прогулки по Москве
занимательные факты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дробина Ирина Евгеньевна

немного истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp._moskva.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

Немного истории. На свете немало городов – больших и малых, шумных и тихих, прекрасных и заурядных… Есть города вечной жизни, подобные древним пергаментным свиткам. Москва больше чем город. Это центр, сердце страны. Москва – целый мир. Моска – прошлое и настоящее, история и современность. С высоты столетий город, начавшийся некогда на Боровицком холме, смотрит в будущее. «Кто думал – годал, что Москве царством бытии, и кто же знал, что Москве государством слыти?» Так начинается народный сказ-речитатив, записанный в XVII в. и повествующий о возвышении «града на семи холмах» среди прочих русских городов, куда более древних и знатных. Вспомним для примера хотя бы про дивно украшенный Владимир, про Тверь, про сказачно манящий озерный Переславль-Залесский, про Смоленск и Псков или про великий и богатый, славившийся во всем мире Господин Великий Новгород.

Вопрос «Кто думал-годал?» запечатлел народное удивление перед необычностью судьбы Москвы – малой крепости, затерявшейся в лесах. Долгое время участь Москвы, ее необыкновенное место в истории представлялись совершенно загадочными. Живую действительность воспроизводил сказ XVII в., в основе которого лежит давнейшее предание о месте, где пересевались дороги Новгородско-Рязанская и Смоленско-Владимирская, о полях, принадлежащих боярам Кучковичам, враждовавшим с Андреем Боголюбским.

По-разному истолковывалась в XIX в., да и позднее, причина изначальных успехов сначала деревянной, а потом – в эпоху Дмитрия Донского – белокаменной Москвы,  объединявшей мало-помалу, но постоянно и неотступно русские земли. Историки и философы давали различные объяснения: есть толкования географические, экономические, военные, этнографические… Разумеется, вернее было бы разглядеть явление многосторонне, войти в круг разнообразных обстоятельств – исторических, политических, духовных, во всю атмосферу сложной эпохи, породившей и возвысившей Москву.

Юрий Долгорукий, неутомимый строитель Северо-Восточной Руси, написал другу и военному союзнику князю Святославу Олеговичу Северскому грамоту-приглашение: «Приди ко мне, брате, в Москов». С этих слов, занесенных в летопись, и началась Москва… Строилась она не сразу. С ростом крепости одновременно разрастался шумный торгово-деловой посад, город расширялся во все стороны без предварительного замысла – отсюда неправильность плана и разнохарактерность застройки. Но это-то и делало Москву необычайно живописным и неповторимым городом. Она поражала приезжих разнообразием «архитектурных одежд». При Иване Калите часто и звонко в лесной тишине стучали топоры на Боровицком холме, а по Москве-реке вереницами тянулись плоты и баржи с белым камнем, добывавшимся в подземных каменоломнях в ближнем селе Дорогомилове. Владимирские каменщики возвели в детинце (крепости) первые каменные храмы. Московские плотники – сильные, умелые люди – обнесли крепость стенами из дубов-колоссов, над ними возвышались мощные, далеко видные стрельцы – предтечи современных кремлевских башен. Именно в эту пору крепость стала именоваться в народе Кремлем.

О происхождении слова спорят ученые этимологи. Некоторые лингвисты сближают его с понятием «кремль» - так называли часть засеки, где растет лучший строевой лес. Издавна в народе крепкий, прочный строительный лес именуется кремлевым. Была попытка вывести происхождение слова из понятия «кремль», т.е. «крепкий». По другой версии, детинец Ивана Калиты прозвали Кремлем часто гостившие в Москве константинопальские греки. По-гречески «кримнос» - «рутизна», «крутая гора над рекой или морем». Трудно сказать, какому варианту надо отдать предпочтение ибо мир слов – один из самых загадочных и тайн в нем, пожалуй, не меньше, чем в космосе…

Стольный град, быстро оправляясь от набегов, строился, хорошел. Вслед за дубовым Кремлем Ивана Калиты при Дмитрии Донском возник Кремль белокаменный. Как сообщил летописец, весной 1367 г. князь Дмитрий «заложи Москву камен и начаша делати беспристани». Этот новый, каменный Кремль по размерам был близко к современному. Башни и ворота стояли почти на тех же местах, что и нынешние. По владимирскому образу на сооружение шел, как и при Калите, - только в большем количестве – белый камень, который добывали в Подмосковье. Именно в ту пору и получила Москва свое вечное прозвание – Белокаменная. Примечательно, что творец белокаменной Москвы и победитель иноземцев поработителей на Куликовом поле – одно лицо: Дмитрий Донской. Прославленный внук Ивана Калиты, возведший чуть ли не за полгода «град камень», и герой, ведущий полки на берега Непрядвы, навсегда пленил народное сердце.

Возникновение исполинской крепости из камня в Москве явилось величайшим событием исторического значения. Не только потому, что Русь не знала сооружений подобного масштаба. Каменные стены Кремля, возвышавшиеся над глубоким рвом, свидетельствовали о силе и мощи Москвы. Недаром летописец горделиво писал о великом князе Дмитрии: «Что думал, что и сделал». До нас не дошли белые стены, воздвигнутые при Дмитрии Донском, только остатки их иногда встречают археологи. Не многое сохранили века от единственного сооружения той поры – церковки Воскрешения Лазаря (входившей в состав деревянных хором княгини Евдокии – вдовы Дмитрия Донского). Теперь она обстроена частями Большого Кремлевского дворца. Этот уникальный памятник заставляет вспомнить о безымянных, но, несомненно гениальных зодчих, создавших московскую архитектурную школу.

Современные грандиозные стены Кремля возведены при Иване III, неутомимом и великом строителе. При нем окончательно сложился привычный нам красно-кирпичный кремлевский треугольник. А на живописных семи холмах стали вырастать ремесленные и торговые посады, многочисленные мастерские, богатые боярские и купеческие усадьбы, необычно живописные, утопавшие в зелени. На месте дорог, ведущих в другие города, постепенно сложились радиальные магистрали – улиц сходившиеся в Кремле. Для защиты населения от набегов были построены высокие стены Китай-города длиной более 2,5 км. Затем основательно укрепили еще более обширный Белый город, а всю эту территорию опоясывал нескончаемый Земляной город. Строительство велось под руководством «хитрецов», снискавших славу умелых градодельцев. Зубчатая кремлевская стена, грандиозные фортификационные сооружения Китай-города и Белого города придавали Москве величественный облик, заметно и неоспоримо выделявший ее из числа других городов. В названиях нынешних московских улиц мы улавливаем отголоски далеко прошлого: Земляной Вал, Крымский Вал, Валовая улица…

Я люблю Москву! Лев Николаевич Толстой однажды заметил: «Глядя на Москву, каждый русский понимает, что она мать». В обширной Москве много прекрасного, величественного, трогательного, удивительного. Я люблю Москву! И для себя мне не надо объяснять – за что. А вот как объяснить это гостю? А если этот гость маленький? Да, ходить и говорить он уже умеет, а писать и читать? За -то любить гулять, слушать сказки, играть, любить зверей, любить красивые картинки и смешные мультфильмы, любить воспитывать щенка и кормить уток и вообще поговорить. Может быть, он в Москве всего два дня , проездом из Астрахани в Вологду. А может, он в ней родился и живет уже лет шесть, но за пределы Зябликова или Тушина не выбирался – и так ведь бывает. В любом случае ему есть, что в ней посмотреть, узнать – и полюбить.

Красная площадь. Красная площадь в Москве – это начало. Здесь начинается первый километр (есть такое обозначение), первый шаг по столице и по всей стране. «Красная» значит «красивая», это все знают, но, когда эта площадь только появилась, в XV в., ее называли «Торг». Должно быть, базар на ней был. В XVI столетии построили церковь Троицы, и площадь стала по названию церкви Троицкая, а после страшного пожара 1571 г. Получили название «Пожар». Красной она стала только во второй половине XVII в.

Представим, что стоим мы на Красной площади, справа Кремль, слева ГУМ – некогда Торговые ряды, торжественные и дорогие, созданные усилиями Осипа Ивановича Бове. А прямо что? То ли гроздь разноцветных шариков взлетает ввысь, то ли веселая новогодняя елка сверкает… Храмом Василия Блаженного называют эту чудную церковь или Покровским собором что на Рву (т.е. по соседству со рвом, проходившим под твердыней Кремля). Построили ее зодчие Барма и Постник в 1550-1560 гг., при Иване Грозном. Построили в честь победы над Казанью. А почему название такое – храм Василия Блаженного? Был в Москве знаменитый юродивый Василий Блаженный – был он нищим, босым, носил вериги и видел то, чего другим людям не видать; мог прорицать будущее, мог бесов отгонять, а своей молитвой, говорят, упросил Богородицу не оставлять Москву и спас город от очередного набега крымского хана. Царь Иван Грозный очень его уважал и даже, говорят, побаивался; встречался с ним, беседовал, а когда Василий умер, сам, вместе с боярами, нес его гроб. Возле его могилы и построили Покровский собор, а когда в 1588 г. Московского юродивого канонизировали (он считается одним из самых главных православных святых), то пристроили к церкви специальный придел Василия Блаженного.

Покровский собор с тех пор чаще называют именно этим, вторым именем.

Построен храм так, чтобы им можно было любоваться со всех сторон, и издали, и вблизи, задрав голову, считать луковки. Можно и внутрь войти – он весь расписан сказочными узорами, цветами да зверями. Пусть здесь меньше ясности, меньше первозданной чистоты архитектурных форм, чем в церкви Вознесения в Коломенском, где во всем царит абсолютная мера и согласованность. Своим высоким шатром храм Василия Блаженного восходит к коломенскому, а ярусностью соподчиненных приделов, их затейливо живописной совокупностью, игрой вертикалей, горизонталей и полукружий, равно как и пышностью и нарядностью, - к дьяковскому (в селе Дьяковское на реке Москве, ныне в черте Москвы), однако при большей легкости и органичной стройности. Пусть храм Василия Блаженного иногда сравнивают с гигантским кондитерским изделием, его буйное многообразие нигде не выражается в хаос, а декоративная перегруженность все же не простая затейливость, раз в ней рождается многословная, но прекрасная сказка. Собор собор состоит из нескольких храмов, объединенных общим подклетом и образующих чудесную в своей округлости пирамидальную группу. И так велика была с самого начала ее притягательная сила, что позднейшие пристройки как бы срослись с ней, не повредя общей гармонии ансамбля.

Говорят, Наполеону так понравился храм Василия Блаженного, что он хотел перенести его в Париж. А когда ему пришлось бежать из Москвы, то с досады собрался церковь взорвать – но проливной дождь не дал ему это сделать. Думаете, сказка? А я верю – что же еще могло помешать грозному полководцу, кроме высших сил? И мой собеседник дошкольного возраста тоже поверит.

Неподалеку от храма на Красной площади возвышается памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Ивана Петровича Матроса. Когда скульптор начал над ним работать в 1804 г., он посвящал его героям войны с польскими интервентами 1612 г. Однако завершение замысла затянулось из-за войны с Наполеоном. И когда в 1818 г. монумент был установлен, современники скульптора восприняли его как памятник доблести русского народа, проявленной в войне с армией Наполеона. (В 1930 г.сооружение сдвинули к краю площади, к Покровскому собору, чтобы не мешать проведению парадов.) Здесь не лишне рассказать маленькому спутнику про Смутное время и героическое ополчение, про Григория Самозванца, про победу над поляками, а заодно и над и над Наполеоном спустя двести лет. Красная площадь – это урок истории с такими иллюстрациями, что маленький слушатель никогда его не забудет!

Памятник Пушкину. Сейчас пойдем дальше, по улице Тверской. И на Пушкинской площади подойдем к памятнику, огороженному тяжелыми цепями, через которые ничего не стоит переступить и положить на ступени, к ногам великолепного поэта Александра Сергеевича Пушкина, букетик цветов.

Памятник А.С.Пушкину хотели поставить сразу же после смерти поэта, в 1837 г., но тогда не принято было ставить памятники писателям – все больше царям да полководцам. А печальную историю с дуэлью беспокойного поэта царь вообще предпочел бы предать забвению. Даже в 1855 г., когда служащие Департамента иностранных дел попросили своего министра, лицейского товарища Пушкина, князя Горчакова, ходатайствовать перед правительством о памятнике, он отказался. В 1860 г. с просьбой об установке памятника Пушкину обратились к царю выпускники Царскосельского лицея разных лет – и получили, наконец, разрешение. Деньги собирали по подписке всем народом много лет, и к 1880 г. было собрано 106 575 рублей 10 копеек.

На конкурсе (на трех конкурсах!) победил проект скульптора Александра Михайловича Опекушина. Родился он через год после смерти поэта в семье крепостного и навсегда вошел  в историю русской культуры как автор лучшего памятника Александру Сергеевичу Пушкину.

Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 г. «Сегодня на нашей улице праздник!» - отметил этот факт драматург А.Н.Островский на обеде литераторов, посвященном этому событию. Так Пушкин вернулся в родной город и встал на Тверском бульваре, среди играющих детей. «Чудная мысль, - писала Марина Цветаева, - гиганта поставили среди детей». И уже в советское время, где-то в 50-х годах, памятник перенесли с Тверского бульвара на Страстную – Пушкинскую площадь.

По бульварам… Тверской бульвар – это длинная тенистая аллея по среди грохочущих автомобилей, это старинные особнячки: там жила великая русская актриса Мария Николаевна Ермолова, здесь родился Александр Иванович Герцен, в этом доме когда-то устраивали «детские балы», описанные в романе «Война и мир, а против дома №14, говорят, растет дуб, который старше самого бульвара! В начале и в конце Тверского бульвара – детские качели и скамеечки, деревянные медведи и прочие радости для детей любого возраста, Можно отдохнуть на Тверском, можно пройти до Никитских ворот, «от Пушкина до Темерязева», и обратно или в другую сторону от Пушкинской площади по страстному, самому широкому бульвару, миновав кинотеатр «Пушкинский» и добраться до Цветного бульвара. Впрочем, чтобы не устать, можно и проехать одну остановку на метро. А если захочется продолжить прогулку по бульварам – добирайтесь до Чистых прудов. Там близоруким взглядом сквозь очки вас приветствует Александр Сергеевич Грибоедов, автор бессмертной комедии «Горе от ума», там вы увидите смешно расписанный трамвай «Аннушка»; а если еще немного пройдетесь, то попадете в редакцию журнала «Дошкольное воспитание». Летом на Чистых прудах приятно посидеть под душистыми липами, покормить лебедей на пруду, а зимой – покататься на коньках. Но что лебеди, когда вас ждет цирк!..

Хочу в цирк! Цирк… Собачки, акробаты, наездники, слоны и тигры! Скорее вернемся обратно на Цветной бульвар и поздороваемся с добрым клоуном Юрием Никулиным, который встречает своих зрителей у входа в Цирк на Цветном, один из старейших в России. Построен он был в 1880 г. для Альберта Саламонского и развивался в конкурентной борьбе с цирком братьев Никитиных, который находился там же, неподалеку, на Цветном бульваре. Можно себе представить, как изощрялись хозяева, чтобы отвоевать публику у соперника!..Победил Саламонский. С 1919 г. цирк стал государственным, и лучшие цирковые артисты составили его славу: Эмиль Кио, его сыновья Эмиль и Игорь, семья Дуровых, Валентин Филатов, Олег Попов, Леонид Енгибаров, клоун Карандаш и наконец, Юрий Никулин, чье имя цирк сейчас и носит. В 1985 г. здание цирка снесли, а в 1989-м новый «старый цирк» уже принимал зрителей. Его руководитель Максим Никулин делает все, чтобы поддерживать уровень настоящего циркового искусства.

Театр Образцова. Если выйдя из цирка, идти налево, к Садовому кольцу, а потом опять повернуть налево, то пешком минут за пятнадцать можно дойти до Центрального театра кукол им. С.В.Образчова. Театр легко распознать по сказочным часам на фасаде – каждый час в одном из окошек появляется какой-нибудь зверь: ослик, кот, сова, кукарекает петух, и звучит мелодия «Во саду ли, в огороде…» А если подойти к театру в полдень (или в полночь)? Тогда увидите, как открываются все двенадцать окошек.

Театр кукол был основан в Москве, в 1931 г., а с 1970-го работает в этом здании, что на Садовой-Самотечной. Это самый крупный в мире кукольный центр, с двумя сценами, зимним садом, библиотекой, архивами и музеем кукол. Со дня основания театра и до дня своей смерти руководил театром Сергей Владимирович Образцов – артист, режиссер, учитель. Репертуар театра определился так: «Не будем играть куклами то, что люди сыграли бы лучше» Поэтому курс был взят на яркую образность, эксцентричность и, конечно, высокое мастерство.

Театр зверей. Проедем по Садовому кольцу, свернем на Олимпийский проспект и доберемся до улицы Дурова. Здесь, в доме №4, находится удивительный театр – Театр зверей им В.Л.Дурова под руководством замечательной артистки и писательницы Натальи Юрьевны Дуровой. Вам покажут звериное шоу, расскажут про умных артистов; это действо носит гораздо более интимный, камерный характер, чем в цирке: зал небольшой, зрители сидят совсем близко к сцене, общение самое непосредственное. А для маленьких в Уголке Дурова есть театр «Крошка», где малыши с восторгом аплодируют бессмертному номеру «Мышиная железная дорога», - он очень забавный и красивый, настоящая ожившая сказка. Сюжет представления нехитрый: зима, снег, городок, в домиках живут мышки. Они замерзли и решили поехать на юг, к морю – погреться. И дело не только в том, что мышки замечательно «играют» за машиниста, начальника станции, пассажиров, а в том, что сделана вся декорация удивительно красиво. Маленькие зрители получают от чуда – дрессированных мышек – прежде всего эстетическое впечатление. Но и, конечно, удивление на грани восторга.

Впечатления от Уголка Дурова будут самые неожиданные: думаешь, что идешь в цирк – зверинец, а оказываешься – трудно даже подобрать слова – воспитательно-просветительном центре, в кругу артистов и философов, среди невиданных (во всех смыслах этого слова) зверей и благородных представителей старинного и славного рода, совмещающих игру с философией, дрессировку с литературой, семейную традицию с полной свободой самовыроженния.

Детский музыкальный театр им.Н.И.Сац. Читатель, наверное, устал, я понимаю, но без Детского музыкального театра наша прогулка по Москве будет просто не действительной. Ничего не поделаешь – надо ехать на проспект Вернадского, а потом пройти еще немного от метро, миновать Цирк на проспекте Вернадского (если хотите, можно и туда зайти!) и остановиться перед причудливым зданием, над которым взмахнула крыльями Синяя птица.

Птица счастья имеет непосредственное отношение к основательнице этого театра – Наталье Ильиничне Сац. Родилась она в семье композитора И.А.Саца, автора музыки к знаменитому спектаклю МХТ «Синяя птица». Уже с пятнадцати лет работала в театрально-музыкальной секции Московского Совета рабочих депутатов, создавая спектакли и концерты для детей. Этому делу Н.И.Сац посвятила всю жизнь: открыла в Москве первый детский театр, потом оставила его, создала другой, с «новыми принципами», была репрессирована, оказалась в Казахстане – и там создала детский театр, где также ставила спектакли. Вернувшись после реабилитации в Москву, загорелась идеей музыкального театра для детей. В 1965 г. этот театр открылся оперой «Морозко», а в 1979-м переехал в новое здание на проспекте Вернадского.

Даже если кто-то сомневается, что ребенок высидит до конца музыкального спектакля, в театр этот стоит пойти: его фойе и переходы, зимний сад, буфет – все продуманно и исполнено специально для маленького зрителя, для его удовольствия и восторга. Стеклянные люстры, похожие на «слепой» дождь, фигурки сказочных персонажей, экзотическая растительность, рыбки в аквариумах, птицы в огромном вольере – впечатление для детей, да и для родителей, в любом случае не забываемы.

Парки. Ну, а теперь можно отдохнуть на свежем воздухе. Куда пойти? Сокольники, Измайлово, Кузьминки, Останкино, Царицыно, Ботанический сад, Коломенское… Не забудем и центр – Александровский сад, сад «Эрмитаж», Аптекарский огород, Парк культуры им. Горького. Можно, наконец, отправиться в зоопарк. Заметим: Московский зоологический сад – первый в России. Он был создан Императорским Обществом акклиматизации животных и растений. Открытие состоялось 12 февраля 1864 г. его покровителями были великие князья Николай Николаевич и Сергей Александрович Романовы. По зоопарку лучше пройтись не в воскресенье – за толпой народа маленький ребенок не сможет полюбоваться зеброй или страусом, не отыщет в полумраке искусственной ночи весящего вниз головой ленивца. И самое главное – очень устанет…

В Москве кроме парков есть лесопарки, где главная цель – общение с природой и укрепление здоровья. Есть и парки–усадьбы, с дворцами и музеями, вроде Кускова или недавно отреставрированного Царицыно, прогулки там очень интересны познавательны и эстетически насыщены.

Есть замечательные комплексы, как в Коломенском, где и старинные церкви, и домик Петра Великого, и ярмарка меда, и чудесная прогулка по берегу реки, и симпатичные кофе с неопасными для здоровья блинами. А можно пойти в парк с аттракционами, как в Сокольниках или в Парке культуры им. Горького, посидеть здесь на травке и спеть песню о Москве.

Я бы пошла в  Ботанический сад, что возле станции метро «Тимирязевская», посидела бы там, на травке, надышалась бы распустившимися цветами и листочками, а оттуда перебралась бы на территорию ВВЦ и отыскала павильон №8.

Дом сказок. В павильоне №8 живут сказки. Он так и называется – «Дом сказок «Жили-были». Какие сказки? Всякие. И про Кота в сапогах, и про Бабу Ягу, и сказки Пушкина, и братьев Гримм, и Чуковского. Это детский интерактивный музей – дети от 6 до 12 лет не просто смотрят и слушают, а живут полной сказочной жизнью: ныряют в колодец – и оказываются на небе, попадают в подземный ход и лезут в печку, водят хороводы, подсказывают любимым героям правильный путь, одеваются в сказочные одежды, вспоминают считалочки и поют.

Музей был организован в 1995 году, и сейчас кроме Дома сказок на ВВЦ в Москве открыты два его филиала: на 2-й Парковой ул., дом 18, и на Русском подворье, возле Вернисажа, у станции метро «Партизанская». На 2-й Парковой находится Музей Буратино-Пиноккио, а на Русском подворье – Музей русских сказок. С большим вкусом и фантазией оформлены интерьеры музея, экскурсию-спектакль обычно ведут двое – актер и педагог, на каждом шагу детей ожидают не только сказочные чудеса, но и интересные и полезные сведения. В целом программа построена так, чтобы обратить ребенка к книге, ведь сказки – это то, что написано пером. Открываешь книжку – и оказываешься внутри чуда. В Дом сказки приходят группы из детских садов и из школ, а еще здесь можно очень здорово отпраздновать день рождения!

…А теперь главного героя наших прогулок по Москве можно спросить, что ему понравилось в столице. Маршрутов, как вы понимаете еще много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического досуга на тему: «Прогулка по Москве» (старший дошкольный возраст)..

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МОСКВЕ С НАШИМИ ЛЮБИМЫМИ БАБУШКАМИ И ДЕДУШКАМИ Цель:развивать и поддерживать интерес к родному городу, формировать уважение к людям пожилого возраста.Образовательные задачи: —...

НОД "Прогулка по Москве"

Данное познавательное занятие мною проводилось как для детей старшей группы, так и для детей  подготовительной группы из другого образовательного дошкольного учреждения. НОД соп...

Физкультурный праздник "Прогулка по Москве"

Физкультурный праздник приуроченный к "Дню города"....

Конспект досуга с использованием ИКТ "В день России прогулка по Москве"

Воспитание любви и гордости к своей стране России, уважения к традициям и символам своего народа. Воспитание патриотических чувств и любви к родине. А так же доставить детям радость, удовольствие...

"Прогулки по Москве. Большая и Малая Ордынка". Досуговое занятие для детей старшей группы к Дню Города.

Досуговое занятие в рамках проекта "Я- Москвич" для детей старшей группы, приуроченное к Дню Города....

Конспект занятия в подготовительной группе "Прогулка по Москве"

Закркпление знаний о достопримечательностях Москвы...

Прогулки по Москве

Конспект поразвитию речи "Прогулки по Москве"....