программа дополнительного образования "Аистята"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

Авсеевич Ирина Михайловна

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Аистята"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Калининградская область

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 9 «Улыбка»

    Утверждаю:

                                                                   Заведующий  МАДОУ  ЦРР –

д/с № 9 «Улыбка»

                                            _________Т.Г.Ковалева

                                        «     »__________  2012 г.

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ «АИСТЕНОК»

        

Разработчик: воспитатель Асеевич И.М.

                                                                     Рассмотрена и одобрена на

                                                                     заседании педагогического совета

Протокол №  1  от «31» августа  2012   г.

Срок реализации 2 года  

         

г. Светлый

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                   

  1. Учебный – тематический  план старшая группа
  2. Учебный – тематический  план подготовительная группа
  3. Пояснительная записка
  4. Календарно-тематическое планирование старшая группа
  5. Календарно-тематическое планирование подготовительная группа
  6. Литература

УЧЕБНЫЙ - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СТАРШАЯ ГРУППА

ГРУППА

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

          ВРЕМЯ

Теорит. Практ.

старшая

Что такое природа

1

        10

15

Все в природе взаимосвязано

1

        10

15

Грибы – особое царство

1

          10

15

Мы друг другу нужны

1

        10

15

Что такое погода?

1

        10

15

Эко. Сказка «Жила была капелька»

1

        10

15

Неживая природа зимой

1

        10

15

Океаны, моря, реки

1

     10

15

Сказка про то, как животные хвостами менялись

1

        10

15

Стихия мира - воздух

1

        10

15

Эко. сказка о ветерке

1

        10

15

Живые недельки

1

        10

15

Уши разные нужны, уши разные важны

1

        10

15

Носы нужны не только для красы

1

        10

15

Модель «Животные»

1

        10

15

Птицы вестники весны

1

        10

15

Что есть у каждого растения?

1

        10

15

Весенние цветы и травы

2

        20

30

всего

20

190

285

Старшая группа

неделя

месяц

год

время

1раз

4 раза

40

25 мин

Воспитатель: Авсеевич Ирина Михайловна

УЧЕБНЫЙ - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ГРУППА

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

ВРЕМЯ      

Теорит. Практ.

подготовительная

Природный светофор

1

10

20

Человек – часть природы

2

20

40

Грибы , кто они и кому нужны

1

10

20

Кто и как разносит семена

1

10

20

Куда деваются листья

1

10

20

Влаголюбивые комнатные растения

2

20

40

Эко.сказка «Жила была речка»

1

10

20

Человек живет в городе

1

10

20

Сказка про то, как животные домами менялись

1

10

20

Как увидеть воздух?

1

10

20

Живые деньки

1

10

20

Как услышать воздух

1

10

20

Уши разные нужны, уши разные важны

1

10

20

Эко.сказка о ветерке

1

10

20

Носы нужны не только для красы

1

10

20

Животные

1

10

20

«Звери»

1

10

20

«Рыбы»

1

10

20

всего

20

190

410

                                                      Подготовительная группа

неделя

месяц

год

время

1раз

4 раза

40

30 мин

Воспитатель: Авсеевич Ирина Михайловна

               

Пояснительная записка.

          Программа ,,Аистенок” нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное, физическое развития ребенка. Большое внимание уделяется экологическому развитию детей.

        Содержание  и формы работы могут конкретизироваться в зависимости  от возможностей детей и поставленных образовательных задач.

       В основе содержания программы ,,Аистенок” лежит интерес к природе, как особому  объекту  познания.

       В планировании программы ,,Аистенок” указано содержание работы, задачи экологического развития, необходимое оборудование. Материал распланирован по месяцам, неделям.

     Имеет критерии доступности:

 -  понятные и близкие детям образы в соответствии с возможностями и представлениями об    

     окружающем мире;

 -  красочные;

 -  доступные;

        Цель программы – формирование у дошкольников   бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой, путем широкого использования   моделирования и опытнической работы.  

       Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности - природа щедро наградила ею ребенка в этот возрастной период. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, интереса к поисковой экологической деятельности. Это означает, что родители и педагоги, объединив усилия, должны сообща решать следующие образовательные и воспитательные задачи:

  • развитие у дошкольников   представлений об окружающем мире;
  • формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
  • формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей  в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
  • воспитание познавательных интересов, любознательности, способности к самостоятельной исследовательской деятельности;
  • формирование навыков элементарного экспериментирования;
  • развитие творчества, воображения,  мышления, внимания;
  • обучение азам элементарной экологической безопасности;
  • воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

       Решение этих задач  происходит через моделирование, дидактические игры, КВН, экологические праздники.

         Дидактические игры с использованием метода моделирования дети включают в самостоятельную деятельность, а так же при подготовке и проведению досугов.

Развитие ребенка во многом определяется его собственной активностью. Именно поэтому в данной программе большое внимание уделяется свободной самостоятельной деятельности детей и моделированию.

         Предлагаемая программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Сроки реализации программы  - 2 года  – в старшей и подготовительной группе детского сада общего типа.

Занятия проводятся по подгруппам (10 человек)  1 раз в неделю. Фронтальное проведение занятий нецелесообразно, т.к. в ходе такой организации трудно обеспечить активное участие каждого ребенка, а также создать безопасные условия для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментирования. Таким образом, в месяц проводится по 2 занятия с каждой подгруппой.

Длительность занятий 25 мин в старшей группе,

30 мин – в подготовительной группе/

В программе по экологии «Аистенок» предусматривается подключение и других специалистов: логопед, психолог, музыкальный руководитель, педагог по физическому развитию.

           В ходе обучения  целесообразно отдавать предпочтение занятиям поискового характера, с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребят активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями.

Алгоритм построения познавательных занятий                                                                                             1. Интересное начало — точка удивления.                                                                                                                        2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).                                                                                                     3. Сообщения детей.                                                                                                                                          4. Физминутка (не нарушающая логики занятия).                                                                                       5. Опытно-экспериментальная деятельность.                                                                                            6. Умозаключения детей на основе опытов, моделей.                                                                     7. Решение проблемных задач, ситуаций.                                                                                           8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).      

         Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи.

Критерии освоения программы:

  • Дети владеют основами  элементарной культуры мышления  (обладают навыками практического экспериментирования, моделирования, предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств  решения практических задач);
  • У детей сформирована согласно возрастным возможностям картина окружающего мира (элементарные представления об окружающем: о человеке, живой и неживой природе и о бережном отношении ко всему живому);
  • У детей сформированы элементарные экологические представления (сформированы  общие познавательные способности наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать)

Старшая группа  

  1. Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности:
  • высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;  
  • определять цель деятельности, условия ее достижения;
  • с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.

       2. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

  • Анализировать, выявлять существенные признаки объектов, особенности их взаимодействия.
  • Познакомиться с понятиями система, подсистема. Связи с системами и несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость  их свойств, изменения во времени и т.п.

Подготовительная  группа.

  1. Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, моделью, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий корректировать свою деятельность.
  2. Совершенствовать умение  определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия объектов. Самостоятельно  (на основе моделей) проводить опыты с веществами  (взаимодействие твердых, жидких и газообразных  веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
  3. Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.)

При  отборе содержания программы руководствовались следующими принципами:

  • Принцип научности. Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
  • Принцип доступности. Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Пояснения должны опираться на  имеющийся опыт детей, иметь наглядную основу.
  • Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребенком способов познания, исследовательской деятельности.
  • Принцип  системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечивать  создание у ребенка целостной картины мира.
  • Краеведческий принцип. Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение - ознакомление с детским садом и его территорией, микрорайоном, родным городом. Рассказы о разных видах ландшафтов должны подкрепляться экскурсиями и целевыми прогулками. Организуя наблюдения, мы опираемся на климатические условия родного края, местный фенологический календарь, показываем детям явления природы, присущие именно нашей местности.
  • Принцип востребованности. У ребенка не должно быть невостребованных знаний. Все, что ребенок узнает в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Иначе знания ложатся тяжелым грузом, задействуя лишь механическую память, делают процесс обучения неактуальным, отбивают у ребенка желание узнавать новое.

                                                   

                               Условия реализации программы.

        Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать экологическую культуру человечества без излишнего для данного возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для дошкольника.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

 Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребёнку возможность также участвовать в создании среды через:

- самостоятельное расположение игрового материала,

- максимальную его доступность;

- активное использование развивающих, дидактических и других игр. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль,  стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

         Для формирования экологических представлений создается исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте.  В исследовательском центре изготавливают вместе с детьми макеты разных климатических зон, собирают коллекции камней, моделей.

Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

Для  наиболее эффективной организации педагогического процесса, в программе использован проблемный метод обучения, моделирование, опытническую деятельность.

Мы выделяем несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды для формирования экологического воспитания.

  1. Безопасность.  Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, из небьющихся материалов, нетоксичным.
  2. Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд,  использовать в пед.процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.
  3. Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и  инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство  должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.
  4. Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть  простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.

 Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей дошкольного возраста ключевых экологических, общечеловеческих ценностей;
  • Освоение детьми элементарных экологических, естественнонаучных представлений, как базовой основы для усвоения предметов экологического цикла в школе;
  • Проявляющиеся в познавательной деятельности  навыки  культуры мышления, сформированные способности к исследовательской деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Итоговые занятия; беседы; викторины, экологические акции.
  • Диагностика усвоения экологического воспитания.
  • Совместные экологические проекты.

                                                 

                                                             

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Москва, Просвещение, 1992.
  2. Аткинсон С. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. Москва, Росман, 1999.
  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных Ярославль, Академия развития, 1997.        
  4. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №2, стр.34.
  5. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, Олма-Пресс, 1999.
  6. Бобылева Л, Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №7, стр. 36.
  7. Валова З.Г., Моисеенко Ю..Е. Ребенок среди природы. Миснк, Полымя, 1985.
  8. Вересов Н. Мы-земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1994, №12; 1995 №1, стр.19.

Москва, Просвещение,1989.

  1. Виноградова Н.Ф. , Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. Москва, Просвещение, 1993.        
  2. Газина О. Играя, изучаем природу//Дошкольное воспитание. 1995 №7, стр14.        

 12.Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. Москва, Просвещение, 1988.

13.Зацепина В. Планета Земля- наш общий дом//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.29

14.Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 45.

15.Зенина Т. Работаем по программе «Юный эколог»//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.42.

16.Кондратьева Н.Н.  и др. Мы. Программа экологического образования детей. Санкт-       Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

17.Козлова С.А. Мой мир. Москва. Линка- Пресс, 2000.

18.Королева А. Земля - наш дом//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 34.    

19. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, Асар, 1999.

 20. Николаева С.Н. Создание условия для экологического воспитания детей. Москва, Новая школа, 1993.

 21. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Москва, Новая школа, 1993.

 22. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры//Дошкольное воспитание. 1998,  № 1- 5, 1997 №7-12, 1996 №7.

 23 .Попова Т.И. Мир вокруг нас. Москва, Линка- Пресс, 1998.

 24. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.:Просвещение, 2001.

 25. Рыньков В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания//Дошкольное воспитание. 1995, №5, с

 26. Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и    

        интеллекта//Дошкольное воспитание. 1995 №7


         Календарно-тематическое планирование подготовительная  группа        

Тема

Программное содержание

Методические приёмы

Оборудование

                              СЕНТЯБРЬ

1. «Природный светофор»

60

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, (созданных человеком), сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек-часть природы), познакомить с основными природными  компонентами и их связями, показать связь  между живой и неживой природой.

Учить соблюдать правила поведения человека в природе, в соответствии с экологическими нормами.

Iч. Беседа с детьми

на тему «Что такое природный светофор». Используя плоскостную модель природный светофор.  

Вывод: природный светофор - это правила поведения в природе в соответствии с экологическими нормами.

II ч. Игра с моделями изображающие природные и неприродные объекты. «Природа или нет» (по типу « Летает - не летает»)

III ч. Игра «Угадай, на ощупь». Ящик ощущений. Дети определяют на ощупь, что относится к природе, а что к не природе.

Объекты природы и “не-

природы” (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов и т.д.) и модель с изображениями

природы и “не природы”,

 карточки с изображением   природных  и   неприродных» объектов, мешочки с шишками, камешками, веточками, кусочками кирпичей и т.п. Ящик ощущений.

Плоскостная модель -  природный светофор.

 

2 . «Человек - часть природы»

30

Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли, показать, что человек является частью природы, ему как и всем живым организмам необходимы ряд условий. Развивать интерес к изучению  человека. Воспитывать любознательность.

 Беседа с использованием модели о тесных взаимосвязях человека с природой.

Вопросы: «Как жил доисторический человек?», «Как живет современный человек?» (показы картин) Вывод: Современный человек в своей жизни связан с природой еще теснее, чем доисторический. Человеку нужно все, что есть в природе, без природы ему не прожить.

Разработка модели условия необходимые для жизни человека. Зарисовка.

Психогимнастика «Веселый, грустный, задушевный»  Сравнение человека и

животного.

Большие плакаты или

картины, изображающие жизнь первобытного человека, труд современного человека (сельское хозяйство, производство бумаги или тканей, отдых).

Фланелеграф, модель условия необходимые для жизни человека. Бумага, фломастеры.

Пиктограммы настроений.

        ОКТЯБРЬ

3. «Грибы – особое царство»

30

На примере грибов показать сложность и разнообразие мира живой природы; продемонстрировать и объяснить взаимосвязь «растения – грибы»

Расширять знания о съедобных и  ядовитых грибах, закрепить знания о строении грибов, способе размножения. Развивать осторожное отношение к грибам.

I ч. Разминка-игра «Грибной знаток»  

 Дети выстраиваются в линейку, каждый по очереди произносит  название гриба (любого) и делает шаг. Игра заканчивается, когда истощаются знания детей.

II ч. «Что такое грибы-растения или животные?». Работа с моделями, изображающими растения, животных, грибы. Вывод: грибы -особое царство живых существ, ни на кого не похожих.

Ш ч. Легенда о грибах,

модель -  грибница.

Карточки - модели с изображениями растений, животных и грибов, набор «Грибы». Фланелеграф, модель -  грибница.

4. «Мы друг другу нужны»

60

На примере распространения семян показать взаимосвязь живой и неживой природы - дружбу ветра и растений. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между наблюдаемыми объектами.

1 ч. Игра: ”Природа - не природа”,

по типу “Летает - не летает”

II ч Используется модель «Времена года»

Вопросы: какое сейчас время года; что происходит осенью; что происходит с семенами зимой, весной; что разносит семена деревьев и трав; как семена приспособлены к полету в воздухе.    

III ч. .Д/и «Какого растения семена?»

IV ч.”Как летает одуванчик?” 3агадки об одуванчике. На что похож?

Психогимнастика «Цветок»

Семена  берёзы,  клена, липы, одуванчика, чертополоха.

Модель круговая «Времена года».

НОЯБРЬ

5 «Что такое погода?»

30

Объяснить детям, что определяет погоду на нашей  Земле с помощью элементарных опытов, рассказать о каждом компоненте (солнце, воздух, вода)

Развивать логическое мышление. Воспитывать любовь ко всем временам года и различному состоянию погоды

1 ч. Беседа о любимом времени года, погоде.

2. Рассматривание модели.

Опыты с воздухом. Рассматривание измерительных приборов Опыт.  Разучивание примет погоды.

Модель «времена года».

Разные виды термометров.

6. Экологическая

сказка

 «Жила -  была

капелька»

30

Расширять знания  «О круговороте воды в природе».

Учить проводить опыты и делать простые выводы.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать экологическое мировоззрение о воде.

1.Беседа «Жила – была капелька»

Опыты с водой

Психогимнастика «Волны»

2. Модель «Круговорот воды в природе»

3. Д/и «Плавает – тонет»

Модель «Круговорота воды в природе»,

2 стакана воды чистой и грязной,

2 салфетки, две миски с водой.

        

                                                 ДЕКАБРЬ

7. «Неживая природа зимой»

30

Систематизировать знания о неживой природе в разные сезоны. Учить детей делать простые выводы - с чем связано похолодание, называть характерные признаки зимы, углубить и расширить знания детей о снеге и льде. Развивать наблюдательность, доказательную речь.

1. Загадки о зимних явлениях природы

2. Беседа о зиме с использованием модели

3.Опыты со снегом, льдом.

Модель зимы, фланелеграф.

Стаканчики со льдом, снегом.

8. «Океаны, моря, реки»

30

Обогатить знания о водном пространстве земли, учить называть и показывать океаны, моря, реки на карте, глобусе.

Развивать познавательный интерес.

Развивать зрительную и слуховую память.

Воспитывать экологическое мировоззрение.

Модель земли – глобус, рассматриваем, отмечаем, как обозначаются океаны, моря, реки. Отмечаем, почему разные оттенки.

Беседа: о Тихом океане.

Сравниваем водоемы, отмечаем их различия.

 Д/и « Что это?»

Психогимнастика «Волны»

Модель Земли – глобус.

Карта. Иллюстрации разных водоемов.

Аудиозапись «Шум волны».

                                                     ЯНВАРЬ

9.  «Сказка,  про

то, как животные

хвостами менялись»

30

Познакомить с приспособленностью животных к определенному образу Жизни; показать невозможность (в большинстве случаев) ”обмена  хвостами” быстрого приспособления к внезапно меняющимся условиям жизни.

1 ч. Показ моделей  животных. (фланелеграф)    

II ч. Рассказывание сказки “Как животные, хвостами поменялись” ч. Игра “Чего перепутал художник”детям раздают рисунки с изображением различных животных, они исправляют ошибки художника.

3. Просмотр мультфильма.

Модели животных, рисунки с заданием для закрепления материала.

Видеозапись.

10. «Стихия мира – воздух»

30

Продолжать знакомство со стихией воздухом. Развивать познавательный интерес. Развивать зрительную и слуховую память.

Воспитывать экологическое мировоззрение.

.1 ч .В гости к детям приходят 3найка и Незнайка,  Продавец воздуха (из сказки “Три Толстяка”).Дети вместе с умным Знайкой доказывают Незнайке, что воздух есть, но он не видим, т.к. прозрачный.

II ч. Опыты:  I. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: В стакане  есть  воздух, он не пускает воду туда.  Опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его уже не прямо, а немного наклонив. Что появилось в воде? (пузырьки воздуха) Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

3.Выдувание воздуха соломинкой из стакана с водой

Воздушные шары, надувной спасательный круг, банка с  водой и  бутылочка, стаканчики с водой и соломинки.

ФЕВРАЛЬ

11. «Экологическая

сказка о ветерке»

30

Познакомить с легендами, дать понятие почему

Ветер дует, опыт.

Продолжать знакомить детей с понятием воздух и его свойствами с тем, что воздух может петь и свистеть.

1 ч. Опыт с музыкальными инструментами.

Вывод: Когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух (на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно). Некоторые муз. инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.

2. Легенда о ветре.

Свистки, свистульки бутылки небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты: дудочки флейта ,труба, горн, кларнет(часть их них может быть изображение на картинке).

Иллюстрации.

13. «Живые недельки»

30

Составление предметной модели

И ее использование для решения познавательных задач.        

Развивать наблюдательность, доказательную речь.

1. Стих  «Емелина неделя». Вопрос Что дети знают        

   про цифру 7? В названиях каких сказок есть

эта цифра? Выкладывают с помощью квадратов и

 считалки радугу. Обратить внимание на то, что дни недели можно  запомнить                                           и с помощью цветов радуги.

Круговая модель недели, иллюстрации сказок с числом 7.

                                                                    МАРТ

14.”Уши разные

нужны, уши

разные важны”

30

Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных . Познакомиться  с правилами ухода за ушами. Воспитывать отзывчивость к слабослышащим, глухим людям.

1 ч. «Чем можно услышать воздух?»

1.Загадка про уши

2.Д/и  «Повтори за мной». (слово, звук, фразу и т.д.)

II ч. Беседа с показом иллюстраций.

III ч. Правила ,которые необходимо соблюдать, чтобы уши были здоровыми.

IV ч. Д/и “Собери из частей”

V ч. Гимнастика для ушей.

Карточки - схемы с изображением уха на каждого ребенка, большая картина уха в разрезе.

15 .”Носы нужны

не только для красы”

30

Познакомьтесь  детей с органами дыхания человека и некоторых животных, объяснить, как мы чувствуем запах. Развивать познавательный интерес.

Предложить детям узнать что принес аист с закрытыми глазами, предложить отгадать по запаху, кто им в этом поможет. Рассмотреть свой нос с помощью зеркала. Показать разрезанную картинку, на ней изображены носы различных животных, предложить собрать и узнать, чьи носы.  

Маленькие  зеркала

для детей, воздушные

шары, различные вещества с сильным запахом(апельсин, чеснок, душистая трава) модель с изображением носов.

АПРЕЛЬ

16.Модель

«Животные»

30

Установление  логических отношений между родовым понятием «животные» и видовыми понятиями  «звери», «птицы», «рыбы»,

посредством метода наглядного моделирования.

К картинкам, даются схемы. В качестве модели служит ковер, представлен как лес в котором обитают животные. Схему разрезаем на 4 части и каждую переносим на край ковра, это домики рыб, птиц, зверей, насекомых .Дети раскладывают свои картинки.  Коллективная проверка. Д/и «С мячом»

Модели животных. Схемы. Мяч.

17. «Птицы – вестники весны»

30

Расширять знания о перелетных птицах, особенностях строения, образе жизни.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни и месте обитания.

Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждениях сравнительного характера.

1. Загадки о птицах.

2.Беседа о птицах с использованием  модели

3. Рассматривание перьев.

Д/и «Назови птицу»

Слушанье пения птиц.

4.Д/и «Зимующие и  перелетные»

Создание проблемной ситуации: Что случиться если из леса исчезнут птицы? Фланелеграф

Фланелеграф, модели строения птиц. Аудиозапись.

МАЙ

18 . « Что есть у каждого растения»

30

Расширять знания детей о строении растений.

Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех  частей. Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по внешнему виду.

Поговорим о комнатных растениях ,покажите стебель.

Цветы расположены от легко узнаваемых до затруднительно.

Отметить самые крупные листья и самые мелкие.

Рассматриваем черешок – жилку.

Что удерживает растение в земле?

Корень

Выберете себе понравившееся растение и нарисуйте его.  По окончании работы мы назовем ваши цветы. Вывод: все растения имеют похожее строение, но все части растений могут иметь разнообразный внешний вид и иногда совсем не похожи.

12 комнатных растений  с разнообразными стеблями.

Листы бумаги с контурами горшка. Фломастеры.

Указка длинная.

19. «Весенние цветы и травы»

30

Повторить основные признаки весны, упражнять в названии садовых и луговых цветов и травянистых растений

Развивать наблюдательность.

Воспитывать экологическое мировоззрение.

1.Рассказ педагога.

2.Д/и «Весенние цветы», «Отгадай растение»

3. Физкультминутка  «Кузнечик»

4. Экологическая задача «Что если пропадет клевер?»

Фланелеграф, иллюстрации.

Модель луга.

                Календарно-тематическое планирование старшая группа

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ОБОРУДОВАНИЕ

                                     СЕНТЯБРЬ

1. «Что такое

Природа»

25

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек-часть природы), познакомить с основными природными  компонентами и их связями.

Ввести понятие” живое неживое”, показать связь  между живой и неживой природой.

I ч. Беседа с детьми

на тему “Что такое природа”. Выслушивание высказываний детей.

Вывод: природа - это то, что существует без помощи человека, а “не природа”  это все то, что сделано руками человека.

II ч. Игра с моделями изображающие природные и неприродные объекты. “Природа или нет” (по типу « Летает - не летает»)

III ч. Игра “Угадай, что

в мешочке” Дети определяют на ощупь, не вынимая предмета из мешочка и не заглядывая в него, что относится к природе, а что к не природе.

Объекты природы и “не природы” (например, кусочек гранита, кирпича, букет цветов и т.д.) и модель с изображениями природы и

“не природы”, карточки с изображением   природных  и   неприродных» объектов, мешочки с шишками, камешками , веточками, кусочками кирпичей и т.п..

 

 

2.  « Все в природе взаимосвязано, человек - часть природы»

25

Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли, показать, что человек является частью природы, заинтересовать дальнейшими занятиями.

 Беседа с использованием модели о тесных взаимосвязях человека с природой.

Вопросы: “Как жил доисторический человек?”, ”Как живет современный человек?” (показы картин) Вывод: Современный человек в своей жизни связан с природой еще теснее, чем доисторический. Человеку нужно все, что есть в природе, без природы ему не прожить Игра “Паутина жизни” Играют с нагрудными знаками.

Рисование картинки, изображающей, что нужно человеку для того ,чтобы выпить за завтраком чашку •чая(в центре листа чашка, а со всех сторон подписи, что для этого нужно)

Большие плакаты или

картины, изображающие жизнь первобытного человека, труд современного человека (сельское хоз-во, производство бумаги или тканей, отдых) Нагрудные значки для игры” Паутина жизни”

с изображением солнца воды, воздуха, различных диких животных, растении, человека.

Клубок пряжи

ОКТЯБРЬ

3. «Грибы, кто они

и кому нужны»

25

На примере грибов показать сложность и разнообразие мира живой природы; продемонстрировать и объяснить взаимосвязь “растения - грибы”

I ч. Разминка-игра “Грибной знаток Карточки”

 Дети выстраиваются в линейку, каждый по очереди произносит  название гриба (любого) и делает шаг. Игра заканчивается, когда истощаются знания детей.

II ч.”Что такое грибы-растения или животные?“ Работа с моделями, изображающими растения, животных, грибы. Вывод: Грибы -особое царство живых существ, ни на кого не похожих.

Ш ч. А с кем и почему дружат грибы? Чтение сказки Н.Павловой “две сказки” беседа о прочитанном.

Карточки - модели с изображениями растений, животных и грибов, набор «Грибы»

4. «Кто и как разносит семена»

25

На примере распространения семян показать взаимосвязь живой и неживой природы - дружбу ветра и растений.

НОЯБРЬ

1 ч. Игры:”Природа- не природа”

по типу “летает - не летает”

II ч.Беседа об осени и ветре чтение Н.Некрасова “Перед дождем” используется модель «Времена года»

Вопросы: ” Какое сейчас время года?”,” Что происходит осенью?”,”Кто разносит семена деревьев и трав?”,”Как семена приспособлены к полету в воздухе?”    

 III ч.”Кто изобрел самолет?”

Каждый получает схематичный рисунок самолета, вертолета, стрекозы. дети наклеивают семена берез , липы, клена к самолету, вертолету, стрекозе.

IV ч.”Как летает одуванчик?” 3агадки об одуванчике. На что похож?

Семена  берёзы,  клена, липы, одуванчика, чертополоха, клей, кисточки.  Готовые схематические рисунки самолета, вертолета, стрекозы,  парашюта

5. «Куда деваются листья»

Экскурсия в парк.

25

        

Указать слушателям на причины листопада, продолжить знакомство с формой листа разных деревьев, поставить опыт с отдаленным результатом   (Результат  проверить  весной)

1 ч .”Почему опадают листья?”

  как праздник прощания с осенью. Чтение стихов об осени, беседа об осени. Подвести детей к мысли, что самая заметная осенняя примета листопад.

Игра “Превращаемся в дерево”

2 ч. Игра  « Чей  листок ?».

 “Мишутка-Зайчиха”,”Вороны и Совы”                                    3 ч. “Куда деваются листья?” Рассказать детям о том,  куда деваются листья и для чего, кто им в этом помогает. Затем собранные детьми листья кладем в сетку и закапываем на участке сада до весны.

Капроновые сетки, лопатки.

Создание компостной кучи.

6. «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

25

Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими тонкими листьями

требуется много влаги, они родом из влажных мест, их надо поливать, а некоторых еще

и опрыскивать; другие-с плотными, толстыми    листьями, стеблями родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки, вместо листьев - это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды.

1 ч. Беседа с детьми о том, какие условия необходимы всем растениям,  чтобы они хорошо росли,

их потребность в воде, свете, тепле

питательной почве, используем модель ознакомления с растениями.

II ч. Рассказ воспитателя о растениях, которые имеют разную потребность в воде, показ на глобусе

мест их произрастания.

III ч. Игра “Найди в группе и зимнем саду  засухоустойчивые и

влаголюбивые растения”

.  Два растения типичные представители  засухоустойчивой влаголюбивой групп (например, бальзамин и алоэ, традесканция и агава, циперус и кактус), глобус, модель ознакомления с комнатными растениями.

                         ДЕКАБРЬ

                                         

7. Экологическая

сказка «Жила -  была

речка»

25

Дать понятие значения воды в жизни человека

   Рассказывание сказки , беседа о

правилах экономного расходования воды  дома.

Иллюстрации. Видеозапись

8. «Человек живет в городе»

25

Показать город, как особую среду обитания человека.

1 ч. Беседа по кругу о домах, в которых живут дети.

II ч.Игра “Чем пахнет город”-дети делятся на две группы и выбирают себе картинку, не видя лицевую сторону. Затем дети раскладывают картинки принадлежащие лесу и городу на модуле . Игра «Что чувствуешь? (Ребенок с закрытыми глазами получает задание, где он находится) Вопросы:- Что у тебя под ногами? - Что ты слышишь? - Что ты видишь?

Ш ч. «Идеальное место для жизни» Поговорить с детьми о том, что не всегда в городе человеку хорошо, как ему хотелась бы. - Что можно сделать для этого? Предложить  нарисовать идеальное место

для жизни.

Наборы открыток

с изображением

городов, альбом с

изображением родного города, две картины - модели изображающие лес и город - большого формата. Маленькие изображающие предметы живой и неживой природы.

Бумага ,краски, карандаши, кисти.

ЯНВАРЬ

9. «Сказка  про

то, как животные домами менялись»

25

Познакомить с приспособленностью животных к определенным местам обитания и образу

Жизни ; показать невозможность (в большинстве случаев) ”обмена домами” быстрого приспособления к внезапно меняющимся условиям среды.

1 ч. Показ моделей  леса, луга, водоема.

Кто из животных  здесь будет жить? Подвести детей к тому, что человек живет в доме, а для животных дом среда, где они  обитают:  медведь- лес, рыба-море, цапля-болото.    

II ч. Рассказывание сказки “Как животные,  домами поменялись” ч. Игра “Помоги найти дом”детям раздают рисунки с изображением различных систем обитания. Они размещаются по домам заблудившихся животных.

Игрушки, изображающие животных, модели - луга, леса, подводного мира,  рисунки с заданием для закрепления материала.

10. «Как увидеть воздух?»

25

Познакомить детей с понятием “воздух” ,его свойствами и ролью в жизни человека.

.1 ч .В гости к детям приходит  Продавец воздуха (из сказки “Три Толстяка”).Дети, вместе с героем доказывают что воздух есть, но он не видим, т.к. прозрачный.

(св-ва воздуха)

II ч. Опыты:  I. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: В стакане  есть  воздух, он не пускает воду туда.  Опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его уже не прямо, а немного наклонив. Что появилось в воде? (пузырьки воздуха) Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

3.Выдувание воздуха соломинкой из стакана с водой

Воздушные шары, надувной спасательный круг , банка .с  водой и  бутылочка, стаканчики с водой и солом инки .

ФЕВРАЛЬ

11. «Живые деньки»

25

Составление предметной модели

И ее использование для решения познавательных задач.        

1. стих  «Емелина неделя». Вопрос Что дети знают о днях недели?        

   Вспоминаем  цифру 7. Почему?

 2. Выкладывают с помощью квадратов и

 считалки радугу. Обратить внимание на то, что дни недели можно                                                запомнить и с помощью цветов радуги. Помощь круговая модель

Круговая модель недели

12. «Как услышать воздух»

25

Продолжать знакомить детей с понятием воздух и его свойствами с тем, что воздух может петь и свистеть.

1 ч. Опыт с музыкальными инструментами. Вывод: когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух (на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно). Некоторые муз. инструменты (духовые) играют только тогда, когда в них вдувают воздух.

Свистки, свистульки бутылки небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты: дудочки флейта труба, горн, кларнет (часть их них может быть изображение на картинке)

МАРТ

13. «Уши разные нужны, уши

разные важны»

25

Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных . Познакомиться  с правилами ухода за ушами. Воспитывать отзывчивость к слабослышащим, глухим людям.

1 ч. «Чем можно услышать воздух?»

Загадка про уши

.д/и  «Повтори за мной». (слово,

звук, фразу и т.д.)

II ч Беседа с показом иллюстраций.

III ч. Правила ,которые необходимо

соблюдать, чтобы уши были здоровыми

IV ч. д/и “Собери из частей”

V ч.Гимнастика для ушей

Карточки - схемы с изображением уха на каждого ребенка, большая картина уха в разрезе.

14.«Экологическая

сказка о ветерке»

25

Познакомить с легендами, дать понятие почему ветер дует.

легенда об   Эоле и Одиссее

Иллюстрации, видеозапись

15 . «Носы нужны

не только для красы»

25

Познакомьтесь  детей с органами дыхания человека и некоторых животных, объяснить, как мы чувствуем запах

Предложить детям узнать что принес аист с закрытыми глазами , предложить отгадать по запаху , кто им в этом поможет. Рассмотреть свой нос с помощью зеркала. Показать разрезанную картинку, на ней изображены носы различных животных, предложить собрать и узнать, чьи носы.  

Маленькие  зеркала

для детей, воздушные

шары, различные вещества с сильным запахом(апельсин, чеснок душистая трава) модель с изображением носов.

        АПРЕЛЬ

16. «Животные»

25

Установление  логических отношений между родовым понятием «животные» и видовыми понятиями  «звери», «птицы», «рыбы»,посредством метода наглядного моделирования.

К картинкам, даются схемы. В качестве модели служит ковер, представлен как лес в котором обитают животные .Схему разрезаем на 4 части и ,каждую переносим на край ковра, это домики рыб, птиц, зверей, насекомые .Дети раскладывают свои картинки. Потом коллективная проверка. д/и «с мячом»

Модели животных. Схемы. Мяч.

17. « Звери»

25

Формирование понятия «звери» используя мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения.

Д/и «Четвертый лишний».

Вывод: звери – это живые существа имеют следующее строение тела: голову, туловище, хвост, лапы, они покрыты шерстью, дышат воздухом живородящие.

Картинки с животными, схемы.

МАЙ

18. «Рыбы»

25

Формирование понятия «рыбы» используя мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения.

Д/и «Четвертый лишний»

Вывод: рыбы – живые существа , которые обитают в воде, не имеют ног передвигаются с помощью плавников , покрыты чешуей, размножаются икринками.

Картинки с изображением  рыб, схемы.

19. «Календарь»

50

Формирование понятия  дни недели, недели,

модели. Карточки - символы

месяца, года, посредством метода наглядного моделирования

д/и «Радуга».

Вывод: дни недели

идут друг за другом, не меняются местами.

Месяцы  имеют свое название, соответствуют своему времени года идут друг за другом.

Круговые  цветовые

модели, на каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...