Конспект НОД: "Семья-начало всех начал"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карпова Надежда Анатольевна

Конспект НОД в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya-nachalo_vsekh_nachal.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Семья-начало всех начал».

Ведущая образовательная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира)

Цель: создание условий для формирования представлений о семье,   родственных отношениях. 
Задачи: 
- формировать представления о своей семье, совершенствовать умение   подбирать к существительным слова - действия (глаголы), слова – определения (прилагательные), классифицировать имена существительные по родам;   совершенствовать умение  детей выразительно, в собственной манере читать стихотворения;  побуждать открыто и искренне выражать свои чувства; прививать любовь и уважение к родным людям.
Предварительная работа
- составление рассказов о себе и своей семье; 
- рисование портретов членов семьи; 
- чтение художественной литературы: «Мой брат Миша» (Я. Аким), «А что у вас?» (С. Михалков), «Волшебное слово», «Сыновья» (В. Осеева); 
- заучивание пословиц, поговорок о семье; 
- рассматривание семейных альбомов.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Формы организации:  групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением; чтение стихов, пословиц;  изготовление продукта детского творчества (рисование портретов своих близких).

Оборудование: семейные фотографии, альбом для фотографий,  мяч для игры, ребус, основа для рисования, цветные карандаши.
                                                 

                                                  Ход НОД  

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Вводная часть

Ребята, сегодня я приглашаю вас посетить интересную выставку. 
На стене развешаны семейные фотографии. Звучит музыка.  
Вы узнали знакомые фотографии? Расскажите нам о них. 

-На выставке представлены фотографии, на которых изображены все или многие члены ваших семей. Как мы называем такие фотографии? Как вы думаете, для чего нужны фотографии?

Дети рассматривают фотографии. 
Дети читают стихи
Ребенок. Я расскажу вам без прикрас, 
Что мой папа – высший класс. 
Всю неделю с нетерпеньем 
Жду субботы, воскресенья. 
Вот наступит воскресенье – 
И с папой я иду гулять. 
Как это здорово, ребята, 
С папой рядышком шагать. 
Ребенок. С кем первым мы встречаемся, 
Придя на белый свет, - 
Так это наша мамочка, 
Ее милее нет. 
Она — опора в доме, 
Хлопочет каждый час. 
И никого нет кроме, 
Кто так любил бы нас. 

Ответы детей

- Воспоминания…Они есть у каждого человека (большого и маленького) и копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме. В нем собираются фотографии родных и близких людей, о радостных и торжественных семейных событий, а порой забавные случаи, которые произошли в вашей семье.

-Вы догадались, о чем мы поведем разговор? Правильно! Сегодня я хочу поговорить с вами о

семье.

II. Основная часть

-Как вы думаете, что такое семья?

Сколько человек в вашей семье? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Сколько взрослых? Сколько детей? 
Это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья, в нее входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Кто такие бабушки? Кто такие дедушки? Кем вы доводитесь своим бабушкам и дедушкам? Кто такая тетя? Кто такой дядя? 
Бабушки и дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные, родственники – это ваш род. 
На Руси говорили: семья – это «семь Я», т. е. семь человек,  живущих в одном доме. И не случайно слово семья можно зашифровать
7я (показывает ребус). В старину на Руси в семье было 10 и более детей. И говорили так: «Полна хата детей – так и счастье в ней» Как называется семья, где много детей? 

-В наше время многодетной считается семья, где три и более детей. Есть у нас в группе такие семьи? Лиза, расскажи нам о своей семье. 
Спасибо. Да, ребята, в дружной семье все друг друга любят, уважают, помогают друг другу. Не зря в русской пословице говорится: «Не нужен клад – коли в семье лад». 
Как вы понимаете смысл этой пословицы? 
А какие пословицы и поговорки о семье вы

знаете? 

Дидактическая игра: «Это тоже я могу» 

Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти? 
-Руки вверх я поднимаю. 

-Головою поверчу

-А потом, присяду, встану

-И нисколько не устану.

- Все на свете я могу. 

-Кем работают ваши папа и мама? А какие профессии еще вы знаете? Сколько интересных и важных профессий вы назвали. 
-Поиграем в игру? Я буду называть профессию, а вы называть слова – действия, т. е. что делает человек той или иной профессии. 

Игра проводится на ковре с мячом. 

Повар-

Врач-

Учитель –  

Продавец –   

Дидактическая игра «Скажи правильно»

- Предлагаю поиграть еще в одну игру. Я называю профессию мужчины, а вы назовете ее так, как она называется у женщин. 
-Продавец , портной , проводник , официант , пианист , спортсмен , лыжник , учитель , крановщик , артист , скрипач , певец , поэт.  

-Послушайте рассказ Д. Габе «Работа» 

Сегодня воскресенье, но папа с мамой работают с самого утра. Мама убирает квартиру, папа чинит окно. 
- Ты почему бездельничаешь? – спрашивает папа. 
Мне обидно до слез 
- Мам, дай сумочку, я в магазин пойду. 
- Держи,- говорит мама и дает мне сумку. 
Я все купила правильно: хлеб и простоквашу. Только вот сдачу куда-то задевала. 
- Ничего, - говорит папа, - переживем. В следующий раз будешь аккуратнее, а пока вот тебе лейка. Поливай цветы. 
Я стала поливать цветы; все полила, только немножко на пол протекло. 
- Ничего, - говорит мама, это не страшно. Лужу я сейчас вытру, а пока вот тебе веник и совок. Подметай. 
Я стала подметать, споткнулась и ударилась коленкой. 
- Не страшно, - говорит папа, - коленка заживет. Главное, что ты сегодня работала. 

Проводится беседа о трудовых обязанностях членов семьи. 

Ребята, почему так важно, чтобы у каждого в семье были свои обязанности? 

- Ребята! Чем больше вы будете помогать своей маме и меньше ее огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.

-Папа не знает безделья и скуки. У папы умелые сильные руки. 
И если кому - нибудь надо помочь,  папа всегда поработать не прочь.

- Скажите, всегда ли бывает хорошее настроение в семье? Будет очень хорошо, если мы станем всегда называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми словами. Расскажите, как вас называют родители ласково.

III. Заключительная часть (рефлексия)

-Давайте будем любить друг друга и дружно жить в своих семьях. А теперь я предлагаю каждому из вас нарисовать в окошечках вашего дома членов вашей семьи. 

На столах у детей заранее выполненная аппликация дома с окошками. 











 




 


Дети по очереди читают стихотворение, стоя в кругу, и при этом передают мяч друг другу. 

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните! 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья! 

Дети садятся на стульчики. 

Ответы детей



Дети разгадывают ребус

Ответы детей

Ребенок рассказывает о своей семье

Дети рассказывают: Семья сильна, когда над ней крыша одна. 
Семья крепка ладом. 
В гостях хорошо, а дома лучше. 
Родители трудолюбивы и дети не ленивы. 

Дети встают около стульчиков, повторяют движения

- Это тоже я могу. 
- Это тоже я могу. 

- Это тоже я могу. 

- Это тоже я могу. 

- Это тоже я могу. 

Ответы детей

Дети выходят на ковер, встают в круг.

-Ра - ра - ра – начинается игра! 

– варит, жарит, режет, готовит, мешает, моет, готовит; 
-слушает больного, выписывает лекарства, делает уколы; 
-учит, ставит оценки, читает, пишет;
- взвешивает, продает, упаковывает, считает деньги, отсчитывает сдачу; 
- Ру – ру – ру – мы закончили игру

Продавщица, портниха,

проводница, официантка, пианистка,

спортсменка, лыжница,

учительница, крановщица, артистка,

скрипачка, певица, поэтесса. 

Дети садятся на стульчики

Дети рассказывают о своих обязанностях.

Ответы детей

(взаимопомощь)

Рассуждения детей

Ответы детей

Дети садятся за столы и рисуют, звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Семья - начало всех начал"Семья - начало всех начал

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы по развитию коммуникативных способностей и ознакомлению с окружающим, на высшую категорию....

«Семья-начало всех начал»

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Цель: создание условий для формирования представлений о семье,   родственных отношениях. Задачи: - формировать представл...

Проект «Семья – начало всех начал»

·           развития  представлений  о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”, понятие о русских семейных ...

НОД "Семья-начало всех начал"

Непосредственно- образовательная деятельность по патриотическому воспитанию.Данная работа посвящена проблеме патриотического вопитания подрастающего поколения. Патриотизм, применительно к ребёнку стар...

КОНСПЕКТ ООД ОО «Познавательное развитие» Тема: «Семья – начало всех начал» для детей подготовительной к школе группы

конспект ООД для детей подготовительной группы по теме: "Семья начало всех начал" , которое прошло в рамках проектной деятельности...

СОВМЕСТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ «СЕМЬЯ – НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ» (посвященное Дню семьи)

Мы рады приветствовать вас на нашем празднике «День семьи». 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи.Семья – это самое главное в жизни для каждого из нас.Семья – это близкие и родные лю...