная группа
- Пояснительная записка
- Календарно-тематическое планирование старшая группа
- Календарно-тематическое планирование подготовительная группа
- Литература
УЧЕБНЫЙ - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СТАРШАЯ ГРУППА
ГРУППА | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО | ВРЕМЯ Теорит. Практ. | |
старшая | Что такое природа | 1 | 10 | 15 |
Все в природе взаимосвязано | 1 | 10 | 15 | |
Грибы – особое царство | 1 | 10 | 15 | |
Мы друг другу нужны | 1 | 10 | 15 | |
Что такое погода? | 1 | 10 | 15 | |
Эко. Сказка «Жила была капелька» | 1 | 10 | 15 | |
Неживая природа зимой | 1 | 10 | 15 | |
Океаны, моря, реки | 1 | 10 | 15 | |
Сказка про то, как животные хвостами менялись | 1 | 10 | 15 | |
Стихия мира - воздух | 1 | 10 | 15 | |
Эко. сказка о ветерке | 1 | 10 | 15 | |
Живые недельки | 1 | 10 | 15 | |
Уши разные нужны, уши разные важны | 1 | 10 | 15 | |
Носы нужны не только для красы | 1 | 10 | 15 | |
Модель «Животные» | 1 | 10 | 15 | |
Птицы вестники весны | 1 | 10 | 15 | |
Что есть у каждого растения? | 1 | 10 | 15 | |
Весенние цветы и травы | 2 | 20 | 30 | |
всего | 20 | 190 | 285 |
Старшая группа
неделя | месяц | год | время |
1раз | 4 раза | 40 | 25 мин |
Воспитатель: Авсеевич Ирина Михайловна
УЧЕБНЫЙ - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ГРУППА | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО | ВРЕМЯ Теорит. Практ. | |
подготовительная | Природный светофор | 1 | 10 | 20 |
Человек – часть природы | 2 | 20 | 40 | |
Грибы , кто они и кому нужны | 1 | 10 | 20 | |
Кто и как разносит семена | 1 | 10 | 20 | |
Куда деваются листья | 1 | 10 | 20 | |
Влаголюбивые комнатные растения | 2 | 20 | 40 | |
Эко.сказка «Жила была речка» | 1 | 10 | 20 | |
Человек живет в городе | 1 | 10 | 20 | |
Сказка про то, как животные домами менялись | 1 | 10 | 20 | |
Как увидеть воздух? | 1 | 10 | 20 | |
Живые деньки | 1 | 10 | 20 | |
Как услышать воздух | 1 | 10 | 20 | |
Уши разные нужны, уши разные важны | 1 | 10 | 20 | |
Эко.сказка о ветерке | 1 | 10 | 20 | |
Носы нужны не только для красы | 1 | 10 | 20 | |
Животные | 1 | 10 | 20 | |
«Звери» | 1 | 10 | 20 | |
«Рыбы» | 1 | 10 | 20 | |
всего | 20 | 190 | 410 |
Подготовительная группа
неделя | месяц | год | время |
1раз | 4 раза | 40 | 30 мин |
Воспитатель: Авсеевич Ирина Михайловна
Пояснительная записка.
Программа ,,Аистенок” нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное, физическое развития ребенка. Большое внимание уделяется экологическому развитию детей.
Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей и поставленных образовательных задач.
В основе содержания программы ,,Аистенок” лежит интерес к природе, как особому объекту познания.
В планировании программы ,,Аистенок” указано содержание работы, задачи экологического развития, необходимое оборудование. Материал распланирован по месяцам, неделям.
Имеет критерии доступности:
- понятные и близкие детям образы в соответствии с возможностями и представлениями об
окружающем мире;
- красочные;
- доступные;
Цель программы – формирование у дошкольников бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой, путем широкого использования моделирования и опытнической работы.
Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка в этот возрастной период. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой экологической деятельности. Это означает, что родители и педагоги, объединив усилия, должны сообща решать следующие образовательные и воспитательные задачи:
- развитие у дошкольников представлений об окружающем мире;
- формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
- формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
- воспитание познавательных интересов, любознательности, способности к самостоятельной исследовательской деятельности;
- формирование навыков элементарного экспериментирования;
- развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
- обучение азам элементарной экологической безопасности;
- воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Решение этих задач происходит через моделирование, дидактические игры, КВН, экологические праздники.
Дидактические игры с использованием метода моделирования дети включают в самостоятельную деятельность, а так же при подготовке и проведению досугов.
Развитие ребенка во многом определяется его собственной активностью. Именно поэтому в данной программе большое внимание уделяется свободной самостоятельной деятельности детей и моделированию.
Предлагаемая программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Сроки реализации программы - 2 года – в старшей и подготовительной группе детского сада общего типа.
Занятия проводятся по подгруппам (10 человек) 1 раз в неделю. Фронтальное проведение занятий нецелесообразно, т.к. в ходе такой организации трудно обеспечить активное участие каждого ребенка, а также создать безопасные условия для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментирования. Таким образом, в месяц проводится по 2 занятия с каждой подгруппой.
Длительность занятий 25 мин в старшей группе,
30 мин – в подготовительной группе/
В программе по экологии «Аистенок» предусматривается подключение и других специалистов: логопед, психолог, музыкальный руководитель, педагог по физическому развитию.
В ходе обучения целесообразно отдавать предпочтение занятиям поискового характера, с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребят активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями.
Алгоритм построения познавательных занятий 1. Интересное начало — точка удивления. 2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.). 3. Сообщения детей. 4. Физминутка (не нарушающая логики занятия). 5. Опытно-экспериментальная деятельность. 6. Умозаключения детей на основе опытов, моделей. 7. Решение проблемных задач, ситуаций. 8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).
Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи.
Критерии освоения программы:
- Дети владеют основами элементарной культуры мышления (обладают навыками практического экспериментирования, моделирования, предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств решения практических задач);
- У детей сформирована согласно возрастным возможностям картина окружающего мира (элементарные представления об окружающем: о человеке, живой и неживой природе и о бережном отношении ко всему живому);
- У детей сформированы элементарные экологические представления (сформированы общие познавательные способности наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать)
Старшая группа
- Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности:
- высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;
- определять цель деятельности, условия ее достижения;
- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.
2. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Анализировать, выявлять существенные признаки объектов, особенности их взаимодействия.
- Познакомиться с понятиями система, подсистема. Связи с системами и несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.
Подготовительная группа.
- Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, моделью, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий корректировать свою деятельность.
- Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия объектов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
- Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.)
При отборе содержания программы руководствовались следующими принципами:
- Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
- Принцип доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.
- Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.
- Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать создание у ребенка целостной картины мира.
- Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение - ознакомление с детским садом и его территорией, микрорайоном, родным городом. Рассказы о разных видах ландшафтов должны подкрепляться экскурсиями и целевыми прогулками. Организуя наблюдения, мы опираемся на климатические условия родного края, местный фенологический календарь, показываем детям явления природы, присущие именно нашей местности.
- Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.
Условия реализации программы.
Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать экологическую культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.
Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для дошкольника.
Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:
- самостоятельное расположение игрового материала,
- максимальную его доступность;
- активное использование развивающих, дидактических и других игр. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Для формирования экологических представлений создается исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. В исследовательском центре изготавливают вместе с детьми макеты разных климатических зон, собирают коллекции камней, моделей.
Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.
Для наиболее эффективной организации педагогического процесса, в программе использован проблемный метод обучения, моделирование, опытническую деятельность.
Мы выделяем несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды для формирования экологического воспитания.
- Безопасность. Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, из небьющихся материалов, нетоксичным.
- Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд, использовать в пед.процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.
- Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.
- Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей дошкольного возраста ключевых экологических, общечеловеческих ценностей;
- Освоение детьми элементарных экологических, естественнонаучных представлений, как базовой основы для усвоения предметов экологического цикла в школе;
- Проявляющиеся в познавательной деятельности навыки культуры мышления, сформированные способности к исследовательской деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Итоговые занятия; беседы; викторины, экологические акции.
- Диагностика усвоения экологического воспитания.
- Совместные экологические проекты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Москва, Просвещение, 1992.
- Аткинсон С. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. Москва, Росман, 1999.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, Академия развития, 1997.
- Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №2, стр.34.
- Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, Олма-Пресс, 1999.
- Бобылева Л, Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №7, стр. 36.
- Валова З.Г., Моисеенко Ю..Е. Ребенок среди природы. Миснк, Полымя, 1985.
- Вересов Н. Мы-земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1994, №12; 1995 №1, стр.19.
Москва, Просвещение,1989.
- Виноградова Н.Ф. , Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. Москва, Просвещение, 1993.
- Газина О. Играя, изучаем природу//Дошкольное воспитание. 1995 №7, стр14.
12.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Москва, Просвещение, 1988.
13.Зацепина В. Планета Земля- наш общий дом//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.29
14.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 45.
15.Зенина Т. Работаем по программе «Юный эколог»//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.42.
16.Кондратьева Н.Н. и др. Мы. Программа экологического образования детей. Санкт- Петербург, «Детство-Пресс», 2000.
17.Козлова С.А. Мой мир. Москва. Линка- Пресс, 2000.
18.Королева А. Земля - наш дом//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 34.
19. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, Асар, 1999.
20. Николаева С.Н. Создание условия для экологического воспитания детей. Москва, Новая школа, 1993.
21. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Москва, Новая школа, 1993.
22. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры//Дошкольное воспитание. 1998, № 1- 5, 1997 №7-12, 1996 №7.
23 .Попова Т.И. Мир вокруг нас. Москва, Линка- Пресс, 1998.
24. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Просвещение, 2001.
25. Рыньков В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания//Дошкольное воспитание. 1995, №5, с
26. Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и
интеллекта//Дошкольное воспитание. 1995 №7
Календарно-тематическое планирование подготовительная группа
Тема | Программное содержание | Методические приёмы | Оборудование | ||
СЕНТЯБРЬ | |||||
1. «Природный светофор» | 60 | Научить детей отличать природные объекты от искусственных, (созданных человеком), сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек-часть природы), познакомить с основными природными компонентами и их связями, показать связь между живой и неживой природой. Учить соблюдать правила поведения человека в природе, в соответствии с экологическими нормами. | Iч. Беседа с детьми на тему «Что такое природный светофор». Используя плоскостную модель природный светофор. Вывод: природный светофор - это правила поведения в природе в соответствии с экологическими нормами. II ч. Игра с моделями изображающие природные и неприродные объекты. «Природа или нет» (по типу « Летает - не летает») III ч. Игра «Угадай, на ощупь». Ящик ощущений. Дети определяют на ощупь, что относится к природе, а что к не природе. | Объекты природы и “не- природы” (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов и т.д.) и модель с изображениями природы и “не природы”, карточки с изображением природных и неприродных» объектов, мешочки с шишками, камешками, веточками, кусочками кирпичей и т.п. Ящик ощущений. Плоскостная модель - природный светофор.
| |
2 . «Человек - часть природы» | 30 | Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли, показать, что человек является частью природы, ему как и всем живым организмам необходимы ряд условий. Развивать интерес к изучению человека. Воспитывать любознательность. | Беседа с использованием модели о тесных взаимосвязях человека с природой. Вопросы: «Как жил доисторический человек?», «Как живет современный человек?» (показы картин) Вывод: Современный человек в своей жизни связан с природой еще теснее, чем доисторический. Человеку нужно все, что есть в природе, без природы ему не прожить. Разработка модели условия необходимые для жизни человека. Зарисовка. Психогимнастика «Веселый, грустный, задушевный» Сравнение человека и животного. | Большие плакаты или картины, изображающие жизнь первобытного человека, труд современного человека (сельское хозяйство, производство бумаги или тканей, отдых). Фланелеграф, модель условия необходимые для жизни человека. Бумага, фломастеры. Пиктограммы настроений. | |
ОКТЯБРЬ | |||||
3. «Грибы – особое царство» | 30 | На примере грибов показать сложность и разнообразие мира живой природы; продемонстрировать и объяснить взаимосвязь «растения – грибы» Расширять знания о съедобных и ядовитых грибах, закрепить знания о строении грибов, способе размножения. Развивать осторожное отношение к грибам. | I ч. Разминка-игра «Грибной знаток» Дети выстраиваются в линейку, каждый по очереди произносит название гриба (любого) и делает шаг. Игра заканчивается, когда истощаются знания детей. II ч. «Что такое грибы-растения или животные?». Работа с моделями, изображающими растения, животных, грибы. Вывод: грибы -особое царство живых существ, ни на кого не похожих. Ш ч. Легенда о грибах, модель - грибница. | Карточки - модели с изображениями растений, животных и грибов, набор «Грибы». Фланелеграф, модель - грибница. | |
4. «Мы друг другу нужны» | 60 | На примере распространения семян показать взаимосвязь живой и неживой природы - дружбу ветра и растений. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между наблюдаемыми объектами. | 1 ч. Игра: ”Природа - не природа”, по типу “Летает - не летает” II ч Используется модель «Времена года» Вопросы: какое сейчас время года; что происходит осенью; что происходит с семенами зимой, весной; что разносит семена деревьев и трав; как семена приспособлены к полету в воздухе. III ч. .Д/и «Какого растения семена?» IV ч.”Как летает одуванчик?” 3агадки об одуванчике. На что похож? Психогимнастика «Цветок» | Семена берёзы, клена, липы, одуванчика, чертополоха. Модель круговая «Времена года». | |
НОЯБРЬ | |||||
5 «Что такое погода?» | 30 | Объяснить детям, что определяет погоду на нашей Земле с помощью элементарных опытов, рассказать о каждом компоненте (солнце, воздух, вода) Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь ко всем временам года и различному состоянию погоды | 1 ч. Беседа о любимом времени года, погоде. 2. Рассматривание модели. Опыты с воздухом. Рассматривание измерительных приборов Опыт. Разучивание примет погоды. | Модель «времена года». Разные виды термометров. | |
6. Экологическая сказка «Жила - была капелька» | 30 | Расширять знания «О круговороте воды в природе». Учить проводить опыты и делать простые выводы. Развивать логическое мышление. Воспитывать экологическое мировоззрение о воде. | 1.Беседа «Жила – была капелька» Опыты с водой Психогимнастика «Волны» 2. Модель «Круговорот воды в природе» 3. Д/и «Плавает – тонет» | Модель «Круговорота воды в природе», 2 стакана воды чистой и грязной, 2 салфетки, две миски с водой. | |
ДЕКАБРЬ | |||||
7. «Неживая природа зимой» | 30 | Систематизировать знания о неживой природе в разные сезоны. Учить детей делать простые выводы - с чем связано похолодание, называть характерные признаки зимы, углубить и расширить знания детей о снеге и льде. Развивать наблюдательность, доказательную речь. | 1. Загадки о зимних явлениях природы 2. Беседа о зиме с использованием модели 3.Опыты со снегом, льдом. | Модель зимы, фланелеграф. Стаканчики со льдом, снегом. | |
8. «Океаны, моря, реки» | 30 | Обогатить знания о водном пространстве земли, учить называть и показывать океаны, моря, реки на карте, глобусе. Развивать познавательный интерес. Развивать зрительную и слуховую память. Воспитывать экологическое мировоззрение. | Модель земли – глобус, рассматриваем, отмечаем, как обозначаются океаны, моря, реки. Отмечаем, почему разные оттенки. Беседа: о Тихом океане. Сравниваем водоемы, отмечаем их различия. Д/и « Что это?» Психогимнастика «Волны» | Модель Земли – глобус. Карта. Иллюстрации разных водоемов. Аудиозапись «Шум волны». | |
ЯНВАРЬ | |||||
9. «Сказка, про то, как животные хвостами менялись» | 30 | Познакомить с приспособленностью животных к определенному образу Жизни; показать невозможность (в большинстве случаев) ”обмена хвостами” быстрого приспособления к внезапно меняющимся условиям жизни. | 1 ч. Показ моделей животных. (фланелеграф) II ч. Рассказывание сказки “Как животные, хвостами поменялись” ч. Игра “Чего перепутал художник”детям раздают рисунки с изображением различных животных, они исправляют ошибки художника. 3. Просмотр мультфильма. | Модели животных, рисунки с заданием для закрепления материала. Видеозапись. | |
10. «Стихия мира – воздух» | 30 | Продолжать знакомство со стихией воздухом. Развивать познавательный интерес. Развивать зрительную и слуховую память. Воспитывать экологическое мировоззрение. | .1 ч .В гости к детям приходят 3найка и Незнайка, Продавец воздуха (из сказки “Три Толстяка”).Дети вместе с умным Знайкой доказывают Незнайке, что воздух есть, но он не видим, т.к. прозрачный. II ч. Опыты: I. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает воду туда. Опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его уже не прямо, а немного наклонив. Что появилось в воде? (пузырьки воздуха) Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. 3.Выдувание воздуха соломинкой из стакана с водой | Воздушные шары, надувной спасательный круг, банка с водой и бутылочка, стаканчики с водой и соломинки. | |
ФЕВРАЛЬ | |||||
11. «Экологическая сказка о ветерке» | 30 | Познакомить с легендами, дать понятие почему Ветер дует, опыт. Продолжать знакомить детей с понятием воздух и его свойствами с тем, что воздух может петь и свистеть. | 1 ч. Опыт с музыкальными инструментами. Вывод: Когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух (на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно). Некоторые муз. инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух. 2. Легенда о ветре. | Свистки, свистульки бутылки небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты: дудочки флейта ,труба, горн, кларнет(часть их них может быть изображение на картинке). Иллюстрации. | |
13. «Живые недельки» | 30 | Составление предметной модели И ее использование для решения познавательных задач. Развивать наблюдательность, доказательную речь. | 1. Стих «Емелина неделя». Вопрос Что дети знают про цифру 7? В названиях каких сказок есть эта цифра? Выкладывают с помощью квадратов и считалки радугу. Обратить внимание на то, что дни недели можно запомнить и с помощью цветов радуги. | Круговая модель недели, иллюстрации сказок с числом 7. | |
МАРТ | |||||
14.”Уши разные нужны, уши разные важны” | 30 | Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных . Познакомиться с правилами ухода за ушами. Воспитывать отзывчивость к слабослышащим, глухим людям. | 1 ч. «Чем можно услышать воздух?» 1.Загадка про уши 2.Д/и «Повтори за мной». (слово, звук, фразу и т.д.) II ч. Беседа с показом иллюстраций. III ч. Правила ,которые необходимо соблюдать, чтобы уши были здоровыми. IV ч. Д/и “Собери из частей” V ч. Гимнастика для ушей. | Карточки - схемы с изображением уха на каждого ребенка, большая картина уха в разрезе. | |
15 .”Носы нужны не только для красы” | 30 | Познакомьтесь детей с органами дыхания человека и некоторых животных, объяснить, как мы чувствуем запах. Развивать познавательный интерес. | Предложить детям узнать что принес аист с закрытыми глазами, предложить отгадать по запаху, кто им в этом поможет. Рассмотреть свой нос с помощью зеркала. Показать разрезанную картинку, на ней изображены носы различных животных, предложить собрать и узнать, чьи носы. | Маленькие зеркала для детей, воздушные шары, различные вещества с сильным запахом(апельсин, чеснок, душистая трава) модель с изображением носов. | |
АПРЕЛЬ | |||||
16.Модель «Животные» | 30 | Установление логических отношений между родовым понятием «животные» и видовыми понятиями «звери», «птицы», «рыбы», посредством метода наглядного моделирования. | К картинкам, даются схемы. В качестве модели служит ковер, представлен как лес в котором обитают животные. Схему разрезаем на 4 части и каждую переносим на край ковра, это домики рыб, птиц, зверей, насекомых .Дети раскладывают свои картинки. Коллективная проверка. Д/и «С мячом» | Модели животных. Схемы. Мяч. | |
17. «Птицы – вестники весны» | 30 | Расширять знания о перелетных птицах, особенностях строения, образе жизни. Учить устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни и месте обитания. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждениях сравнительного характера. | 1. Загадки о птицах. 2.Беседа о птицах с использованием модели 3. Рассматривание перьев. Д/и «Назови птицу» Слушанье пения птиц. 4.Д/и «Зимующие и перелетные» Создание проблемной ситуации: Что случиться если из леса исчезнут птицы? Фланелеграф | Фланелеграф, модели строения птиц. Аудиозапись. | |
МАЙ | |||||
18 . « Что есть у каждого растения» | 30 | Расширять знания детей о строении растений. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех частей. Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по внешнему виду. | Поговорим о комнатных растениях ,покажите стебель. Цветы расположены от легко узнаваемых до затруднительно. Отметить самые крупные листья и самые мелкие. Рассматриваем черешок – жилку. Что удерживает растение в земле? Корень Выберете себе понравившееся растение и нарисуйте его. По окончании работы мы назовем ваши цветы. Вывод: все растения имеют похожее строение, но все части растений могут иметь разнообразный внешний вид и иногда совсем не похожи. | 12 комнатных растений с разнообразными стеблями. Листы бумаги с контурами горшка. Фломастеры. Указка длинная. | |
19. «Весенние цветы и травы» | 30 | Повторить основные признаки весны, упражнять в названии садовых и луговых цветов и травянистых растений Развивать наблюдательность. Воспитывать экологическое мировоззрение. | 1.Рассказ педагога. 2.Д/и «Весенние цветы», «Отгадай растение» 3. Физкультминутка «Кузнечик» 4. Экологическая задача «Что если пропадет клевер?» | Фланелеграф, иллюстрации. Модель луга. |
Календарно-тематическое планирование старшая группа
ТЕМА | ЗАДАЧИ | МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ | ОБОРУДОВАНИЕ | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. «Что такое Природа» | 25 | Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек-часть природы), познакомить с основными природными компонентами и их связями. Ввести понятие” живое неживое”, показать связь между живой и неживой природой. | I ч. Беседа с детьми на тему “Что такое природа”. Выслушивание высказываний детей. Вывод: природа - это то, что существует без помощи человека, а “не природа” это все то, что сделано руками человека. II ч. Игра с моделями изображающие природные и неприродные объекты. “Природа или нет” (по типу « Летает - не летает») III ч. Игра “Угадай, что в мешочке” Дети определяют на ощупь, не вынимая предмета из мешочка и не заглядывая в него, что относится к природе, а что к не природе. | Объекты природы и “не природы” (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов и т.д.) и модель с изображениями природы и “не природы”, карточки с изображением природных и неприродных» объектов, мешочки с шишками, камешками , веточками, кусочками кирпичей и т.п..
|
2. « Все в природе взаимосвязано, человек - часть природы» | 25 | Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли, показать, что человек является частью природы, заинтересовать дальнейшими занятиями. | Беседа с использованием модели о тесных взаимосвязях человека с природой. Вопросы: “Как жил доисторический человек?”, ”Как живет современный человек?” (показы картин) Вывод: Современный человек в своей жизни связан с природой еще теснее, чем доисторический. Человеку нужно все, что есть в природе, без природы ему не прожить Игра “Паутина жизни” Играют с нагрудными знаками. Рисование картинки, изображающей, что нужно человеку для того ,чтобы выпить за завтраком чашку •чая(в центре листа чашка, а со всех сторон подписи, что для этого нужно) | Большие плакаты или картины, изображающие жизнь первобытного человека, труд современного человека (сельское хоз-во, производство бумаги или тканей, отдых) Нагрудные значки для игры” Паутина жизни” с изображением солнца воды, воздуха, различных диких животных, растении, человека. Клубок пряжи |
ОКТЯБРЬ | ||||
3. «Грибы, кто они и кому нужны» | 25 | На примере грибов показать сложность и разнообразие мира живой природы; продемонстрировать и объяснить взаимосвязь “растения - грибы” | I ч. Разминка-игра “Грибной знаток Карточки” Дети выстраиваются в линейку, каждый по очереди произносит название гриба (любого) и делает шаг. Игра заканчивается, когда истощаются знания детей. II ч.”Что такое грибы-растения или животные?“ Работа с моделями, изображающими растения, животных, грибы. Вывод: Грибы -особое царство живых существ, ни на кого не похожих. Ш ч. А с кем и почему дружат грибы? Чтение сказки Н.Павловой “две сказки” беседа о прочитанном. | Карточки - модели с изображениями растений, животных и грибов, набор «Грибы» |
4. «Кто и как разносит семена» | 25 | На примере распространения семян показать взаимосвязь живой и неживой природы - дружбу ветра и растений. НОЯБРЬ | 1 ч. Игры:”Природа- не природа” по типу “летает - не летает” II ч.Беседа об осени и ветре чтение Н.Некрасова “Перед дождем” используется модель «Времена года» Вопросы: ” Какое сейчас время года?”,” Что происходит осенью?”,”Кто разносит семена деревьев и трав?”,”Как семена приспособлены к полету в воздухе?” III ч.”Кто изобрел самолет?” Каждый получает схематичный рисунок самолета, вертолета, стрекозы. дети наклеивают семена берез , липы, клена к самолету, вертолету, стрекозе. IV ч.”Как летает одуванчик?” 3агадки об одуванчике. На что похож? | Семена берёзы, клена, липы, одуванчика, чертополоха, клей, кисточки. Готовые схематические рисунки самолета, вертолета, стрекозы, парашюта |
5. «Куда деваются листья» Экскурсия в парк. | 25 |
Указать слушателям на причины листопада, продолжить знакомство с формой листа разных деревьев, поставить опыт с отдаленным результатом (Результат проверить весной) | 1 ч .”Почему опадают листья?” как праздник прощания с осенью. Чтение стихов об осени, беседа об осени. Подвести детей к мысли, что самая заметная осенняя примета листопад. Игра “Превращаемся в дерево” 2 ч. Игра « Чей листок ?». “Мишутка-Зайчиха”,”Вороны и Совы” 3 ч. “Куда деваются листья?” Рассказать детям о том, куда деваются листья и для чего, кто им в этом помогает. Затем собранные детьми листья кладем в сетку и закапываем на участке сада до весны. | Капроновые сетки, лопатки. Создание компостной кучи. |
6. «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» | 25 | Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими тонкими листьями требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо поливать, а некоторых еще и опрыскивать; другие-с плотными, толстыми листьями, стеблями родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки, вместо листьев - это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды. | 1 ч. Беседа с детьми о том, какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли, их потребность в воде, свете, тепле питательной почве, используем модель ознакомления с растениями. II ч. Рассказ воспитателя о растениях, которые имеют разную потребность в воде, показ на глобусе мест их произрастания. III ч. Игра “Найди в группе и зимнем саду засухоустойчивые и влаголюбивые растения” | . Два растения типичные представители засухоустойчивой влаголюбивой групп (например, бальзамин и алоэ, традесканция и агава, циперус и кактус), глобус, модель ознакомления с комнатными растениями. |
ДЕКАБРЬ |
| |||
7. Экологическая сказка «Жила - была речка» | 25 | Дать понятие значения воды в жизни человека | Рассказывание сказки , беседа о правилах экономного расходования воды дома. | Иллюстрации. Видеозапись |
8. «Человек живет в городе» | 25 | Показать город, как особую среду обитания человека. | 1 ч. Беседа по кругу о домах, в которых живут дети. II ч.Игра “Чем пахнет город”-дети делятся на две группы и выбирают себе картинку, не видя лицевую сторону. Затем дети раскладывают картинки принадлежащие лесу и городу на модуле . Игра «Что чувствуешь? (Ребенок с закрытыми глазами получает задание, где он находится) Вопросы:- Что у тебя под ногами? - Что ты слышишь? - Что ты видишь? Ш ч. «Идеальное место для жизни» Поговорить с детьми о том, что не всегда в городе человеку хорошо, как ему хотелась бы. - Что можно сделать для этого? Предложить нарисовать идеальное место для жизни. | Наборы открыток с изображением городов, альбом с изображением родного города, две картины - модели изображающие лес и город - большого формата. Маленькие изображающие предметы живой и неживой природы. Бумага ,краски, карандаши, кисти. |
ЯНВАРЬ | ||||
9. «Сказка про то, как животные домами менялись» | 25 | Познакомить с приспособленностью животных к определенным местам обитания и образу Жизни ; показать невозможность (в большинстве случаев) ”обмена домами” быстрого приспособления к внезапно меняющимся условиям среды. | 1 ч. Показ моделей леса, луга, водоема. Кто из животных здесь будет жить? Подвести детей к тому, что человек живет в доме, а для животных дом среда, где они обитают: медведь- лес, рыба-море, цапля-болото. II ч. Рассказывание сказки “Как животные, домами поменялись” ч. Игра “Помоги найти дом”детям раздают рисунки с изображением различных систем обитания. Они размещаются по домам заблудившихся животных. | Игрушки, изображающие животных, модели - луга, леса, подводного мира, рисунки с заданием для закрепления материала. |
10. «Как увидеть воздух?» | 25 | Познакомить детей с понятием “воздух” ,его свойствами и ролью в жизни человека. | .1 ч .В гости к детям приходит Продавец воздуха (из сказки “Три Толстяка”).Дети, вместе с героем доказывают что воздух есть, но он не видим, т.к. прозрачный. (св-ва воздуха) II ч. Опыты: I. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает воду туда. Опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его уже не прямо, а немного наклонив. Что появилось в воде? (пузырьки воздуха) Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. 3.Выдувание воздуха соломинкой из стакана с водой | Воздушные шары, надувной спасательный круг , банка .с водой и бутылочка, стаканчики с водой и солом инки . |
ФЕВРАЛЬ | ||||
11. «Живые деньки» | 25 | Составление предметной модели И ее использование для решения познавательных задач. | 1. стих «Емелина неделя». Вопрос Что дети знают о днях недели? Вспоминаем цифру 7. Почему? 2. Выкладывают с помощью квадратов и считалки радугу. Обратить внимание на то, что дни недели можно запомнить и с помощью цветов радуги. Помощь круговая модель | Круговая модель недели |
12. «Как услышать воздух» | 25 | Продолжать знакомить детей с понятием воздух и его свойствами с тем, что воздух может петь и свистеть. | 1 ч. Опыт с музыкальными инструментами. Вывод: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух (на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно). Некоторые муз. инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух. | Свистки, свистульки бутылки небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты: дудочки флейта труба, горн, кларнет (часть их них может быть изображение на картинке) |
МАРТ | ||||
13. «Уши разные нужны, уши разные важны» | 25 | Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных . Познакомиться с правилами ухода за ушами. Воспитывать отзывчивость к слабослышащим, глухим людям. | 1 ч. «Чем можно услышать воздух?» Загадка про уши .д/и «Повтори за мной». (слово, звук, фразу и т.д.) II ч Беседа с показом иллюстраций. III ч. Правила ,которые необходимо соблюдать, чтобы уши были здоровыми IV ч. д/и “Собери из частей” V ч.Гимнастика для ушей | Карточки - схемы с изображением уха на каждого ребенка, большая картина уха в разрезе. |
14.«Экологическая сказка о ветерке» | 25 | Познакомить с легендами, дать понятие почему ветер дует. | легенда об Эоле и Одиссее | Иллюстрации, видеозапись |
15 . «Носы нужны не только для красы» | 25 | Познакомьтесь детей с органами дыхания человека и некоторых животных, объяснить, как мы чувствуем запах | Предложить детям узнать что принес аист с закрытыми глазами , предложить отгадать по запаху , кто им в этом поможет. Рассмотреть свой нос с помощью зеркала. Показать разрезанную картинку, на ней изображены носы различных животных, предложить собрать и узнать, чьи носы. | Маленькие зеркала для детей, воздушные шары, различные вещества с сильным запахом(апельсин, чеснок душистая трава) модель с изображением носов. |
АПРЕЛЬ | ||||
16. «Животные» | 25 | Установление логических отношений между родовым понятием «животные» и видовыми понятиями «звери», «птицы», «рыбы»,посредством метода наглядного моделирования. | К картинкам, даются схемы. В качестве модели служит ковер, представлен как лес в котором обитают животные .Схему разрезаем на 4 части и ,каждую переносим на край ковра, это домики рыб, птиц, зверей, насекомые .Дети раскладывают свои картинки. Потом коллективная проверка. д/и «с мячом» | Модели животных. Схемы. Мяч. |
17. « Звери» | 25 | Формирование понятия «звери» используя мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. | Д/и «Четвертый лишний». Вывод: звери – это живые существа имеют следующее строение тела: голову, туловище, хвост, лапы, они покрыты шерстью, дышат воздухом живородящие. | Картинки с животными, схемы. |
МАЙ | ||||
18. «Рыбы» | 25 | Формирование понятия «рыбы» используя мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения. | Д/и «Четвертый лишний» Вывод: рыбы – живые существа , которые обитают в воде, не имеют ног передвигаются с помощью плавников , покрыты чешуей, размножаются икринками. | Картинки с изображением рыб, схемы. |
19. «Календарь» | 50 | Формирование понятия дни недели, недели, модели. Карточки - символы месяца, года, посредством метода наглядного моделирования | д/и «Радуга». Вывод: дни недели идут друг за другом, не меняются местами. Месяцы имеют свое название, соответствуют своему времени года идут друг за другом. | Круговые цветовые модели, на каждого ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...