План-конспект НОД по ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Для чего птице перья?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Калинникова Татьяна Владимировна

План-конспект  НОД  по ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание»)  в подготовительной к школе группе Тема: «Для чего птице перья?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 57» городского округа Самара

План-конспект

непрерывной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающей средой

(образовательная область «Познание»)

в подготовительной к школе группе

Тема: «Для чего птице перья?»

                                                                                           Автор

Калинникова Татьяна Владимировна,

Воспитатель,

МБОУ Школа №57

г.о. Самара

Самара, 2019 г.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

Цель: выяснение роли перьев в жизни птиц

Задачи:

1) образовательные: познакомить детей с пуховыми и маховыми перьями, с их ролью в жизни птиц, расширять и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах.

2) развивающие: развивать познавательно-исследовательскую деятельность, умение устанавливать элементарные связи. Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, любознательность.

3) воспитательные: воспитывать интерес к жизни птиц, умение оказывать им помощь.

Методы и приемы: словесный метод - беседа (приёмы-вопрос, указание, пояснение, оценка), игровой метод (загадывание загадок), наглядный (показ и рассматривание картинок), практический (опыты, изготовление ручек, рисование перьями) 

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстраций с птицами; разучивание подвижной игры «Птицелов»; чтение художественной литературы о птицах; просмотр видео о жизни птиц, «Голоса птиц», «Почему птицы улетают в теплые края»

Организация развивающей среды:

1. Коробка для исследований

2. Перья: маховые, пуховые

3. Камни

4. Весы, молнии

5. Емкость с водой, растительным маслом

6. Лупы, шпажки, стаканчики, стержни, карандаши, листы бумаги

7. Ножницы, клеенка

8. Гуашь, силуэты птиц в полете

Ход занятия.

 Мотивация

На экране заставка леса Слайд №1, слышится пение птиц. Воспитатель входит в группу с детьми.

- Ребята, куда мы с вами попали? (Ответы детей)

- Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь? (Ответы детей)

- Возможно, точный ответ мы получим, открыв с вами эту коробку.

- Как вы думаете, что в коробке? (Предположения детей).

Загадывает загадку: «По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим стало» (Перо.)

Открывает коробку. Дети убеждаются, что это перо.

- Чье это перо? (Перо птицы)

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем сегодня найти ответ и исследовать строение пера. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?( Предположения детей)

- Ответ нам даст наша сегодняшняя гостья сова Букля. Слайд № 2 

     Орнитолог много знает,

Птиц повсюду изучает:

Где живут и что едят?

Как птенцов своих растят?

Вьют ли гнёзда и когда?

Улетают ли? Куда?

Знает все повадки птиц –

Голубей, грачей, синиц.

Точный им ведёт подсчёт,

Знает всех наперечёт.

И не спутает овсянку

С шустрой маленькой зарянкой.

И щегла с кедровкой

Различает ловко.

Охраняет их и лечит,

Словно добрый Айболит.

Если птицам где-то плохо-

Он на помощь им спешит…

Если вы хотите, дети,

Птиц беречь и изучать,

Значит, надо непременно

Орнитологами стать!

- Итак, ребята, хотите стать орнитологами? Раз, два, три повернись в орнитологов превратись.

- Ребята, орнитологи очень хорошо знают птиц. А какие знатоки птиц вы, мы сейчас проверим. Сова Букля приготовила для вас задания. И первое задание называется «Угадай, что за птица»

-Вставайте полукругом и внимание на экран. Что это за птица?

Слайд №3 (кукушка) Слайд №4

Слайд №5 (ласточка) Слайд №6

Слайд №7 трясогузка) Слайд №8

Слайд №9 (скворец) Слайд №10

Слайд №11 (журавль) Слайд №12

Слайд №13 (грач) Слайд №14

Слайд №15 (цапля) Слайд №16

Слайд №17(сорока) Слайд №18

- Следующая наша игра «Назови лишнюю птицу». Слайд №19

(изображения птиц: ласточка, скворец, трясогузка, гусь.)

- Какая птица лишняя? Почему?

- А почему, остальных птиц называют дикими? (Ответы детей)

- Верно. Дикие птицы живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище.

- Какую пользу приносят дикие птицы? (Уничтожают насекомых).

Слайд №20

 (изображения птиц: журавль, ласточка, скворец, сорока.)

- Какая птица лишняя? Почему?

- Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (Ответы детей)

- Верно. Им нечем питаться, негде жить, холодно.

Слайд №21

(изображения птиц: сова, снегирь, голубь, дятел.)

- Какая птица лишняя? Почему? (Ответы детей)

- Верно. Сова хищная птица, она охотится за мышами и другими животными.

- Следующее задание у нас будет на ковре и нам потребуется мяч. Называется оно “Продолжи предложение, найди причину”.

Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)

- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)

- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица)

- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)

- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)

- Сова вылетает ночью из своего дупла для того, чтобы…(найти себе пищу.)  - Дятел стучит по дереву клювом, потому что…(хочет достать себе пищу)      - В гнезде у вороны можно часто найти золотые украшения, фольгу и проволоку, потому что…(ворона любит блестящие вещи)                                  - Кукушки приносят большую пользу лесу тем, что…(поедают мохнатых гусениц, которые уничтожают лес)

Слайд № 22

- Ребята, а чем отличаются птицы от животных? ( Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело животных покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)

- Верно. А с помощью чего летают птицы? (У них есть крылья) Слайд № 23

- Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Видео 1

 Ребята, я вам предлагаю проверить для чего птицам нужны перья. Приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Наденьте фартуки и подойдите к столам.

- На столах перед вами лежат перья. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (Ответы детей)

- Верно одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные. Интересно, почему они разного размера?

- Найдите самое длинное перо и возьмите его в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (Плотное, жесткое, большое)

- Как вы думаете для чего оно служит? (Ответы детей)

- Ребята, это перо называется «маховое», оно помогает птице в полете.

- Перо легкое или тяжелое? Давайте взвесим перо и камень.

Что мы видим? (Перо легче, чем камень.)

- Верно.

- А теперь возьмите перо, поднимите руку и отпустите перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)

- Предлагаю выяснить, почему перо легкое.

- Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня пера -  внутри он пустой. Проверить это можно, вставив шпажку. Если шпажка проходит, значит внутри пусто.

- Какой можно сделать вывод? (Стержень пустой, поэтому перо легкое. )

- Давайте рассмотрим из чего состоит перо. Возьмите перо в руки. Перо состоит из стержня, к которому с двух сторон прикреплены волоски. Давайте рассмотрим их через лупу. Посмотрите волоски расположены очень близко друг к другу, как будто склеены. Как вы думаете, для чего это нужно? (Ответы детей)

- Давайте проверим наши предположения. Я вам предлагаю взять перья сесть на стульчики  и посмотреть видео. Видео 2

- Что нам теперь стало известно? (Перья не пропускают воздух.)

- Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Слайд 24 (Музыка.)

-Представьте, что вы очутились в большом лесу, где много-много разных птиц. Представьте себя вначале маленькими синичками, а может быть вы птички колибри и летите к красивым цветам за нектаром. Вы быстро машете своими маленькими крылышками и пьете нектар. А теперь вы грациозные журавли. Вы устроили красивые танцы на озере. Взмахи крыльев у вас плавные, ведь вы большие птицы. И крылья у вас большие. Вы поднимаете по очереди то правое крыло вверх, то левое. А теперь вы кружитесь, расправив крылья. А теперь вы величавые лебеди. И летите вы высоко в небе, плавно делая взмахи крыльями. Но вот вы увидели большое красивое озеро. Вы летите туда. Опускаетесь на воду, складывая крылья и медленно плывете к берегу. А теперь вы снова мальчики и девочки и нам пора продолжать.

- Какие еще перья лежат у вас на столе? (Маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).

- Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Ответы детей)

- Это пуховые перья и они сохраняют тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах. (Показываем на схеме)

- Итак, ребята, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе и сохраняют тепло. )

- А чтобы понять, что помогает птицам парить в воздухе, проведем эксперимент. Мальчики возьмите в руки карандаши, а девочки листы бумаги. По моей команде одновременно поднимите карандаши и листы и отпустите их. Что произошло? (Ответы детей)

- Почему лист падал медленнее карандаша? (Ответы детей)

- Поверхность листа шире, чем у карандаша, и, поэтому лист задерживается в воздухе.

- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (Тяжелые предметы не могут опираться на воздух. Они падают. А легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе.)

- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит? Слайд № 25

 - Как вы думаете, почему во время дождя птицы могут летать? Почему перья у них не склеиваются? (Ответы детей)

- Предлагаю провести эксперимент, чтобы убедиться в этом.

- Опустим перо в стаканчик с водой. Что вы видите? (Вода скатывается каплями.) Слайд № 26

-Перья птиц не намокают, потому что они пропитаны жиром.  Птицы клювом смазывают свои перья.

- Ребята, представьте, что по морю на больших баржах перевозят нефть. Случилась авария и нефть разливается по поверхности водоема. Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. (Птицы могут погибнуть) Слайд №27

- Почему? ( Птицы, попавшие в нефтяное пятно, загрязняют себе перья. Перышки слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают. )

- Проведем эксперимент.

Разливаем нефть(растительное масло и черная гуашь) в емкость с водой  и опускаем перо.

- Что произошло? (Волоски пера слиплись.)

- Какой вывод можем сделать? Сможет птица летать с такими перьями? (С загрязненными перьями птица не сможет летать, не сможет сохранить тепло и может погибнуть.)

- Итак, давайте подведем итог, что наши будущие орнитологи выяснили сегодня?

(-  тело птиц покрыто перьями

- перо легче, чем камень

- стержень пустой, поэтому перо легкое

- перья не пропускают воздух

- легкие предметы с широкой поверхностью, в отличии от тяжелых,  ненадолго удерживаются в воздухе

- перья птиц не намокают, потому что они пропитаны жиром.  

- с загрязненными перьями птица не сможет летать, не сможет сохранить тепло и может погибнуть)

- Ребята, а сейчас я хочу вам кое-что рассказать. В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера. Слайд №28

- Сегодня давайте и мы попробуем смастерить ручки из перьев. Для этого возьмите стержни  с чернилами и вставьте их в маховые перья. Попробуем порисовать перьями. Обведем силуэты птицы. Покажите, что у вас получилось? Теперь у нас в группе есть ручки собственного производства, которыми вы можете пользоваться. Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Вы - Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе. ФЭМП

Путешествие в лесЗадачи:Образовательные:·       Продолжать учить составлять и решать простые задачи на сложение в пределах 10; при решении задач пользоваться знаками дейс...

Перспективное планирование по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе

Перспективное планирование по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе для воспитателей работающих по программе "От рождения дошколы" под редакцией Н.Е.Вераксы...

Конспект НОД По ознакомлению с окружающей средой (образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе. Тема: «Наши друзья - птицы».

Конспект НОДПо ознакомлению с окружающей средой(образовательная область «Познание») в подготовительной к школе группе Тема: «Наши друзья - птицы»....

Непосредственно-образовательная деятельность образовательная область «Познание» для подготовительной к школе группе Тема: «Часы мира и добра».

Тема: «Часы мира и добра».Цель: Воспитание нравственно-патриотических качеств детей подготовительной к школе группе, развитие интереса к истории и культуре России, помнить героя войны свое...

Проект по образовательной области «Познание» в подготовительной к школе группе по теме : «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :1. О...