НОД для детей старшего дошкольного возраста : «Путешествие к маленьким обитателем леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дровникова Любовь Анатольевна

 

Расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drovnikova_la_mbdou85.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Путешествие к маленьким обитателем  леса»

Дата проведения занятия: 35.05.2014 г.

Старшая группа.

 Оборудование:

Магнитофон

Декорации леса

Бумажные цветы: для детей большие, для насекомых маленькие

Шапочки с изображением насекомых; волшебная палочка

Насекомые игрушечные: стрекоза, пчела, муравей, божья коровка, бабочка и жук

Домики насекомых: муравейник, улей, камыш, трава, цветок, кора дерева

Картинки: бабочка, жук, комар, кузнечик, стрекоза, мотылёк, клещ, таракан, сороконожка, капустница

Камешки различной формы, цвета и величины,

Гуашевые краски, кисточки палитры, стаканчики с водой, салфетки клеенчатые, салфетки бумажные.

Приоритетная образовательная область: познания.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество.

Цели:

Расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Задачи:

Образовательные задачи:

Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно следственные связи, делать обобщения.

Учить отвечать на вопросы.

Учить образовывать относительные прилагательные.

Учить характеризовать звуки в словах

Учить порядковому счёту и обратному

Закрепить знание цифр

Закрепить знание геометрических фигур, величины и размера.

Учить создавать художественные образы на основе природных форм (камешков)

Познакомить с приёмами рисования на камешках разной формы

Учить беречь и охранять природу

Развивающие задачи:

Активизировать память и внимание

Обогащать словарный запас

Развивать связную речь

Развивать фонематический слух

Совершенствовать изобразительную технику

Развивать воображение

Развивать мелкую моторику пальцев рук

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых,

научиться считать, знать цифры, умение обобщать, совершенствовать приёмы  рисования.

Ход занятия.

Дети играют, рисуют. Воспитатель подходит к детям, где строят дома.

-Дети, что вы делаете?

-Из чего вы строите?

-Какая у вас красивая  постройка! На что похожа?

-А почему вы решили, что так надо строить?

- А можно я буду с вами строить?

-А что можно еще добавить, чтобы получился замок?

- Кто может в нем жить? (короли, чародеи и феи…)

 Воспитатель «находит» волшебную палочку.

- Какая красивая вещь! Как вы думаете, что это?

-Для чего нужна волшебная палочка?

-Куда бы вы хотели попасть?

-Ребята, а можно я  сегодня побуду немного волшебницей. И я хочу, чтобы мы с вами отправились в лес и познакомились с самыми маленькими обитателями леса.

-На чем мы можем отправиться?

-А кто из вас знает кто самые маленькие обитатели леса? (ответы детей)

-А каких насекомых вы знаете? (ответы детей)

- Чтобы оказаться волшебном лесу, а он действительно волшебный, потому что в нём творятся настоящие чудеса, я вас должна превратить в красивых бабочек, пчёл и шмелей и мы сможем полететь в лес. Другого способа просто нет, чтобы попасть в лес.

(Воспитатель говорит слова дети «превращаются в насекомых» выполняя движения рук в виде взмахов крыльев бабочки )

-Бабочка – коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

После этих слов по музыку «Полёт шмеля» «дети летят в лес». Прилетели на лесную поляну и приземлились на полянку из разноцветных цветов.

-Дети, где мы?

-А как вы догадались?

-Ребята послушайте, какая вокруг тишина.

- А почему в лесу такая тишина?

- Правильно если шуметь то ни одного обитателя леса вы не увидите, они все попрячутся от страха в укромные места.

-Но нас ведь это не устраивает?! Для чего мы сюда прилетели?

-Ребята, а посмотрите какая вокруг красота, сколько здесь цветов. А кого привлекают цветы? (ответы детей)

-Для чего нужны цветы насекомым? (ответы детей).

- Кто такие насекомые?

- Каких вы знаете насекомых?

-Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?

-Почему вы так решили?

(Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять).

-Как много здесь насекомых! Какая красивая бабочка! А еще какая?

-  Теперь вы, сами берите насекомое и ответьте на вопросы: какой? какая? - подбирая слова – определения к насекомым.

- Ребята, на цветах нашим насекомым очень хорошо, но все-таки у каждого из них есть свой домик, давайте вспомним, кто, где живет, и найдём на этой полянке их домики и отправим насекомых по домам.

-Вот первый домик, что это? (муравейник) Кто в нем живет?

-Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра “Найди место в ряду”

Дети  по очереди выходят к домику и выполняют задание. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.

-Ребята, давайте посчитаем до 10, а теперь в обратном порядке. Молодцы.

- А вот следующие жители потеряли своих соседей, давайте им поможем найти их. Вам нужно вставить цифры с карточками в пустые окошки.

Дидактическая игра «Числа-соседи»

Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.

- А это что такое? (мяч)

-Как вы думаете, откуда он в лесу?

- Давайте и мы станем все в круг, я вам назову слово, а вы мне противоположное.

Дидактические игры  «Скажи наоборот»

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

 Большой – маленький;

 Высокий – низкий;

 Широкий – узкий;

 Толстый – худой;

 Далеко – близко;

 Вверху – внизу;

 Слева – справа;

 Вперед – назад;

 Один – много;

 Снаружи – внутри;

 Легкий – тяжелый;

Сильный - слабый;

Быстро - медленно.

-А сейчас определи свое место.

Дидактическая игра “Определи свое место”

Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

- Саша, кто находится справа от тебя?

- Денис, а кто находится слева от тебя?

- Илья, кто стоит впереди тебя? А сзади?

- Молодцы.

- А вот еще домик лесных жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами догадались. Узнаете?

- Да, это геометрические фигуры – большие озорники, очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?

  - На какую геометрическую  фигуру похож телевизор? (на квадрат)

- На какую геометрическую фигуру похожа пирамида? (на треугольник)

- А солнце? (на круг)

- А шарик? (на овал)

- А стол (на  прямоугольник)

- А юбка у девочки, на какую фигуру похожа? (на трапецию)

- А шляпа фокусника, на какую фигуру похожа? (на  цилиндр)

- А вот знак дорожный «Главная дорога», на какую геометрическую фигуру похож? (на  ромб)

Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»

- Ребята нам уже пора отправляться обратно в детский сад. Когда гости уходят, что они делают?

-Давайте, что-нибудь сделаем приятного для этого леса и его обитателей.

- Как вы думаете, что можно сделать хорошего?

-Ребята, посмотрите на этой чудной полянке лежат  камешки, они не кому не мешают? (мешают расти траве, муравьям приходится ходить через эту огромную гору камней ведь для маленьких муравьёв это настоящая гора).

-Так вот я предлагаю превратить камни в насекомых. А совершить это чудо

что нам поможет?

- Да, нам помогут чудо - краски и чудо - кисти. С помощью красок и кисточек мы разрисуем камешки.

-Где мы можем это взять краски и кисти?

-Ребята, возьмите каждый по камешку посмотрите на него и вы увидите, на какое насекомое похож ваш камешек, то насекомое вы и нарисуете. Мы их разукрасим так, чтобы они были похожи на насекомых.

(Дети рассказывают, кого они будут изображать).

-Кто к нам прилетел?

-если сейчас май,  значит, какой это жук?

 Я весёлый майский жук.

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками

Кружу,

А зовут меня

Жу-жу… Пальчиковая гимнастика «Жук»

Рисование на камешках по замыслу «Превращения камешков»

(Дети рисуют под музыку. Затем рассаживают своих насекомых на цветы).

-  Я вновь хочу побыть волшебницей и хочу вас из насекомых превратить обратно в детей.

 Раз, два, три, четыре, пять –

Вот и дети вы опять.

- И нам пора возвращаться в детский сад. Как можно  добраться?

-Вернуться назад можно только пройдя лабиринт.

Графическое упражнение «Лабиринт»

Дети карандашом «проходят» лабиринт.

РЕФЛЕКСИЯ

- Все  вы молодцы, с заданиями справились, теперь мы может отправляться.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие.

-Вам понравилось путешествие?

-А что вам больше всего понравилось?

-А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет  звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет  флажок.

Дети делают свой выбор.

-Почему, ты взял звездочку?

- Что было трудно сделать?

- Что нового вы бы хотели еще узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-физкультурное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Светофорию».

Познавательное занятие с элементами физкультуры .  Способствует закреплению знаний правил дорожного движения, безопасного поведения на дороге  и окружающей обстановке, развивает сообразитель...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказкам". сценарий развлечения для детей младшего дошкоьного возраста "Сюрпризы сладкого дерева".

театрализованное представление, где дети с Дедом Морозом идут по сказкам и собирают осколки снежинки, чтобы расколдовать Снегурочку, которую заколдовал Кощей. Здесь они поют, играют и танцуют. Создать...

Конспект интегрированного занятия непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю появления ручки для письма» с использованием технологии Н.А. Коротковой «Путешествие по «реке времени»

Цель: создать условия  для проявления каждым ребенком самостоятельности и инициативы в познавательно-исследовательской деятельности, формирования дружеских взаимоотношений воспитанников, сплочени...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Лето - это маленькая жизнь"

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Лето - это маленькая жизнь"...

Социально-значимый проект по ПДД Для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Маленькие пешеходы»

Проект охватывает все образовательные области,способствует сближению работы детского сада и родителей, формирует осознанно-правильноеотношение к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешеход...