Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Фонари Петербурга"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Матвейкина Лидия Николаевна

Конспект совместной деятельности знакомит детей с историей появления уличного освещения в городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonari.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы ''Фонари Петербурга''.

Матвейкина Лидия  Николаевна. Воспитатель ГБДОУ детский сад №30 Калининского района Санкт-Петербурга.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи психолого-педагогической работы.

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей о назначении фонарей. Рассказать о истории происхождения фонарей в Петербурге, о профессии фонарщик.

 развивать словарный запас за счёт слов: фонарь, фонарщик, конопляное масло, спирт, керосин, газ, электричество, мост.

- развивать умение отвечать на вопросы педагога полными предложениями,

-закреплять умение детей ориентироваться в пространстве.

Развивающие  задачи:

-продолжать развивать память, внимание, мышление (отгадывание загадок),

-развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные  задачи:

-воспитывать любовь к родному городу, вызывая познавательный интерес к окружающим детей объектам городской среды,

-воспитывать бережное отношение к родному городу.

Наглядный материал: иллюстративный материал ''Городские фонари Санкт-Петербурга”, фотографии памятника фонарщику, фонарей возле него на Одесской улице.

Предварительная работа: чтение книги Евгения Рейна “Волшебный фонарь”, Ленинград, “Художник РСФСР”, 1973. Рассматривание фотоальбома “Фонари Петербурга”.

                             Ход совместной деятельности.

Детям предлагается отгадать загадку:

     

                    Дом стеклянный пузырёк,

                    А живёт в нём огонёк.

                    Днём он спит,

                    А как проснётся,

                    Ярким пламенем зажжётся.

Или

                    Людям путь он освещает,

                    Когда темно вокруг бывает.

Педагог. - Ребята, для чего нужны фонари?

                - Вспомните, какие бывают фонари?(большие – маленькие, уличные, высокие – низкие, ручные, красивые).

                - Вспомните, кто был основателем нашего города?

Пётр, строя новую столицу, занимался вопросами уличного освещения. В городе устанавливали фонари возле домов в дни праздников. А в 1718 году в городе был установлен первый уличный фонарь, который находился у Зимнего дворца. Работал фонарь на конопляном масле, фитиль у него был бумажный.

               - Как вы думаете, что происходило, когда в фонаре заканчивалось масло?

Для того чтобы фонари работали, нужны были люди, которые их обслуживали. Так появилась профессия фонарщик. Их инструментами были лестница, малые ручные фонари, кувшины, губки, ножи, мерки.

               - Скажите, для чего фонарщику нужна была лестница, малый ручной фонарь, кувшин, мерка?

Освещение конопляным маслом давало тусклый свет, фонари стояли далеко друг от друга. И всё же устройство уличного освещения было большим событием. Петербург был первым городом России, в котором было  устроено регулярное уличное освещение.

Работая на конопляном масле, фонарь светил тускло, поэтому люди придумывали новые фонари.

      - Я назову, на чём работали фонари, а вы мне скажите, как назывался фонарь.

                    Фонарь, работающий на керосине – керосиновый,

                    Фонарь, работающий на спирте – спиртовой,

                    Фонарь, работающий на газе – газовый,

                    Фонарь, работающий на электричестве – электрический.

               - Как вы думаете, где нужны были фонари? (улица, мост, возле дома, парк ).

   

-Давайте поиграем в игру “Фонари”.

Детям в руки даётся фонарь. При слове

              улица – дети встают в шеренгу,

              широкая улица – встают напротив друг друга на большом расстоянии,

              узкая улица – встают напротив друг друга на меньшем расстоянии,

              мост – встают парами в колонну друг за другом,

              высокий фонарь – поднимают фонарь вверх,

              низкий фонарь – опускают вниз,

              близко – прижимают фонарь к груди,

              далеко – вытягивают руку вперёд.

 

Педагог.      11 сентября 1873 года возле мастерской известного русского электротехника Ладыгина Александра Николаевича , который изобрёл лампу накаливания, был установлен первый в мире электрический уличный фонарь. Электрическое освещение пришло из России в страны Европы и Америки. Эти электрические фонари именовались там  “русским светом“.  В 1998 году в нашем городе на Одесской улице появился памятник фонарю, который состоит из шести старинных петербуржских фонарей разных эпох и скульптуры фонарщика. Своего рода музей фонарей под открытым небом. Скульпторы Б. М Сергеев и О. Н. Панкратов исполнили монумент в виде чугунного мужчины, сидящего с длинной лестницей и верёвкой в руках на тротуарном ограждении.

             

              Дети рассматривают фотографии с изображением памятника, фонарей возле него.

Завершается занятие выкладыванием фонарей из палочек Кюизенера по предложенным схемам и самостоятельно. Рассматривают выложенные из палочек фонари, объясняют, где бы им хотелось расположить в городе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Творческая мастерская"

В презентации представлена совместная деятельность педагогов с детьми с нарушением зрения по созданию картины, где использовались:технологии: "оригами", нетрадиционная техника рисования;авторские прие...

Презентация совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему,,Путешествие по Санкт-Петербургу,,

Презентация совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему ,,Путешествие по Санкт-Петербургу,, Задачи: -образовательные-расширить знания и представления детей о родном городе. -...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...

Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»

Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР. Образовательное путешествие по Санкт-Петербургу.

Данное мероприятие направлено на аудиторию участников образовательного процесса-воспитанников подготовительной к школе группы с ЗПР, с целью приобщения к историческому наследию родного города, знакомс...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Если хочешь быть здоров».

НОД  «Если хочешь  быть здоров» Цель: Создавать условия для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Задачи:  Образовательная задача: С...