Наша Родина Россия!
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бурка Татьяна Владимировна

Формирование представлений дошкольников о России, как государстве в котором они живут. Воспитание уважительного отношения к государственным символам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Наша Родина Россия!»

Конспект НОД по примерной ООПДО « Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе.

Образовательная область «Социализация» раздел «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми  и сверстниками, эмоций и самосознания»

подготовительная к школе группа

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»

Программное содержание.

  1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут (территория, столица, президент, язык). Формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн.)
  2. Закрепить изображение герба родного города, области. Значение символов в них.
  3. Воспитывать чувство гордости за Родину. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны.
  4. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа.

Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание иллюстраций о родной природе. Беседы о городах белгородской области. Выкладывание из полосок Государственного флага России. Игры и упражнения на составление гербов городов Белгородской области. Чтение рассказов о Родине, сказок, былин.

Оборудование и материалы: 

Картина В. Васнецова «Три богатыря»; карта России; карта Белгородской области; карта Российской Федерации; глобус; сундучок; изображения гербов и флагов; запись гимна и песни о родине; кроссворд; фломастеры; заготовки символов группы.

Ход занятия

Звучит музыка. На мультимедийном проекторе появляется изображение вращающегося земного шара.

Дети входят в группу и становятся в круг. По кругу передают маленький глобус и произносят слова:

« Словно крыша над землёй голубые небеса.

А под крышей голубой  реки, горы и леса

Океаны, пароходы, и поляны и цветы.

Страны все и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом

Под одной голубой

Общей крышей мы живём!»

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы знаете, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия. А мы  - люди, живущие в России?

Дети: Россияне.

Воспитатель: Ребята, а всё ли вы знаете о нашей стране? Её историю, её территорию, народные промыслы, символику? Узнать много нового и интересного с России поможет волшебный цветок. Какой?

Дети: Цветик - семицветик.

На мультимедийном проекторе появляется изображение цветика-семицветика.

Воспитатель: Давайте подуем на наш цветок, он полетит и покажет нам первую страницу нашего путешествия и расскажет об истории России.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дети делают короткий вдох через нос, и длинный выдох через рот.

Воспитатель: Я вам предлагаю послушать стихотворение русского поэта С. Есенина.

На мультимедийном проекторе появляется портрет С. Есенина.

«Но и тогда, когда на всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнут ложь и грусть,-

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Воспитатель: Скажите, что имел в виду поэт под словом «Русь».

Дети: Так в старину называли Россию.

На мультимедийном проекторе появляется репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря». Звучит музыка.

Воспитатель: С давних времён Русь славилась своим богатством, плодородными землями и поэтому многие иноземцы пытались захватить нашу землю. На защиту Руси становились мужественные и сильные люди –  богатыри.

Воспитатель: Давайте рассмотрим картину В. Васнецова, как она называется?

Дети: Три богатыря.

Воспитатель: Расскажите, что изображено на картине?

Дети: В центре картины - богатырь Илья Муромец. Справа от него на белом коне Добрыня Никитич. Слева от Ильи Муромца Алёша Попович - он был самым весёлым богатырём. Они одеты в кольчугу, шлем. У всех у них есть оружие: Лук, стрелы, копьё, меч. Эти богатыри были сильными и смелыми. Они настоящие воины, защитники русской земли. Во все времена защищать родную землю считалось делом почётным.

Воспитатель: Давайте ещё подуем на цветик-семицветик.

На мультимедийном проекторе появляется изображение цветика-семицветика.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дети делают короткий вдох через нос, и длинный выдох через рот.

Воспитатель: Следующая страничка нам расскажет о географии России.

Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой территории, как Россия. Давайте посмотрим на карту. Где находится Россия?

Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца страны на другой, на поезде надо ехать 7 дней (неделю), а на самолёте лететь почти сутки.

Воспитатель: Природа в России разнообразна. Есть горы, степи, леса, моря, реки.

 Посмотрите, на эту карту. Здесь по рекам плывут корабли, но они разъединились. Давайте с помощью моих подсказок узнаем названия рек, и кораблики соединятся.

На мультимедийном проекторе появляется слайды с изображением рек. Звучит музыка.

Воспитатель: Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и ещё в этом городе есть разводные мосты.

Дети: Нева.

Воспитатель: Название этой реки созвучно с названием столицы нашей Родины. Это?

Дети: Москва.

Воспитатель: Эта река протекает в Сибири,  она названа женским именем.

Дети: Лена.

Воспитатель: Правильно, реки России - могучие, полноводные, несут свои воды в моря и океаны.

Воспитатель: Самая протяженная, большая и полноводная река России.

Дети: Волга.

Дети соединяют две половинки  корабля , на которых написаны слоги и читают названия рек ( НЕВА, МОСКВА, ЛЕНА, ВОЛГА).

На мультимедийном проекторе появляется изображение цветика-семицветика.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дети делают короткий вдох через нос, и длинный выдох через рот.

Воспитатель: Следующая страница расскажет о народных промыслах России.

На мультимедийном проекторе появляется слайд с изображением предметов декоративно-прикладного искусства.

«Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

 Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили».

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно - прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.

Воспитатель: Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружку. Что это?

Дети: Матрёшки.

Воспитатель: Конечно, это всем нам знакомая матрёшка. Вот она!

Воспитатель: Эта роспись - просто чудо, голубая вся посуда. Роспись с синим завитком манит русским васильком.

Дети: Гжель.  

Воспитатель: Правильно,  ребята. Посмотрите, какая красота!

Воспитатель: Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок на плошке.

Дети: Хохлома.

Воспитатель: Все игрушки - не простые, а волшебно-расписные. Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: Добрый мастер сделал сказку, оживают звери в сказке, мишки, зайцы, колотушки - деревянные игрушки.

Дети: Богородская игрушка.                                                              

Игра « Узнай народные промыслы».

Выставляются стойки с картинками народных промыслов: хохлома, гжель, дымковская, богородская игрушка. Дети берут карточки с изображением узора. Звучит музыка, дети врассыпную бегают по группе. Когда музыка перестает звучать дети  встают возле стойки,  соответствующей изображению на карточке.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов.

Воспитатель: В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.

Воспитатель: Назовите нашу Россию добрыми, ласковыми словами.

Дети: Любимая, красивая, большая, огромная, богатая, сильная.

На мультимедийном проекторе появляется слайд с кроссвордом.

  Воспитатель: Ребята, давайте разгадаем кроссворд и узнаем ещё одно слово о России. Для этого надо отгадать загадки:

Воспитатель: «Стоят в лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички»

Дети: Ромашка.

Воспитатель: «В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит»

Дети: Солнце.

Воспитатель: О чём можно сказать: родной, отчий, кирпичный, старый?

Дети: Дом.

Воспитатель: Назовите свой родной город.

Дети: Губкин.

Воспитатель: «Голубой шатёр весь мир накрыл»

Дети: Небо.

Воспитатель: «Ростом разные подружки не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка»

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Это слово - Родина.

Воспитатель: Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина?

Дети:  Родина - место, где мы родились. Страна, где мы живём. Родина у каждого человека одна. Родина - значит родная, как мать и отец.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Давайте вспомним их:

Дети: «Жить - Родине служить». « Родина поучает - родина выручает». «Кто за Родину горой, тот истинный герой». «Родина любимая, что мать родная». «Человек без Родины, что соловей без птицы». «Родина - мать, умей за неё постоять».

Воспитатель: Россия - наша Родина. В народе говорят: «Русский человек без Родины не живёт».

На мультимедийном проекторе появляется изображение цветика-семицветика.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дети делают короткий вдох через нос, и длинный выдох через рот.

Воспитатель: Цветок нам расскажет о символике России.

Воспитатель: Какие государственные символы вы знаете?

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Какого цвета флаг России?

Дети: Белый, синий, кранный.

Воспитатель: Что означают цвета флага?

Дети: Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных берёзах, русской белоснежной зиме.

 Синяя полоса - синева неба, рек, морей и озёр нашей страны.

 Красный цвет всегда на Руси считался самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла, радости.

Белый цвет - это мир и чистота совести.

Синий - небо, верность и правда.

Красный - огонь и отвагу.

Воспитатель: Где можно увидеть флаг?

Дети: Российский флаг развивается на зданиях администрации. Флаг вывешивается на домах в дни государственных праздников. Флаг можно увидеть на военных парадах, на кораблях, на борту российских кораблей и самолётов.

Игра «Узнай флаг».

На мультимедийном проекторе появляется слайд с изображением флагов разных стран. Дети находят российский флаг.  

Дети: « Белый цвет - берёзка

             Синий - неба цвет

             Красная полоска –

             Солнечный рассвет»

Игра «Белый, синий, красный»

Детям раздаются шарики трёх цветов: белый, синий, красный. дети выполняют упражнения с шариками в руках, (проползают под дугой, пробегают змейкой через модули). Упражнения сопровождает легкая музыка. В конце игры дети выстраиваются в три шеренги по цвету флага (1 ряд - с белыми шариками; 2 ряд - с синими шариками; 3 ряд - с красными шариками). Каждый ряд по очереди поднимают руки вверх и произносят слова:

« Флаг у нас прекрасный,

Белый, синий, красный!

Белый - мир и чистота

Синий - верность небеса,

Красный - мужество, отвага

Вот цвета родного флага»

Воспитатель: Есть у России ещё один очень важный государственный символ - герб. Вы знаете, как выглядит герб?

Игра «Узнай герб».

На мультимедийном проекторе появляется слайд с изображением гербов разных стран. Дети находят российский герб.  

Воспитатель: Что изображено на гербе России?

Дети: Золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета.

Воспитатель: Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе - держава. Скипетр и держава всегда были символами царской власти. Над головой орла - золотая корона. Посмотрите на крылья орла - они тоже золотого цвета, похожи на солнце. А солнце у нас всегда было символом добра, справедливости. На груди орла расположен щит. На щите изображен всадник на коне.

Воспитатель: Какого цвета конь?

Дети: Белого.

Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?

Дети: Синего.

Воспитатель: Какого цвета щит?

Дети:  Красного.

Воспитатель: Что напоминает вам эти три цвета.

Дети: Цвета флага России.

Воспитатель: Это не просто всадник. Зовут его святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества!

Воспитатель: Где он изображен?

Дети: На флагах, монетах, печатях, грамотах, на границе нашей страны.

«У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он - России дух свободный»

На мультимедийном проекторе появляется изображение цветика-семицветика.

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Дети делают короткий вдох через нос, и длинный выдох через рот.

Воспитатель: Следующий лепесток нам расскажет о нашем родном крае. В какой области мы живём?

Дети: Белгородской области.

На мультимедийном проекторе появляется слайд с изображением достопримечательностей города Белгорода и Белгородской области.

Воспитатель:Посмотрите на карту Белгородской области, какие города  вы знаете?

Дети: Старый Оскол, Валуйки, Короча, Шебекино, Грайворон, Новый Оскол.

Воспитатель: Назовите, столицу Белгородской области?

Дети: Белгород.

Воспитатель: Назовите наш родной город?

Дети: Губкин.

На мультимедийном проекторе появляется слайд с изображением достопримечательностей города Губкина.

Воспитатель: Чем славится наш город?

Дети: Добывают руду.

Воспитатель: На каких предприятиях её добывают?

Дети: Шахта, Лебединский ГОК.

Воспитатель: У нашего города есть герб? Как он выглядит? Что на нём изображено, и что это символизирует?

На мультимедийном проекторе появляется слайд с изображением достопримечательностей города Губкина.

У каждого города есть свой герб. Мы сейчас с вами посмотрим на гербы городов нашей области, выложим их и расскажем, что они символизируют.

Детям раздаются заготовки гербов городов Белгородской области, дети на них выкладывают символику городов.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо запомнили гербы городов нашей области, расскажите, что они символизируют?

Воспитатель: Мы с вами совершили маленькое путешествие по нашей огромной стране. Скажите, что вам понравилось? Что вы нового узнали? Чтобы вы ещё хотели бы узнать о России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России

Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине,  Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...