Путешествие в степь - наблюдение за степной черепахой
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Гарбузова Ольга Анатольевна

Систематизировать представление детей о жителях степи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherepakha.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в степь – наблюдение за степной черепахой.

Программное содержание.

 Систематизировать представления детей о жителях степи. Уточнить представления детей об особенностях внешнего вида степной черепахи: туловище заключено в твёрдый панцирь. Пронаблюдать  повадки связанные с передвижением: по земле ходят очень медленно и неуклюжи во всех своих движениях; питанием – зубов у черепахи нет, но их челюсти покрыты заострёнными роговыми пластинками, ест траву, овощи очень любит листья салата и одуванчика; черепахи очень выносливы, проявляют поразительную силу мускулов долго живут, потому что медленно растут.  Активизировать речь детей: вытянутая шея, панцирь, упражнять в составлении коротких рассказов про животных, умение отгадывать загадки. Развивать интерес к наблюдению за животными, воспитывать бережное отношение к черепахе.  

Оборудование: фотографии, иллюстрации растений и животных обитающих в степи, модели: колосок,

Ход занятия

Ты знаешь, край, где всё обильем дышит,

Где реки льются чище серебра,

Где ветерок степной ковыль колышет

В вишнёвых рощах тонут хутора,

Среди садов деревья гнутся долу

И до земли висит их плод тяжёлый.

В.: – Прекрасные стихи о прекрасном крае. Великим лугом и Диким полем называли Донской край наши далёкие предки. На больших участках простирались необозримый ковёр степной растительности, наполненный необыкновенным запахом разнотравья: васильков, ромашки, шалфея, чабреца, душицы и ковыльный-ковыльный простор (жестом показывает на фото и иллюстрации). В настоящее время дикой степи почти не осталось, превратилась она в хлебные и овощные поля. Но кое-где остались ещё открытые участки степи и луга, где обитают разнообразные насекомые, птицы, звери.

Пахнет степь чабрецом и полынью, оживляемая звонким пением жаворонка, мелодичной трелью синицы.

  • Ребята, найдите и покажите на этой панораме растения и птиц, которых я сейчас назвала.
  • Назовите растения, которые ещё растут в нашей степи, но мы их не назвали.
  • Ребята, посмотрите, растения ковыль, пырей, мятлик, типчак имеют соцветие колос как у пшеницы. Все растения, которые имеют такое соцветие, относят к группе злаковых, обозначим их вот этой моделью.  

Фармогнозис: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Фармогнозис, оно означает знаток лекарственных растений. Сейчас я вам загадаю загадки о растениях, а вы найдите здесь отгадки.

Кто ни прикасается, –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий

Кругом торчат иголки.

                        (репей)

Золотая середина

И  лучи идут кругом

Это, может быть, картина

Солнца в небе голубом?

                           (ромашка)

У дороги вырос лекарь

Вдоль тропинки луговой.

Он порой для нас аптекарь

Догадайся, кто такой?

                      (подорожник)

Только тронь –

Отдёрнешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь.

                 (крапива)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух

                    (одуванчик)

Его резные листья,

Цветки золотистые

И стебельки кустистые

Все ядом налитые

А ядом лечат раны,

царапины и ссадины.

                     (чистотел)

Травка та растёт на склонах

И на холмиках зелёных

Запах крепок и душист,

А её цветок и лист

Нам идёт на чай

Когда кашель принимай.

                             (чабрец)

Или вправду верят люди,

Или делают лишь вид,

Говорят, что цветок лютый,

Говорят, что ядовит.

Огорчённо никнет цвет

Разливая жёлтый свет –

С давних пор поныне люди

Не берут его в букет.  (лютик)

Озябшие степи. То дождик, то ветер,

То солнца полуденный зной.

Окрасил все степи, как небушко светел,

Этот цветок голубой  (барвинок).

В: – Какие из этих растений лекарственные? Обозначим эту группу растений вот такой моделью.

 

Фармогнозисс: –        Пассифлора и пион всем

Приносят крепкий сон,

Валериана и пустырник –

Успокоят, снимут стресс.

А Стефания и Хмель –

от бессонницы излечат

Через несколько недель.

В: – Весной, когда в почве много влаги степь меняет свои краски, становится то красной от тюльпанов и маков, то голубой от барвинка и незабудок, то золотисто-жёлтой от адониса, одуванчика, чистотела и пижмы. Летом становится очень жарко, в степи начинается засуха, – все растения выгорают и степь становится седой от злаков, среди которых господствуют ковыли.

В  степи живёт много разных животных: птиц, насекомых, грызунов и других.

  • Назовите животных обитающих в степи, которых вы здесь видите.

В сухой, нетронутой пахарем степи расхаживают тяжеловесные, похожие на громадных кур дрофы и мелкие их родичи стрепеты, фазаны, перепёлки и куропатки. Всех этих птиц можно назвать куриным семейством от большой дрофы

Над безводной степью кружат коршуны, парят орлы, стремительно проносятся соколы, медленно над самой травой пролетают луни – все эти птицы степные хищники, обозначим их вот этой моделью, на которой изображён клюв орла.

Среди хищников в степи встречаются и звери: волк, лиса корсак, хорёк. Их мы обозначим моделью – «пасть»

В степи живут ещё одни необычные животные, отгадайте кто это.

Рыжий, бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи,

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой,

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его?

                              (сурок)

Роет, роет

Ход подземный строит

Роет, строит ловко

Спальню и кладовку.

                                 (суслик)

Он устраивается ловко:

У него с собой кладовка.

Где кладовка?

За щекой! Вот он хитренький какой!

                                                 (хомяк)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.  (мышь)

В: – Ребята, как называется дом, в котором живут все эти животные? (нора)

  • Правильно, поэтому их ещё называют норники или грызуны.
  • А почему грызуны, как вы думаете? (потому что грызут пищу)
  • Давайте группу этих животных обозначим вот такой моделью – зуб в кружочке. Круг обозначает нора, а зуб, что это все животные степи, которые грызут пищу.
  • А вот ещё загадка про одного обитателя степи.

Что за чудо, вот так чудо,

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит блюдо по дороге,

Голова торчит, да ноги.

(черепаха)

  • Посмотрите, а вот и она, давайте её рассмотрим и пронаблюдаем за ней.
  • Посмотрите, действительно чудо. Сверху блюдо, снизу блюдо. (касаясь рукой щитов)
  • Чем покрыто тело черепахи?
  • Он состоит из двух щитков: спинного и грудного. (показать)

Дать детям возможность погладить, надавить на панцирь черепахи.

  • Какого цвета панцирь? Какой он на ощупь?
  •  Какой  формы верхний щит панциря? А нижний щит, какой формы?

 Спинной щит круглой, выпуклой формы, он состоит из нескольких плоских костей, снаружи покрыт роговыми пластинками. Грудной щиток плоский, овальной формы состоит также из нескольких костей. Оба щитка соединены между собой хрящевыми связками, которые у взрослых черепах со временем окостеневают.

 Живёт спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит

Под ним, не зная страха,

Гуляет черепаха.

  • А почему черепаха спокойно гуляет и никого не боится
  • Панцирь надёжно защищает черепаху от врагов. Она не может укусить, уколоть как ёж, ужалить как змея своих врагов, ведь она мирное и очень медлительное животное. Спастись черепаха может, спрятав голову и ноги под панцирь.
  • Вот посмотрите, как она это делает (коснуться головы черепахи). – Что делает черепаха?
  •  Твёрдый как камень панцирь черепахи защищает её беззащитные ноги и голову.

В каменной рубахе

Ходят ….черепахи.

  • Спасает черепаху, не только твёрдость панциря, но и его окраска.

Показать модель покровительственной окраски  черепахи.

  • Где черепаха видна лучше? А где не заметна?
  • А когда черепаха более незаметна, когда двигается или не подвижна?
  • Покровительственная окраска и неподвижность ещё одно приспособление черепахи спасаться от врагов.
  • Куда прячет черепаха голову, ноги, хвост?  
  • В панцире есть лишь несколько отверстий спереди и сзади, через которые животное может высовывать голову, ноги и хвост.
  • Где находится у черепахи голова? Какой она формы?
  • Голова овальной формы слегка вытянутая, сидит на длинной, очень подвижной шее, благодаря ней черепаха может повернуть голову.
  • Что делает черепаха? Как она передвигается? Какие по длине ноги у черепахи? Что есть на ногах? (обращать внимание на все действия черепахи и постараться, чтобы дети их проинтерпретировали.)
  • Пальцы с твёрдыми тупыми когтями, покрытыми роговыми чешуйками. Когти нужны черепахе, чтобы закапываться в землю, песок,  куда она прячется.
  • По земле она ходит очень медленно и неуклюжа во всех своих движениях. Но, несмотря на свою нерасторопность, черепахи очень выносливы, проявляют поразительную силу мускулов и очень долго живут, потому что медленно растут. По годовым кольцам на панцире можно посчитать, сколько черепахе лет.

Подвижная игра «Соревнования по бегу». Дети изображают животных с разными по длине ногами. От финиша они должны сделать одинаковое количество шагов и посмотреть где кто окажется. Затем дети считают, сколько шагов понадобилось каждому животному, чтобы добраться до финиша.

– Р., так от чего зависит скорость передвижения животных? (от строения ног, чем длиннее ноги, тем быстрее животные передвигаются)  

  • черепаха живёт в степи, как вы думаете, чем она питается? Давайте угостим её и посмотрим, что ей больше всего понравится. (дети предлагают черепахе разный корм)
  • Что черепаха выбрала? Как она ест?
  • Зубов  у черепахи нет, но её челюсти покрыты заострёнными роговыми пластинками, которые помогают ей откусывать маленькие кусочки от листьев салата или одуванчика, также она ест траву, овощи.
  • Черепаха живёт среди многих обитателей степи, птиц, насекомых, зверей и есть среди них те, от которых она иногда не может спастись.
  • Кто может съесть черепаху?
  • Волки, у которых очень крепкие зубы, могут разгрызть крепкие панцирь. Хищные птицы: лунь, сокол – пустельга, орлы (показать фотографии), они своими острыми, сильными когтями хватают черепаху, поднимают на высоту и бросают, панцирь разбивается, и птицы её съедают. Но в основном черепахе удаётся спастись от своих преследователей и им приходится искать новую добычу.  
  • Наше путешествие в степь подходит к концу. Давайте на память об этом путешествии сделаем маленьких черепашек из ореховой скорлупы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Весеннее путешествие в степь»

Программное содержание:Воспитывать у детей чувство симпатии к родной природе, развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации.Развивать речь детей...

"Наблюдение за красноухой черепахой"

Недавно мы с мамой были в гостях, там я увидел аквариум. Я стал наблюдать за черепахой и тут я заметил, как черепаха время от времени поднималась к самой поверхности.Когда мы пришли домой, я задал мам...

Наблюдение за красноухой черепахой.

Не у каждого сейчас есть питомец многие стараются уйти от ответственности по уходу за домашними животными. И наша задача хотя бы в кратце рассказать и показать повадки некоторых животных мы выбрали ч...

Занятие Путешествие по степям (старшая группа)

Занятие Путешествие по степям (старшая группа)...