НОД "Прогулка по Москве"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

 

 

Данное познавательное занятие мною проводилось как для детей старшей группы, так и для детей  подготовительной группы из другого образовательного дошкольного учреждения. НОД сопровождалась показом слайдов тех достопримечательностей Москвы, где совершались остановки. Дети путешествовали на "автобусе" (стулья с макетом автобуса), что уже привнесло элемент необычности. Дети, словно на самом деле побывали в Москве. Очень интересное, необычное и познавательное путешествие.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pogulka_po_moskve.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный час

«Прогулка по Москве»

Задачи:

- учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, громко;

- развивать представления о родной стране и что Москва – столица нашей страны;

- формировать интерес к изучению Москвы, её памятных мест;

- воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

Оборудование: географическая карта России, указка, руль для шофёра, слайды с изображением достопримечательностей Москвы, мяч для дидактической игры, аудиозаписи по теме; звуки метронома, боя курантов; мультимедийное устройство.

Мероприятие проводится в музыкальном зале. Зал разделён на четыре зоны. Первая зона: у входа в зал друг за другом расставлены 2 ряда стульев с проходом между рядами – сиденья автобуса. Впереди, между рядами, стоит стул – сиденье водителя, на нём лежит руль. Снаружи на первый ряд стульев прикреплена длинная, голубого цвета полоса картона (имитация корпуса автобуса). Сзади, в автобусе, приготовлен стул для воспитателя.

Вторая зона: возле автобуса расположено мультимедийное устройство, на противоположной стороне от него экран. Сиденья стульев в автобусе повёрнуты к экрану.

Третья зона: на противоположной от входа стене висит географическая карта России. Россия обведена красным восковым мелком, Москва отмечена красной звездой, рядом на стуле лежит указка.

        Дети заходят под музыкальное сопровождение, проходят друг за другом через зал к висящей на стене карте. Чтоб всем детям было одинаково видно, они встают плечом к плечу, лицом к карте.

Воспитатель. Дети, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы поговорить о нашей стране. Знаете ли вы, как называется страна, в которой мы живём?

Дети. Россия.

Воспитатель. Посмотрите, что вы видите на стене?

Дети. На стене висит карта.

Воспитатель. Я хочу показать вам на карте, какая по величине наша страна.

Воспитатель берёт указку и обводит ею, обозначенную красным мелом, Россию.

Россия наша огромна! Если ехать по ней на поезде из одного края в другой, то путешествие займет больше недели. Если сесть в самолёт рано утром, то прилететь на другой конец России сможешь только поздно вечером. Наша Россия так огромна, что когда на одном её краю наступает ночь, то на другом уже начинается утро. А как называется самый главный город нашей страны?

Дети отвечают.

Москва – столица нашей Родины!

Воспитатель показывает на карте, обозначенную красной звездой, Москву.

В народе говорят: «Москва – всему голова! Москва – всем городам мать!» Москва очень большой красивый город. В неё приезжают люди со всех концов света, чтобы полюбоваться её красотами. «Кто в Москве не бывал – красоты не видал» - говорится в русской поговорке.

Может быть, кто-то из вас, ребята, бывал в Москве? Что интересного  вы там увидели?

Дети отвечают.

Ваня видел в Москве зоопарк, Юля была в магазине «Детский мир». Но в Москве, ребята, очень много интересных мест. Хотели бы вы все побывать там?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда я вас всех приглашаю в путешествие по Москве. На чём можно путешествовать?

Дети отвечают.

Правильно, путешествовать можно на самолёте, поезде, машине, пароходе. А я вас приглашаю в путешествие на автобусе. Потому что на автобусе можно заехать на любую улицу, в любой переулок. Из окон автобуса можно полюбоваться достопримечательностями Москвы. Проходите в автобус, усаживайтесь удобно.

Сегодня нашим шофёром будет Сергей, он повезёт нас по Москве.

Ребёнок-«шофёр» берёт руль, усаживается на место водителя.

Все готовы, можно отправляться. Чтобы в дороге нам не скучать.

Мы подъезжаем к первой остановке – Красной площади.

На слайде изображение Красной площади, Кремля.  

Начинается Москва, как известно, от Кремля. Красная площадь – главная площадь нашей столицы. Её называют сердцем Москвы. На площади, в здании Кремля, работают президент, правительство. Над Кремлём реет Российский флаг.

Давайте прогуляемся по Красной площади, выходите из автобуса.

Дети за воспитателем выходят из автобуса, подходят к слайду «Красная площадь». Воспитатель берёт указку, сопровождая свой рассказ показом на слайде.

Что вы видите?

Дети отвечают.

Это самая главная башня на Красной площади. На ней есть часы, они называются куранты. Мелодичный звон курантов разносится по всей площади. По этим часам сверяет время вся Россия, их можно увидеть по телевизору. Послушайте бой курантов.

Звучит аудиозапись боя курантов.

На красной площади проходят военные парады, демонстрации, встречи космонавтов, большие праздники.

На слайдах изображения военного парада, демонстрации.

На Красной площади выстроена высокая стена из красного кирпича. Вдоль неё растут голубые ели.

Изображение Кремлёвской стены, вдоль которой растут голубые ели.

А как вы думаете, почему эта площадь называется Красной?

Дети отвечают.

Оказывается, в старину всё красивое называли красным, поэтому её так и назвали.

        Мы покидаем Красную площадь и отправляемся дальше. Возвращайтесь в автобус, садитесь удобно.

        Дети проходят в автобус, садятся на свои места.

Наше путешествие продолжается.

        На слайде изображения московских улиц.

В Москве много памятников известным людям, писателям, композиторам, художникам. Как вы думаете, что такое памятник?

        Дети отвечают.

Памятник – это скульптура, которая сооружена в память о каком-нибудь знаменитом человеке.

А вот памятник самому любимому, великому русскому писателю и поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

        Слайд с изображением памятника Пушкину.

Пушкин родился и вырос в Москве. В детстве ему каждый вечер его няня, Арина Родионовна, рассказывала сказки, потому что он их очень любил. Когда он подрос, то сам написал много сказок для вас, дети. Какие сказки Пушкина вы знаете?

        Дети отвечают.

Проезжаем мимо памятника Пушкину.

        Слайд с изображением обороны Москвы.

Во время Великой Отечественной войны фашисты хотели захватить Москву, но все люди встали на защиту своей родной столицы. Многие погибли.

        У Кремлёвской стены есть могила Неизвестному Солдату. Чтобы люди никогда не забывали тех, кто погиб во время войны, на этой могиле зажгли Вечный огонь.

        Слайд с изображением Вечного огня.

Этот огонь горит всегда: зимой и летом, ночью и днём, и даже в дождь и снег он никогда не гаснет. И мы с вами тоже помним о погибших защитниках. Давайте выйдем из автобуса и подойдём к Вечному огню. В память о защитниках Москвы послушайте  стихотворение.

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь, отдав на поле боя

За народ – за нас с тобой.

Возле этого памятника люди ведут себя тихо. Они грустят и скорбят о тех солдатах, которые погибли, защищая Москву. Давайте почтим память погибших минутой молчания.

        Воспитатель и дети чтят память о погибших минутой молчания под звук метронома.

А сейчас вернёмся в автобус. Наше путешествие продолжается.

        Слайд с изображением улиц Москвы.

Как вы думаете, что за остановка впереди?

Слайд с изображением московского стадиона «Олимпийский».

Что вы видите?

        Дети отвечают.

Москва – спортивный город. В нём много стадионов, плавательных бассейнов, спортивных площадок. На них занимаются не только спортсмены, но и все люди, которые любят спорт и физкультуру.

        Посмотрите, мы видим стадион, на котором проходят соревнования между жителями разных стран.

        На слайде изображены спортивные соревнования.

Ребята, вы любите спорт?

 Выходите из автобуса и проходите на стадион, почувствуем себя спортсменами.

        Сейчас мы поиграем в интересную спортивную игру «Как называется спортсмен?». Для этого нужно встать в круг.

        Воспитатель берёт в руки мяч, бросает его по кругу детям в руки.

В футбол играет …(Футболист.)

В хоккей играет …(Хоккеист.)

На лыжах катается…(Лыжник.)

В волейбол играет …(Волейболист.)

В теннис играет …(Теннисист.)

На коньках катается…(Конькобежец.)

В баскетбол играет…(Баскетболист.)

Штангу поднимает…(Штангист.)

Воспитатель убирает мяч.

Я вижу, что все вы любите спорт и знакомы с разными его видами. А вы хотите быть спортивными, подтянутыми?

        Дети отвечают.

Тогда я приглашаю вас на спортивную разминку.

        Воспитатель  проводит с детьми  динамическую ритмическую гимнастику.

Мы боксёры, мы штангисты,

Бегуны и фигуристы,

Проплывём через моря

Ведь везде у нас друзья.

Воспитатель. Ребята,проходите в автобус.

        Дети  проходят в автобус.

Едем дальше.

        Предлагаю не скучать,

        С пальчиками поиграть.

Проводится пальчиковая игра «Едем, едем на машине».

        Едем, едем на машине,      дети сидят на стульях, «рулят» руками.

        Нажимаем на педаль.    Ставят правую ногу на пятку, поднимают носок правой ноги.

        Газ включаем, выключаем,   делают соответствующие движения правой рукой.

        Смотрим пристально мы вдаль. Подносят руку ко лбу, ставят козырьком.

        Дворники считают капли:    двигают ладонями перед собой вправо и влево.

        Вправо, влево – чистота!

        Волосы ерошит ветер!     Пальчиками трогают свои волосы.

        Мы шофёры – хоть куда!

        Показывают ладонью на себя.

Мы проезжаем московский Большой театр. В Москве много разных театров.

        Слайд с изображением Большого театра.

Это Большой театр – самый знаменитый, о нём идёт слава по всему миру. Здесь зрители слушают оперу и смотрят балет.                                                                   А вот дети любят театр кукол. Это самый любимый театр маленьких москвичей и гостей столицы.

        Слайд с изображением Государственного Академического Центрального театра кукол им.С.В. Образцова.

В нём находится музей кукол, бассейн с золотыми рыбками, уголки живой природы.

        Слайд с изображением музея театральных кукол.

На здании театра кукол необычные часы – это терем-теремок из 12 избушек.

        Слайд с изображением часов, петушка, героев сказок.

Каждый час на вершине теремка кукарекает золотой петушок, а из избушек появляются сказочные персонажи.

Но мы не пойдём ни в оперу, ни на балет, ни на кукольное представление. Мы выйдем на остановке «Московский цирк» и отправимся на цирковое представление.

        Звучит негромко музыка. Дети выходят из автобуса, проходят за воспитателем и садятся на стулья, расставленные полукругом возле географической карты.

Вы когда-нибудь были в цирке?

        Дети отвечают.

Значит, вы знаете, какие артисты выступают в цирке?

        Дети отвечают.

Правильно, в цирке выступают жонглёры, акробаты, дрессировщики, воздушные гимнасты, клоуны. Первым номером цирковой программы выступает на канате балерина Катя. Встречайте бурными аплодисментами.

        Звучит классическая музыка. Номер Кати.

Сейчас я познакомлю вас с великим силачом, он с гирей трёхпудовой играет, как с мячом.

        Звучит музыкальная композиция «Воздушная кукуруза» в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа. И ребёнок показывает номер.

Дрессировщик хищников

        Смел и знаменит.

        Он любого зверя

        Мигом укротит.

Звучит музыка. Выходит ребёнок в костюме дрессировщика, в одной руке плётке из ленты, в другой – маленький обруч. Ударяет плёткой по полу, к нему выбегают два ребёнка, переодетые в костюмы тигров. Дрессировщик подаёт тиграм различные команды, они выполняют. После кланяются и уходят.

Понравилось ли вам выступление артистов?

        Дети отвечают.

Спасибо артистам! А нам пора возвращаться в автобус.

        Дети проходят за воспитателем в автобус, садятся на сиденья.

В каком городе мы сегодня побывали?

        Дети отвечают.

Какие остановки проезжали?

        Дети отвечают.

На каких остановках останавливались?

        Дети отвечают.

Понравилось вам путешествие?

        Дети отвечают.

Мы познакомились только с маленькой частью Москвы. В ней ещё много всего интересного, об этом мы узнаем в следующих путешествиях. Наша экскурсия по Москве закончена. Стоп, автобус! Мы приехали обратно в детский сад. Я предлагаю вам в свободное время  нарисовать то, что вам запомнилось и понравилось в Москве больше всего.

        Дети выходят из зала за воспитателем под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков Москвы «Моя столица, моя Москва» (подготовительная группа)

Данный материал поможет детям раскрыть свои познания о Москве, ее истории, достопримечательностях столицы в интересной, соревновательной игре....

Проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная"

Конспект проектной деятельности для детей подготовительной группы по теме "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" для реализации Государственной программы «Патриотическое вос...

Москва - столица России. Герб Москвы

Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....

День города. Моя малая родина. Москва-историческая. Москва-литературная.

Конспект занятия, посвященного празднованию Дня города, для детей старшего дошкольного возраста....

«По местам боевой славы Москвы», «По местам боевой славы Северного Административного округа г. Москвы»

Презентации, посвященные местам боевой славы Москвы и Северного Административного округа г. Москвы — памятники Великой Отечественной войне, с краткими рассказами о памятниках. ...

Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....

Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" 2021г.

Продолжать расширять представления детей о Москве - столице России....