НОД Путешествие в степь
методическая разработка (старшая группа)

Халаева Наталья Васильевна

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_step.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в степь»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с животными Калмыкии, конкретно с сайгаком, уточнить внешний облик: рыжий, сайгак с рогами, сайгачиха без рожек, удлиненный нос, живет в степи, питается травой;

- зайцем – внешним видом: летом – рыжевато – бурый, зимой белый, зимой ест ветки и грызет кору; норы не имеет, прячется и спит в снегу.

 2. Упражнять детей в умении определять следы сайгака и зайца (по картинке или на слайде мультимедийной презентации): (у сайгака – копыта; а у зайца –  лапы две передние, две задние, когда убегает от опасности, петляет).

 3. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о природе родного края.

 4. Закрепить знания детей об особенностях природных условий степи.

 5. Продолжать знакомить детей с охраной животных. Воспитывать бережное отношение к природе.

 6. Воспитывать познавательный интерес к природе степи, средствами эмпатии «Я – сайгачонок, я — зайчишка»

Словарная работа: петляет, мигрируют, кочуют, рыжевато — бурый, стадо.

Предварительная работа:

Знакомство с Красной книгой РФ, Калмыкии, рассматривание картинок, фотографий, создание компьютерной  презентации о животных Калмыкии, беседы о живой природе, о степи, о заповедниках расположенных на территории Калмыкии. Мини — беседы в музее детского сада. Создание мини – книг о животных Калмыкии совместно с родителями. Разучивание стихотворений о животных: зайце, сайгаке; сочинение и составление собственных загадок о животных степи.

 Знакомство со способами нетрадиционного рисования.

Оборудование:

А) для познавательно – речевой деятельности: Карточки – схемы с изображением различных видов транспорта, письмо от ветерка -проказника, разрезанный план игры – путешествия (кусочки карты в виде пазлов), фотоиллюстрации с изображением животных: зайца –русака зимой, летом, с зайчатами и т. д. Сайгака (зимой, летом, с сайгачатами и т.д).  Мультимедийная установка для просмотра презентации, мультимедийная презентация, магнитофон с записью музыки.

Ход игры – путешествия

Организационный момент

Воспитатель:

- Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в нашу красивую степь. Как вы думаете на чем, можно отправиться в наше путешествие:

Воспитатель:

Равнинная территория Калмыкии в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями.

- Каким цветом на карте обозначена зона степей?(Зона степей обозначена желтым цветом).

   Вос-ль просит детей послушать стихотворение.

На все стороны степь

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь,

Неоглядный простор.

- Посмотрите на картину и скажите, что ж такое степь ( ответы детей).

   Вос-ль: Степи расположены южнее зоны лесов. Как вы думаете, чем степь отличается от леса?

   Вос-ль: Степи- это большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях жаркое и сухое, а зима холодная. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно. Летом часто дуют суховеи. Суховей- это сухой, горячий ветер. Замкнутая между долинами рек Дона, Волги, Кумы и побережьем Каспийского моря, Калмыцкая степь делится по рельефу на 3 части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность.

-Мы отправимся с вами в степь пешком, и наше путешествие будет называться поход. Все согласны? (ответы детей). Начинаем подготовку к походу.

В этот момент раздается стук в дверь в группу входит Старичок  Степнячок, с письмом в руках.

Основная часть

Старичок Степнячок: Здравствуйте ребята, я от веселого ветерка услышал, о том, что вы собираетесь в поход в нашу красивую степь, вот пришел к вам, чтобы вам помочь, и вы мне помогли.

Воспитатель: Здравствуй, Старичок Степнячок, мы будем рады принять от тебя помощь, а мы чем можем помочь тебе? Неужели в твоем доме, что – то случилось?

Старичок Степнячок: Я принес вам письмо, которое обнаружил сегодня утром под красивым кустиком, рядом с которой я живу. Вот смотрите, что в нем написано (читает письмо от Ветерка -проказника)

Письмо:

Старичок Степнячок, я хочу тебя огорчить, и доставить себе истинную радость. В нашей степи больше не живут некоторые животные. Я за нашу длинную, холодную, морозную, ветреную зиму сделал так, что почти все живые обитатели нашей степи ушли из нее. Поэтому у меня праздник. В степи теперь живу только я! Степной Ветерок — проказник.

Воспитатель: Не волнуйся Старичок  Степнячок, наши ребята много знают о растениях и животных нашей степи, ребята обязательно тебе помогут и постараются сделать все для того, чтобы все животные жили в степи и не исчезали.

Старичок Степнячок: Я очень надеюсь на это. И вам в помощь я нарисовал карту, я нарисовал, где на какой полянке жили какие животные, но когда я проснулся, то увидел разрезанные и чистые листы бумаги. И я боюсь, что это затруднит ваш поход.

Воспитатель: Ребята, мы справимся с таким заданием? Нас может напугать эта ситуация? Правильно, давайте соберем карту и посмотрим, откуда нам начать наш поход и чего нам опасаться и как помочь нашему гостю.

Дети собирают карту на полу или же на любой ровной, твердой поверхности.

Старичок Степнячок: Ой, какие вы, молодцы, собрали мою карту – подсказку, так как будто ее, и никто не разрезал. Я думаю, что вы быстро справитесь со всеми кознями, Ветерка — проказника, а я, если вы, не против, отправлюсь снова в степь, чтобы ничего там не приключилось без меня, и буду ждать вас там.

Воспитатель: До свидания Старичок  Степнячок, мы обязательно скоро увидимся, а ребята тебе помогут. Ребята, давайте еще раз посмотрим на карту подсказку и решим, откуда же начнется наш поход. (Дети рассматривают карту, обсуждают)

Правильно, наш поход должен начаться в группе, где мы с вами сейчас и находимся и, судя по первой подсказке, мы должны вспомнить правила поведения в степи (Дети вспоминают правила, каждый ребенок называет по одному правилу)

-Молодцы! Все правила, мы с вами вспомнили, а рюкзак для похода собрали? Посмотрите в этой же подсказке, нарисован еще и рюкзак, давайте поиграем в игру «Что возьму с собой в поход» (дети, собирают рюкзак, и находят еще одну подсказку с загадками о растениях и животных Калмыкии)

-Мы с вами отгадали все загадки, собрали рюкзак, вспомнили правила поведения в степи, что же будем делать дальше? (ответы детей) Правильно отправляемся в поход, да и на карте нарисовано, что мы должны перейти с вами в наш мини – музей, как вы думаете для чего? (ответы детей)

Дети вместе с воспитателем переходят в мини – музей детского сада. На полу перед входом лежит конверт с подсказкой (ребятам необходимо найти сундучок с волшебной картинкой: на альбомных листах воском нарисованы сайгак и заяц, но листы чистые).

Воспитатель: Ребята, опять проказничает Ветерок — проказник, как вы думаете, что было нарисовано на этих листах?

 Я вам помогу. Для того, чтобы понять, как нам помочь Старичку Степнячку, надо отгадать загадки, слушайте внимательно:

1.Быстро мчусь я по степи,

Не поймать меня никак.

Ты уж, брат, меня прости,

Антилопа я, … .

Дети: Сайгак

Воспитатель: Ну а теперь вторая загадка:

2.Что за зверь лесной

 Встал, как столбик,

 Под сосной

 И стоит среди травы-

 Уши больше головы?

Дети: заяц

Вы молодцы правильно отгадали загадки, и сейчас произойдет волшебное превращение, смотрите, я сейчас проведу по этим чистым листам бумаги кисточкой с краской и перед нами появиться изображение и зайца и сайгака, ведь мы загадки отгадали правильно и посмотрим, что произойдет дальше.

Под рисунком появляется надпись — вопрос: Я не знаю, где я живу, помогите!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живут сайгак и заяц?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы, эти животные действительно живут в степи, для того, чтобы с ними встретиться нужно уйти далеко, глубоко в степь.

 - А как вы думаете, заяц – русак, который живет в степи отличается от зайца – русака, живущего в лесу?

Ответы детей.

- Как вы думаете, зачем  зайцам  норы?

Ответы детей. Выслушиваю их мнение. Если дети не дают правильный ответ, уточняю.

- Норы, они используют в качестве укрытия от сильной жары и в отдельных случаях для рождения молодняка. Еще часто они делают нору для отдыха, даже зимой в снегу.

Воспитатель: Посмотрите, я нашла еще одну волшебную подсказку (показываю элементы схемы — модели, для составления описательного рассказа). Дети составляют рассказ по схеме. Затем воспитатель дополняет рассказ детей.

Воспитатель: Летом заяц  рыжевато-бурого цвета, а зимой белого. На нижней стороне кисти и ступни вырастают густые волосяные щетки.

 - Как, вы думаете, зачем? Наверное, для того, чтобы чистить снег перед тем, как прыгнуть?

Ответы детей.

- Правильно, эти щетки необходимы зайцу  для облегчения передвижения по снегу. Ведь зайцы прыгают, переставляя лапы попарно: обе передние, обе задние. Поэтому и говорят, что зайцы петляют.

Вы правильно сказали, что зайцы питаются ветками и травою. Зайцы  летом питаются травянистой растительностью: одуванчиками, листьями, употребляют различные виды осок и хвощей (показ фотоиллюстраций.

- А зимой чем питается заяц?

Ответы детей.

- Правильно зимой заяц  питается ветками, побегами деревьев и кустарников и их корой.

 Как вы думаете, а где заяц ищет витамины по весне?

Ответы детей.

Весной зайцы грызут корешки и траву или приближаются к заброшенным огородам.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изображено на этой волшебной подсказке (предлагаю схему — модель, для составления описательного рассказа с ошибками). Дети составляют рассказ по схеме и исправляют ошибку в схеме.

Мы с вами справились с заданием о зайце, а для того чтобы выполнить задание связанное с сайгаком нам надо отправиться дальше.

Проводится разминка «Мы с друзьями»

1. Солнечным погожим днем

(Ходьба на месте)

Мы с друзьями в степь идем.

2. (Повороты корпуса вправо и влево)

Вот хорошая тропинка,

 Вот еще одна тропинка,

 И еще одна тропа.

(Руки соединены полукругом)

3. А вокруг полно цветов,

(Развести руки в стороны)

 Так красиво, нету слов,

Здесь такая красота!

 (Приседания с вытянутыми вперед руками)

Здесь отличные места!

Воспитатель, находит еще одну подсказку, расшифровав ее, по указанной стрелочке все переходят в зал, где установлен экран для просмотра презентации.

В зале на одном из стульчиков лежит еще одна подсказка, где нарисованы дети, читающие и рассматривающие книги и смотрящие на экран. Ребята, давайте предположим, о чем говорит эта подсказка? (ответы детей). Правильно, сейчас мы с вами посмотрим презентацию о сайгачонке.

Во время просмотра презентации воспитатель задает детям вопросы о внешнем облике сайгачонка, опираясь на схему – модель.

- Как вы думаете, сайгачонок тоже живет в норе, как заяц?

Ответы детей.

А как вы думаете, чем питается  сайгак?

Ответы детей.

Воспитатель рассказывает о сайгаке.

Сайгак – одно из самых древних копытных на земле. Несмотря на то, что, на первый взгляд, это животное производит впечатление неуклюжего, на самом деле зверь быстроног и подвижен. Причём «идти» на высокой скорости они могут на протяжении довольно длительного времени.

Бег сайгака совершенно необычен. Его корпус почти не отклоняется от направления бега. Тело его словно летит по воображаемой прямой. Голова опущена, рога – вертикально, рот приоткрыт. Во время бега происходит смена ритма: в бег рысью «вплетаются» довольно высокие прыжки. Животное как будто бы подгоняет самого себя. Такого уникального рисунка бега нет ни у одного животного.

Природа наградила сайгака интересной «конструкцией» — длинным отвислым носом, напоминающим хоботок. Но сделала она это не для красоты, а для защиты лёгких животного: летом, во время царства пылевых бурь, в хоботке сосредотачивается пыль и раскалённый песок.

И зимой нос-хоботок помогает животному — морозный воздух, проходя через него, согревается.

Сайгак и стадо – понятия практически неразделимые. В стаде выживать легче. Днем, если кто-то заметил опасность, то он совершает «смотровой прыжок» — это сигнал для всего стада – бежать прочь.

В ночное время выставляется ночной дозор. Лежащие с краю животные только дремлют, а те, кто спит в середине стада — спят крепко. Потом ситуация меняется. Всю ночь происходит своего рода миграция.

В случае опасности сайгаки сбиваются в плотную массу и бегут. Эти животные очень осторожны. Они всегда начеку.

Маленькие сайгачата рождаются в самый романтичный месяц в году – в мае, когда природа удивляет других и удивляется сама себе.

Если взрослых сайгаков, как правило, спасают ноги, то малышей, которые не умеют бегать, спасает окраска. В связи с неразвитостью кожных желез запаха новорожденные почти не источают. В минуты опасности дети-сайгачата прижимаются к земле, и разглядеть их практически невозможно.

Посмотрите на этот слайд и скажите, что здесь нарисовано не правильно (предлагаю схему – модель с ошибкой). Дети составляют рассказ, исправив ошибку.

В конверте с подсказкой еще были задания для каждого из вас. Посмотрите, здесь изображен лабиринт, вам надо по следам определить, где скакал сайгачонок, и как ему попасть на полянку. И где бежал зайчишка и как попасть ему в свою нору.

Дети индивидуально выполняют задание:

Воспитатель: мы с вами справились со всеми заданиями, наш поход подошел к концу и нам необходимо вернуться в группу, но для начала, давайте поиграем. Под звучащую музыку вы должны изобразить того степного жителя, для кого она характерна.

Проводится игра на развитие эмпатии «Я – сайгачонок, я — зайчишка», под музыкальное сопровождение.

- Ребята, давайте с вами поиграем, а для этого закройте все глаза и каждый представьте, что вы – сайгачонок, или зайчишка.

 - Представили.

 - Подумайте немножко, сейчас каждый из вас поделится представлениями о том, что чувствуют звери.

Например: Растаял снег, пригрело солнышко, сайгачонку стало тепло, стали набухать почки, расцвели тюльпаны, и другие цветочки, ой, рыщет волк – мне страшно.

Теперь составьте свои рассказы о животных, которые вам понравились. Ваши рассказы замечательные. Расскажите их своим родным.

Ваши рассказы были очень хороши, но я обнаружила еще одну подсказку. Сейчас мы с вами должны отправиться, помогите мне разобраться, я не могу понять куда. Дети рассматривают подсказку и приходят к выводу, что им необходимо пройти в спортивный зал.

Подойдя к дверям спортивного зала, дети видят на двери еще один конверт с подсказкой, открыв его, находят следующее задание, которое необходимо выполнить. Игра «Море волнуется раз» животное степи замри.

Вы так хорошо представляли животных, так хорошо играли, давайте выполним еще одно задание, поиграем в речевую игру «Куда же нам пойти»

Ти-ти-ти-куда же нам пойти?

(хлопки в ладоши)

 Ать-ать-ать-в степь отправимся гулять?

(хлопки по коленям)

(дети идут за воспитателем по залу)

 Раз, два, три, раз, два, три

 По дорожке мы пошли

(ходьба змейкой)

Петлять тропинка начала

 Среди травы зеленой

 По ней шагаем мы легко

 Головушку подняв.

 В степь тихонько мы вошли

 К тюльпану вместе подошли

 Полюбовались и прислушались

(ручка к уху и наклоны в сторону)

На полянке сидели птицы

 Испугались птицы нас

 И взлетели в тот же час

(фыр-фыр, фыр-фыр, машем руками как крыльями)

Ти-ти-ти-куда же нам пойти?

(хлопки в ладоши)

Ать-ать-ать-в группу нам пора опять

(хлопки по коленям)

Воспитатель под одним из стульев находит последнюю подсказку, где изображены дети в группе. Все вместе возвращаются в группу. В группе детей встречает Старичок Степнячок.

Старичок  Степнячок: Вам понравилось наше путешествие? Я хочу вас поблагодарить, потому что вы справились со всеми заданиями. И в нашей степи снова скачут сайгачата, на полянках прыгают зайчата.  Берегите и охраняйте природу! А за то, что вы мне помогли, я вас угощу.  (Угощенье детям)

Автор: Воспитатель Халаева Наталья Васильевна. МКДОУ детский сад «Байр» п. Буровой Республика Калмыкия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в степь - наблюдение за степной черепахой

Систематизировать представление детей о жителях степи....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Весеннее путешествие в степь»

Программное содержание:Воспитывать у детей чувство симпатии к родной природе, развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации.Развивать речь детей...

Занятие Путешествие по степям (старшая группа)

Занятие Путешествие по степям (старшая группа)...

Конспект занятия по ФЦКМ "Путешествие в степь"

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе "Путешествие в степь" на  калмыцком языке...