Экскурсия по малой экологической тропе "Многообразие форм растительной жизни".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цели и задачи:

1.   Формирование элементарных представлений о многообразии форм растительной жизни.

2.   Сформировать представления о характерных признаках деревьев, кустарников и травянистых растений.

3.   Учить классифицировать растения, определяя к какой группе растений оно относится.

4.   Закрепить название наиболее распространенных на территории экологической тропы деревьев, кустарников и трав.

5.    Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, умение правильно вести себя в природе.

6.   Развивать наблюдательность, мышление, память, зрительно-двигательные навыки.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Экскурсия по малой экологической тропе «Многообразие форм растительной жизни».

Разработала воспитатель

дошкольной группы

МБОУ – Полужская ООШ.

Апрель 2014 г.

(Старшая – подготовительная подгруппы).

Цели и задачи:

  1. Формирование элементарных представлений о многообразии форм растительной жизни.
  2. Сформировать представления о характерных признаках деревьев, кустарников и травянистых растений.
  3. Учить классифицировать растения, определяя к какой группе растений оно относится.
  4. Закрепить название наиболее распространенных на территории экологической тропы деревьев, кустарников и трав.
  5.  Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, умение правильно вести себя в природе.
  6. Развивать наблюдательность, мышление, память, зрительно-двигательные навыки.

В проведении экскурсии помогают подготовленные учащиеся 3-4 классов.

Лесовичок:

  Здравствуйте, дорогие ребята! Я – старичок-Лесовичок – хозяин малой экологической тропы, расположенной на школьной территории. Сегодня я приглашаю вас в гости к своим верным друзьям – деревьям, кустарникам, травам.  Вам предстоит много узнать из жизни растений. Я надеюсь, что вы будете очень внимательны, и наша экскурсия пойдёт вам на пользу. Скоро вы станете настоящими друзьями природы. Сейчас я подскажу вам, как стать природе другом. Для этого нужно знать и выполнять определённые правила. Во время прогулок и экскурсий:

  1. Не кричать!
  2. Не ломать кусты!
  3. Не стучать по  деревьям!
  4. Не топтать траву!
  5. Не рвать цветы!
  6. Не разорять гнёзда птиц и дома других животных!
  7. Подкармливать зверей и птиц!
  8. Любоваться красотой природы!

         Итак, путешествие начинается. В путь, друзья мои! Желаю удачи!

Ведущий:

Ребята! Давайте возьмёмся за ручки и пойдём по тропинке за нашим Лесовичком!

Лесовичок:

Мы пришли с вами на первую стоянку нашей тропы. Она называется «Мир растений». Здесь мы узнаем, какие формы растительной жизни есть в природе.

Подойдите к этому растению, внимательно рассмотрите его.

- Как называется эта часть растения? (Ствол)

- Сколько стволов у дерева? (Один)

- Чем покрыт каждый ствол? (Корой)

- А как называется эта часть растения? (Ветки). Посмотрите, как их много.

- Вспомните, что летом появится на ветках? (Листва, цветы и плоды).

- Каким органом дерево крепится в земле? (Корень).

- Запомните, такие растения называются деревья.

Мини-итог.

Итак, растение, которое имеет один крепкий деревянистый ствол – это дерево.

 - Кто знает, как называется это дерево? (Яблоня). А как вы об этом догадались? (Мы вспомнили, что на его веточках летом и осенью висело осенью много яблок).

(Появляется Сорока-почтальон)

Сорока:

- Здравствуйте, ребята! Я – сорока – лесной почтальон. Для вас у меня есть письма от растений нашей тропы. Первое письмо от яблоньки. Послушайте его!

       Здравствуйте, ребята! Я - яблонька. Меня все знают и любят мои плоды. Правда, они очень вкусны! Я так рада, что выросла на территории вашего детского сада. Про меня много песен сложено и в сказках вы часто встречаете меня.

       Народ меня любит, но не каждый приголубит. Некоторых только мои плоды интересуют. А мы, яблоки, любим заботу, уход хороший – тогда и урожай богатый бывает. Я стараюсь плодоносить каждый год, но вот беда – не дают дети созреть моим плодам, обрывая их ещё незрелыми.

         Ребята, каждой весной я жду, что вы поухаживаете за мной (порыхлите землю, побелите ствол, не забудете полить, если долго не будет дождя), и я лично каждого из вас угощу своими очень вкусными, румяными, ароматными и спелыми яблоками.

- А как вы думаете, яблоня это дерево или кустарник? Почему?

          Да, яблоня – это дерево с ветвистой кроной. Высота яблони достигает 5-7 метров. Плодоносит яблоня до 50-60 лет, начиная с 5-6 лет. Яблоня не боится морозов (может выдержать морозы даже до -30 С). При хорошем уходе она может давать урожай в 250-300 кг с одного дерева. Яблоки очень полезны и вкусны.

Лесовичок:
- Спасибо тебе, Сорока! Ребята, а какие ещё деревья растут на нашей школьной территории, вы знаете? (Ответы детей). Да, это яблони, груши, берёзы, ивы, дубы, сосны, елочки, клёны… Сегодня мы сможем их всех увидеть.

Лесовичок:

- А теперь давайте подойдём к этому растению. Как вы думаете, это дерево? (Нет). Почему? (Оно низкое, у него нет одного ствола).

- Как называется эта часть куста? (Ствол).

- Сколько стволов имеет куст? (Несколько).

- Какие ещё части растения есть у куста? (Ветки, листья, цветы, плоды и корень).

- Так чем же куст отличается от дерева?

Мини- итог

Запомните, растения, которые имеют несколько крепких деревянистых, но тонких стволов – это кустарники.

- А вы знаете, как называется этот кустарник? (….).

Сорока:

-Ребята, давайте я вам подскажу! Это сирень. От неё у меня тоже есть письмо для вас! Послушайте его!

         Ребята! Я обращаюсь к вам с огромной просьбой: не губите, не ломайте меня во время цветения. Неужели вам не жалко смотреть на изуродованные, грубо обломанные ветки сирени, когда кто-то уносит её ароматную красоту домой. Помните, сирень очень быстро увядает в букетах!

Описание:

         - Как вы думаете, сирень это дерево или кустарник? Почему?

         Правильно, сирень – это кустарник. Сирень не боится морозов, засухи, светолюбива, не требовательна к почве, но лучше растёт на хорошо обработанных садовых почвах. Её ветвистые корешки помогают укреплять почву на склонах.

Листья у сирени тёмно-зелёного цвета, причём никогда его она не меняет. Цветет сирень, в зависимости от вида: в мае, июне, июле. Цветы имеют  чисто-белую, голубую, розовую, фиолетовую или темно-красную окраску. Аромат сирени не сравним ни с какими другими ароматами. Наша сирень цветет рано. Да и посмотрите, на ней уже скоро распустятся молодые листочки.

Лесовичок:

- А на нашей тропе растёт много кустарников. Послушайте, как они называются. Посмотрите на сороку. Она будет летать и кустарники нам показывать. (Спирея калинолистная, спирея иволистная, акация, алыча, боярышник…)

Лесовичок:
- А теперь посмотрите вниз.

Какие растения вы видите под ногами? Назовите их. (Травы).

- В какую группу можно объединить эти растения? Это деревья или кустарники. (Нет) Почему?

Мини- итог

Запомните, такие растения называются травянистые растения. У них нет стволов, а имеется мягкий сочный стебель, от которого отходят корни, листья, цветы и плоды.

Стебельки травянистых растений на зиму отмирают, а весной вырастают снова. Сейчас весна, поэтому мы видим много засохших растений, а молодая травка только начинает показываться из-под земли.

- Я принёс вам некоторые растения, которые уже появились на нашей тропе. Посмотрите и запомните их.

(Лесовичок показывает выкопанные травянистые растения и знакомит с ними детей).

Лапчатка.

Это многолетнее растение. Его листья напоминают лапку. Отсюда и название, лапчатка. Цветки у него жёлтого цвета. Это растение лекарственное: оно снимает воспаление при болезни горла, зубов, лечит больной желудок.

Очиток едкий.

Это многолетнее, травянистое растение, которое встречается на сухих каменистых почвах. Оно невысокое. Его мелкие круглые толстенькие листья укладываются по всему стеблю и от этого стебелёк кажется мохнатым. Листья очитка способны накапливать воду и во время отсутствия дождей пить её. Скоро на верхушке стебелька появятся мелкие жёлтые цветы, и очиток будет цвести всё лето. В сосновом лесу тоже растёт очиток, только немного другой. Его называют «заячья капуста».

Полынь.

Это травянистое растение. Она может вырастать такой высокой, как и вы. Название «полынь» произошло от слова «поле».  Узнать полынь просто по характерному запаху и горькому вкусу. Давайте понюхаем эту травку и запомним, как она пахнет. Полынь очень полезна. Она улучшает аппетит, лечит много болезней и даже уничтожает вредных насекомых.

Осока.

А этой травки очень много везде. Это осока. Известно много видов осок. У осоки  жёсткие длинные  стебли, вытянутые заострённые листья. Вы наверное, когда-нибудь резали пальчик этим растением.

Сорока:

- Лесовичок, спасибо тебе. Как много растений сегодня увидели ребята, они узнали, что все растения можно разделить на три большие группы: деревья, кустарники и травы. Ну посмотри, дети немножко устали. Давай с ними поиграем и отдохнём.

(Проводится игра «Деревья, кустарники, травы»).

Сорока называет растения. Если это дерево, то дети тянут ручки вверх, если это кустарник, то они стоят на месте, а если растение травянистое, то дети приседают.

Берёза, сирень, яблоня, полынь, дуб, боярышник.

Дерево, кустарник, кустарник, трава, дерево, трава, дерево, кустарник.

Или показывает картинки с изображением растений разных видов.

Лесовичок:

Ну, что ребята, отдохнули?! Пора отправляться в нашу группу, а на экологическую тропу мы придём с вами в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста

ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»         САМООБРАЗОВАНИЕ      «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

2. «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста»  «Что родное слово, является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний"...

Непосредственно образовательная деятельность в форме экскурсии “Моя малая Родина”.

НОД разработано в форме зкскурсии по родному  городу,накомство с достопримечательностями и улицами города,с выдающимися людьми Новосибирска....