Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
    Конспект НОД По ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе. Тема: «Наши друзья - птицы».

     

    Конспект НОД

    По ознакомлению с окружающей средой

    (образовательная область «Познание»)

    в подготовительной к школе группе 

    Тема: «Наши друзья - птицы».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poznanie.docx19.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Центр развития ребёнка –

    детский сад №83 «Фея ».

    Конспект НОД

    По ознакомлению с окружающей средой

    (образовательная область «Познание»)

    в подготовительной к школе группе № 11.

    Тема: «Наши друзья - птицы».

    Подготовила воспитатель:

    Симонова Полина Дмитриевна.

    Г. Набережные Челны

    2013

    Цель: Формировать экологическую культуру у детей, обобщить знания о птицах. 

    Программные задачи:

    1)Развивать умение сравнивать водоплавающих птиц, особенности внешнего вида и поведения.

    2)Объяснить, как загрязнение окружающей среды влияет на жизнь птиц.

    3)Воспитывать в детях сочувствие, сопереживание, желание помочь птицам выжить.

    Предварительная работа: Рассматривание Красной книги. Чтение «Серая Шейка» автор: Мамин-Сибиряк. Чтение сказки «Гадкий утенок» автор: Г. Х. Андерсен.

    Словарная работа: оседлые, перелетные и водоплавающие птицы, ласты, копчиковая железа, ученые – орнитологи.

    Демонстрационный материал: Картинки с изображением птиц и их образа жизни, схематичные рисунки, таз.

    Раздаточный материал: Пуховые птичьи перья, вазочки с жидким маслом.

    Ход НОД:

    Педагог: «Дорогие друзья! Сегодняшнее наше занятие посвящено природе. Ведь природа – это богатство человечества. Ее необходимо беречь, как жизнь человека.

    Разве мы можем представить жизнь без лесов, полей, лугов, без птиц? А сколько пользы приносят птицы человеку! Люди издавна наблюдали за полетом птиц и мечтали подняться в воздух. Сильных и смелых людей принято называть соколами и орлами, любимых зовут ласково журавушка, лебедушка, детей нежно называют чижиками, воробушками. Давайте и мы сегодня отдадим птицам дань любви и уважения.

    Ребята давайте поиграем в игру. Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто, то другой, - хлопните в ладоши.

    1)Прилетели птицы

    Голуби, синицы

    Мухи и стрижи…

    (дети хлопают)

    Дети: Мухи – это не птицы, а насекомые.

    2) Прилетели птицы

    Голуби, куницы…

    (дети хлопают)

    Дети: куница - это животное.

    3) Прилетели птицы

    Голуби, синицы

    Чибисы, чижи

    Галки и стрижи

    Комары, кукушки…

    (дети хлопают)

    Дети: комары - это насекомые.

    Прилетели птицы

    Голуби, синицы

    Чибисы, чижи

    Галки и стрижи

    Комары, кукушки

    Даже сплюшки

    Лебеди и утки –

    И спасибо шутке!

    Педагог: Вот мы и вспомнили некоторые виды птиц, а каких птиц знаете?»

    Дети: «воробей, галка, ворона и т.д.»

    Педагог: Правильно, это оседлые птицы. Как вы думаете почему этих птиц называют оседлыми?

    Дети высказывают предположения, педагог отмечает наиболее правильные ответы.

    Педагог: Оседлые - это те птицы, которые зимуют рядом с людьми. А перелетные птицы в ноябре улетели в теплые края.… А вот снегири, синицы, щеглы наоборот прилетают в город, клюют почки на кустарниках. В ноябре издавна отмечали люди «Синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки. В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает.

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадки про птиц, а вы будьте внимательны и постарайтесь угадать:

    Спинкою зеленовата

    Животиком желтовата,

    Черненькая шапочка

    И полоска шарфика.

    Дети: синица

    Педагог: Пусть я птичка — невеличка,

    У меня, друзья, привычка —

    Как начнутся холода,

    Прямо с севера сюда.

    Дети: снегирь

    Педагог:

    Угадайте, что за птица

    Скачет по дорожке,

    Словно кошки не боится -

    Собирает крошки,

    А потом на ветку прыг

    И чирикнет: «Чик – чирик!»

    Дети: воробей

    Педагог:

    Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей.

    Прячется в зеленых кронах,

    А зовут ее…

    Дети: ворона

    Педагог:

    Кто присел на толстый сук

    И стучит: «Тук – тук, тук – тук!»?

    Кто летает, кто стрекочет

    Рассказать нам новость хочет?

    Дети: дятел

    Педагог:

    Пестрая крякушка

    Ловит лягушек,

    Ходит в вразвалочку

    Спотыкалочку.

    Дети: утка

    Педагог: Ребята, а вы знаете, что птицы не только летают, но также некоторые из них умеют плавать. Как называют таких птиц?

    Дети: водоплавающие.

    Педагог: Правильно, таких птиц называют водоплавающими. А знаете ли вы чем отличаются водоплавающие птицы от обычных?

    Дети: Они добывают пищу и живут рядом с водой.

    Педагог: Верно, водоплавающие ведут водный образ жизни. К водным относятся лишь те птицы, которые умеют держаться на поверхности воды. Живя в воде, они приспособились, и у них появились отличительные черты. Прежде всего это «ласты»: кожная перепонка, натянутая между пальцами. Далее — весьма плотное оперение. Так как одно только перо не защищает от воды, у водоплавающих птиц развита копчиковая железа. Она есть у большинства птиц и выделяемый ей жир служит для ухода за перьями. Для водоплавающих птиц этот орган имеет особое значение, благодаря нему птицы держатся на воде.

    На воде.

    Цель эксперимента: помочь детям понять, для чего водоплавающим птицам нужны ласты.

    Для проведения эксперимента понадобится: таз с водой.

    Педагог: Ребята, давайте мы убедимся, почему у водоплавающих птиц именно ласты, а не лапки.

    Педагог предлагает детям, по очереди подходить к тазу и провести по воде рукой сначала растопырив пальцы, а потом крепко сжав их. Спрашивает как им было удобнее отталкиваться, объясняет, что именно для того чтобы быстро плавать птицам и нужны ласты.

    Педагог: Ребята вы наверное устали, давайте проведем физминутку

    Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

    Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

    Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

    Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

    Вот присела на минутку, (Присели.)

    Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

    И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

    Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

    Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

    Все ребята дружно встали

    (Выпрямиться)

    И на месте зашагали.

    (Ходьба на месте.)

    На носочках потянулись.

    (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

    Как пружинки мы присели

    (Присесть.)

    И тихонько разом сели.

    (Выпрямиться и сесть.)

    Педагог: Замечательно, размялись, отдохнули. Ребята я приготовила схемы, с их помощью вы вспомните особенности водоплавающих птиц. Кто хочет ответить? Вова нам сейчас покажет эти особенности».

    Вова подходит к доске и показывает схемы: «У водоплавающих птиц ласты, с их помощью они плавают, птицы высиживают яйца, на них оперенье, они живут на воде».

    Педагог: Хорошо, но у тебя осталась еще одна схема. Ты считаешь, что она не подходит к водоплавающей птице?

    Вова: На схеме изображены лапки птицы, если у водоплавающей птицы будут такие лапки, она не сможет плыть.

    Педагог: Кто считает по-другому? Все согласны с Вовой? (дети соглашаются с Вовой). Правильно, Вова, молодец! Садись на место.

    Педагог: Ребята, посмотрите на эту схему (показываю схему с изображением стаи птиц)как вы думаете, чем еще похожи водоплавающие птицы?»

    Дети: Зимой они собираются в стаи и улетают в теплые края. Это перелетные птицы.

    Педагог: А как вы думаете, что заставляет перелетных птиц улетать в теплые края?

    Дети: Им нечего есть.

    Педагог: Но ведь мы знаем, что они питаются мелкой рыбкой, а ведь рыба зимой продолжает плавать в водоемах. Почему же птицы улетают?

    Дети: Реки, озера замерзают, покрываются толстым льдом. И птицы не могут нырнуть и поймать рыбку. Им нечего есть, и поэтому они улетают в теплые края.

    Педагог: Значит, сейчас, в ноябре, когда уже все реки и озера замерзли, мы не увидим водоплавающих птиц? Тогда объясните мне такую ситуацию. Я вчера гуляла в парке, где есть маленький пруд. Иду и вдруг вижу: по льду и даже по дорожкам расхаживают утки. Увидели меня, подошли поближе, как будто чего - то ждут. Как вы думаете, чего они ждали?

    Дети: Они ждали, что вы их покормите.

    Педагог: Значит, не все водоплавающие птицы улетают на юг. Утки, которые живут в городе рядом с людьми, остаются зимовать. Они надеются на то, что люди не дадут умереть им с голоду. А какие еще птицы живут с нами по соседству зимой?

    Дети: Воробьи, синицы, вороны, снегири.

    Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами проведем эксперимент и увидим, как загрязнение воды влияет на водоплавающих птиц.

    Птицы и нефть.

    Цель эксперимента – помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

    Для проведения эксперимента понадобится: пуховые птичьи перья и жидкое масло (растительное).

    Педагог: Подбросим перышко и внимательно проследим за его плавным полетом. Теперь обмакнем перо в растительное масло – избыток масла можно снять, прижав перо к краям банки, и еще раз подбросим вверх.

    Педагог обращает внимание детей на то, как перо быстро, «камнем» падает вниз. Объясняет детям, что перья позволяют птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз; сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гага) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становиться легкой добычей хищника.

    Педагог: Ребята вот как много интересного мы узнали о птицах. Изучают жизнь птиц ученые – орнитологи.

    Итак, ребята подведем итог, что же мы сегодня узнали нового о птицах?

    Женя: Мы узнали, что водоплавающие птицы держаться на воде благодаря копчиковой железе, чем они похожи и чем отличаются от других птиц.

    Алина: Я узнала, что птиц зимующих вместе с нами называют оседлыми.

    Оля: Птицы нуждаются в нашей помощи, я теперь обязательно буду их подкармливать!

    Педагог: Молодец, ты послужишь примером для других детей.

    Петя: И то, как именно загрязнение водоемов влияет на птиц.

    Педагог: Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы и показали сегодня свои знания. Я очень рада что вы так много знаете о птицах, а сегодня узнали еще больше! Наша с вами задача – помочь птицам пережить зиму, чтобы весной они могли снова свить свои гнездышки и вывести птенцов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности в подготовительной к школе группе «Это Я, это – Мы».

    Закреплять знания детей о том, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведение, но обладают и схожими чертами.Закреплять знания детей о времени, учить устанавливать временные связи,...

    План - конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ и технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: «Государственные символы России»

    НОД "Государственные символы России"  предназначена для детей подготовительной группы. Цель данного занятия: расширить представления о государственных символах России. Содержание НОД интегрируетс...

    Конспект НОД ОО «Познание» в подготовительной к школе группе. Тема «Электричество и дети».

    Программное содержание. Образовательные задачи:•         обобщать знания детей об  электричестве;•         рас...

    Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группе

    Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготовительной к школе группеЕлена Данилова Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Животные жарких стран» в подготови...

    Непосредственно-образовательная деятельность образовательная область «Познание» для подготовительной к школе группе Тема: «Часы мира и добра».

    Тема: «Часы мира и добра».Цель: Воспитание нравственно-патриотических качеств детей подготовительной к школе группе, развитие интереса к истории и культуре России, помнить героя войны свое...

    Конспект открытого занятия по ФЭМП (образовательная обл. Познание) в подготовительной к школе группе. Тема : «Поможем Элли вернуться домой».

    Программное содержание. Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Закреплять умение ориенти...