Проект Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дудкова Галина Дмитриевна

Проект коммуникативный, среднесрочный, групповой. Он реализуется в течении 4 тематических недель: "Осенние изменения в природе", "Птицы", "Животные", "Труд людей в природе".  В соответствии с тематикой подобрана литература, используются разнообразные формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы

Вид проекта  коммуникативный,  среднесрочный, групповой

Актуальность проекта

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Такое воспитание базируется на сформированных  у детей природоведческих понятиях.  Задача воспитателя способствовать правильному и своевременному формированию таких  понятий. Природоведческие понятия можно формировать у детей во разных видах деятельности.

Литература представляет богатый материал, на основе которого можно формировать природоведческие понятия.

При этом важно не только сообщать детям конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Таким образом, знакомя детей с природой, формируя у них природоведческие понятия, мы способствуем становлению у них нравственного и эстетического  отношения к действительности.

Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее.

Таим образом, формирование природоведческих понятий у детей является неотъемлемой частью экологического воспитания будущего поколения

Цель проекта: расширить природоведческий словарь детей

Задачи:

  • Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях;
  • Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах, диких животных, особенностях приспособления животных к окружающей среде;
  • Воспитывать уважение к труду сельских жителей;
  • Закреплять умения обобщать представления о временах года;
  • Формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано;
  • Закреплять умения правильно вести себя в природе;
  • Формировать умения замечать приметы осени;
  • Формировать у детей понятия листопад, ясно, пасмурно, линька, спячка;
  • Закреплять название месяцев, времен года;
  • Способствовать пробуждению эстетических чувств при наблюдении за природой родного края.

Срок реализации:  1 месяц

Участники:

  1. дети подготовительной группы;
  2. воспитатели;
  3. родители.

Условия реализации:

  • взаимодействие с узкими специалистами (педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, логопед);
  • взаимодействие с социальными партнерами (родителями);
  • подбор литературы, иллюстраций;
  • изготовление наглядно-дидактических пособий.

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы у детей расширятся представления об окружающем мире, уточнятся и конкретизируются природоведческие понятия, пробудятся эстетические чувства при наблюдении за природой, будет формироваться внимательное и бережное отношение к окружающему миру.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

Задачи: 

  • Составление списка необходимой детской литературы по теме.
  • Подбор физкультминуток, скороговорок, подвижных игр, упражнений пальчиковой гимнастики.
  • Информирование родителей о реализации проекта.
  • Организация помощи родителей в приобретении литературы по списку (с красочными иллюстрациями).
  • Проведение предварительной беседы с детьми с целью выявления у них уровня сформированности природоведческих понятий.

2 этап – основной

Задачи:

  • вовлечь в проект детей, родителей, узких специалистов;
  • организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) творческую, и практическую деятельность;
  • работать над частями проекта, корректировать их.

Мероприятия:

1 неделя «Осенние изменения в природе»

  1. Осенние изменения в живой и неживой природе (на прогулке).

Задачи: закрепить с детьми понятия «живая и неживая природа», их взаимосвязь; дать знания, для чего человек изучает природу; развивать правильное поведение в природе, навыки обследовательских действий; воспитывать интерес к окружающему миру, желание узнать что-то новое, учить детей замечать осенние приметы, помочь детям увидеть красоту осенней природы.

  1. Заучивание наизусть стихотворения  «Осень» Н. Берендгофа .

Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове,  закрепить знания детей о признаках осени при рассматривании иллюстраций, учить выразительно читать стихотворение наизусть.

  1. Чтение рассказов М.М.Пришвина «Осенние листики», «Листопад», «Туман», «Осинкам холодно», «Начало осени», «Поздняя осень»,  «Первый мороз».

Задачи: Воспитывать любовь к родной природе,  учить понимать образные выражения.

  1. Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень» (И. Левитан, В. Поленов, И. Остроухов).

Задачи: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы; развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художниками настроение, желание общаться по поводу увиденного; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин.

  1. Изучение малых фольклорных форм (приметы, пословицы, поговорки об осени).

Задачи: познакомить детей с пословицами, поговорками об осени, учить детей прогнозировать погоду, основываясь на осенние приметы.

  1. Заучивание стихотворения Н. Минского «Листопад».

Задачи; уточнять  понятие листопада (словообразовательная работа), учить понимать образные выражения, формировать умение выразительного чтения стихотворения.

  1. Рассматривание и сбор осенних листьев, плодов.

Задачи: раскрыть значение листопада для деревьев, закреплять знания и представления детей о листьях плодах разных деревьев, названиях деревьев.

  1. Заучивание отрывка стихотворения  А. К. Толстого «Осень».

Задачи: вызвать эмоциональное отношение к осенним изменениям в природе.

  1. Аппликация из осенних листьев.

Задачи: учить составлять композицию из осенних листьев.

  1. Рассказывание на заданную тему «Осень».

Задачи: учить детей составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу, осенние признаки, используя образные прилагательные, синонимы; развивать связную речь; воспитывать наблюдательность.

2 неделя «Птицы».

  1. Наблюдение за птицами на прогулке.

Задачи: учить различать и называть птиц, рассмотреть особенности строения, отличия от других животных, понаблюдать, чем питаются, формировать представления о зимующих и перелетных птицах.

  1. Чтение рассказов  М.Пришвина «Осеннее утро», «Птичий сон», «Гуси лебеди», «Власть красоты», «Птицы и листья».

Задачи: закреплять знания детей об изменениях в жизни птиц осенью, учить чувствовать печаль осенней природы; развивать у детей чувство восторга, любования окружающей природой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

  1. Чтение и пересказ сказки Н.Сладкова «Осень на пороге».

Задачи: закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между осенними явлениями.

  1. Рисование птиц.

Задачи: уточнить особенности строения птиц, воспитывать интерес к жизни птиц.

  1. Чтение и беседа по произведениям В Бианки «Лесные домишки», «Мастера без топора», «Чей нос лучше».

Задачи: расширять представления детей о птицах, их многообразии, особенностях жизни, приспособлению к окружающему миру.

  1. Лепка  «Птица в гнезде».

Задачи: воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

  1. Разучивание дидактической игры «Летает - не летает».

Задачи: закреплять знания  и представления детей о летающих и нелетающих птицах.

  1. Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц».

Задачи:  уточнить знания детей об особенностях жизни разных птиц.

  1. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Задачи: расширять представления детей о жизни водоплавающих птиц, воспитывать бережное отношение к птицам.

  1. Пальчиковая гимнастика на тему «Птицы» («Птенчики в гнезде», «Курочка», «Петушок», «Филин»,  «Птички», «Гусь», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Кормушка»).

Задачи: расширять представления детей о птицах, уточнять понятия перелетные, зимующие, домашние птицы.

3 неделя «Животные»

  1. Чтение произведений Е.И.Чарушина: «Что за зверь?», «Страшный рассказ».

Задачи: побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о   животных. Дать детям научно – достоверные знания о жизни животных в природе.

  1. Чтение и беседа по рассказам М.Пришвина «Белка», «Барсук», «Беляк».

Задачи: расширять представления детей о жизни белок, барсуков, зайцев, особенностях их поведения в природе, воспитывать интерес  к этим животным.

  1. Рассматривание картин «Лиса с лисятами», «Волчица с волчатами».

Задачи: расширять представления детей о жизни лисы и волка, особенностях их строения, формировать понятие хищники, закреплять знания названий детенышей животных.

  1. .Рассказывание и пересказ  якутской сказки «Как белка и заяц друг друга не узнали».

Задачи: закреплять знания о том, как белка и заяц готовятся к зиме.

  1.  Разгадывание загадок и составление описательных загадок о животных.

Задачи: закреплять знания особенностей строения, повадок животных, развивать внимательное отношение к животным.

  1. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи: провести словообразовательную работу, объяснить образование слова листопадничек, расширять представления о диких животных, вызвать эмоциональное отношение к возникающим в их жизни трудностям и умениям их преодолевать.

  1. Подвижные игры «Волк во рву», «Бездомный заяц», «У медведя во бору», «Хитрая лиса» 

Задачи: закреплять знания детей об особенностях жизни диких животных.

  1. Н. Сладков «Белкин мухомор».

Задачи: расширять знания детей о съедобных и ядовитых грибах; учить отличать съедобные грибы от ядовитых; развивать осторожное отношение к грибам; закреплять знания о том, как животные готовятся к зиме, развивать мышление.

  1. Просмотр мультфильма «Как ежик шубку менял» (автор сценария А.Суконцев)

Задачи: расширять и систематизировать знания детей о диких животных осенью; учить устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания.

  1. Конструирование из природного материала «Дикие животные.

Задачи: учить применять полученные знания при отборе материала и в процессе создании образа животного из природного материала.

4 неделя «Труд людей осенью»

  1. Беседа «Труд людей осенью».

Задачи: расширять и систематизировать знания детей о труде людей; вспомнить, какие виды труда связаны с содержанием домашних животных, работой на полях, лугах, в садах; развивать интерес к окружающей жизни, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий, желание помогать им.

  1. Чтение и беседа произведений о хлебе (В. Степанов «Дорога на мельницу», В. Крупин «Отцовское поле», «Нынешний хлеб», Я. Тайц «Все здесь», «Легкий хлеб» - белорусская сказка, «Хлебороб» - украинская сказка, рассказ И. Токмаковой «Кем быть?»).

Задачи: формировать представления о том, как выращивают хлеб, как он появляется на прилавках магазинов, расширять представления детей о профессиях людей, уважение к людям разных профессий.

  1. Дидактическая игра «Какие машины помогают выращивать хлеб».

Задача: помочь детям запомнить названия и назначение сельхозмашин.

  1. Заучивание наизусть стихотворения С. Погореловского «Слава хлебу на столе».

Задачи: формировать представление о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

  1. Рисование «Урожай».

Задачи: формировать понятия урожай,  рассмотреть с детьми репродукции картин, обратить внимание на то, как художники изображают поле: одним цветовым пятном, видны только некоторые колосья. Обсудить, с помощью каких геометрических фигур можно изобразить машины.

  1. Заучивание наизусть стихотворения Я. Дягутите «Каравай».

Задачи: расширять представления детей о многообразии хлебо-булочных изделий, воспитывать трудолюбие.

  1.  «Каравай» (песочное творчество).

Задачи: развивать творческое воображение, бережное отношение к хлебу, уважение к людям разных профессий.

  1. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи: познакомить детей с басней, ее жанровыми особенностями, подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде; развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей; воспитывать чуткость к образному строю языка

  1. Инсценировка сказки «Репка»

Задачи: развивать умение импровизировать; воспитывать трудолюбие

3 этап - заключительный

Задачи: 

  • выявить уровень сформированности природоведческих понятий посредством  групповой и индивидуальных бесед;
  • понаблюдать, как дети относятся к окружающей их природе, находят ли отражение в самостоятельной деятельности детей полученные ими знания и разученные игры;
  • провести музыкальное развлечение «Осенний бал»;
  • провести итоговую экскурсию в парк (поздняя осень)

ЦЕЛЬ:  обобщить и систематизировать знания детей об осени, углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдениями и явлениями; воспитывать экологическое мировоззрение , подвести итоги

Используемая литература

  1. Громова О.Е «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста». Изд. "Творческий Центр СФЕРА", 2005 год.
  2. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.
  4. Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.
  5. Пришвин М.М. Календарь природы./ М.М. Пришвин. – Минск: Ураджай, 1977. – 240с.
  6. Пришвин М.М. Лесная капель./ М.М. Пришвин; сост. Л.А. Рязанова, Я.З. Гришина. – М.: Эксмо, 2008. – 576 с.
  7. Полная хрестоматия для дошкольников. Автор- составитель С.Д.Томилова. Екатеринбург, У-Фактория. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"

Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....

Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"

quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....

Проект по формированию познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы № 2 «Совята» на тему: «КОСМОС»

Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев), групповой.Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.Цель: формирование у ст...

методическая разработка "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы, через экспериментирование"

Основной цельюопытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности. Детское экспериментирование это один из методов обучения и развития естественнонаучны...

Отчет по самообразованию "«Формирование духовно – нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы, через работу Семейного клуба!» «Бухта гнёздышко

Отчет по самообразованию "«Формирование духовно – нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы, через работу Семейного клуба!» «Бухта гнёздышко...