Конспект занятия "Удивительное - рядом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Адюкина Марина Николаевна

Конспект занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Дети знакомятся со свойствами воды и воздуха, а также определяют сходства и различия соли и сахара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_robot_v_gostyakh_u_detey_-_otkr._zanyatie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Удивительное – рядом»

(Познавательно-исследовательская деятельность)

Задачи.

Образовательная.

Выявить свойства воды: прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха, без вкуса, без формы.

Сформировать понятие детей о том, что вода может быть в трех состояниях: жидкая, твердая, газообразная.

Познакомить детей с новым понятием «конденсация».

Выявить свойства воздуха: невидимость, прозрачность, наполняемость им всего окружающего пространства; обнаружить воздух.

Определить сходства и различия между солью и сахаром.

Развивающая.

Закрепить понятия «живая» и «неживая природа», классифицировать окружающие предметы, объекты на « живую» и «неживую природу».

Формировать умения аккуратного пользования инструментарием.

Расширять и уточнять представления детей о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.

Развивать познавательную активность детей, способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Воспитательная.

Воспитывать в детях любознательность, поддерживать дружеские отношения между собой, элементарные правила поведения, любовь к природе.

Материалы и оборудование.

 Плакат «Живое – неживое», глобус, пластиковые прозрачные стаканчики с водой на каждого ребенка, емкости другой формы, ложечки, стакан с молоком, емкость с ледяными кубиками, оргстекло, листы бумаги, картон черного цвета на каждого ребенка, мячи для прыжков, сахарный песок, соль, лупы на каждого ребенка.

Предшествующая работа.

 Проведение различных опытов с водой и воздухом (водяная мельница; впитывание воды песком и глиной; различная температура воды; растворение некоторых веществ в воде; воздух везде: в нас, в бутылке, в почве, в камне, в поролоне; воздух легкий; воздух образует волны), игры с воздушными шарами, пускание корабликов, изготовление и игры с веером, распускание бумажного цветка в воде, игра «Рыбалка», «Фонтанчики», «Плавает – тонет».

Методические приемы.

1. Сюрпризный момент. Приход робота.

2. Оказание помощи нуждающемуся.

3. Закрепление понятий «живая» и «неживая природа».

4. Рассматривание глобуса.

5. Проведение опытов с водой. Выявление ее свойств. Выводы.

6. Выявление свойств воздуха. Выводы.

7. Физкультминутка «Кто быстрей».

8. Сравнение свойств соли и сахара. Выводы.

9. Подведение итогов.  

Ход занятия.

Воспитатель:  - Ребята, со мной вчера произошло нечто необычное ! Я познакомилась с удивительным персонажем. Я не говорю человеком, потому что это не человек, а робот. И прилетел он к нам с другой планеты. А вот о нашей планете ему ничего не известно. И он был такой растерянный, что мне стало очень его жалко, и я решила ему помочь. Я привела его к нам и думаю, что вместе мы с вами ему все расскажем и покажем. Вы согласны?

(Входит робот).

Робот:  - Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Робик. Я надеюсь, вы сможете мне помочь?

(Дети соглашаются).

 Воспитатель:  - Ну, что приступим? Посмотри вокруг, все, что нас окружает – это природа: деревья, дома, цветы, игрушки, земля…. Но природа делится на...  

Дети:  - Живую и неживую (дают определения и примеры).

Воспитатель: -  Ребята, а мы, люди, относимся к живой или неживой природе?

Дети объясняют, что к живой природе. Потому что мы кушаем (питаемся), растем (развиваемся), и размножаемся, когда вы вырастите – у вас обязательно будут детки.

Воспитатель:  - Молодцы, ребята! Только у меня есть один вопрос к Робику: скажи, пожалуйста, а ты растешь или нет?

Робот: -  Да, конечно, у меня на пятке есть специальная кнопочка, и я в любое время могу подрасти! Нажму на нее – и вырос!

Воспитатель:  - Очень интересно – значит ты точно неземная природа!

Посмотри на это, это модель нашей планеты, глобус. Узнал нашу Землю? Ведь ты видел ее из космоса – она голубая, правда, красивая?

Воспитатель:  - Ребята, а почему она голубого цвета?

Дети отвечают, что из-за морей и океанов, которые на планете занимают большую площадь. Воды на нашей планете много. А теперь мы хотим познакомить тебя с ней поближе. (Все подходят к столу.)

 Воспитатель:  - Ребята, покажите, где находится вода? Это удивительное вещество необходимое нам в жизни. Давайте расскажем о ней, какая она?

Дети говорят, что она прозрачная, демонстрируя опыт  с ложечкой (видна в воде и не видна в кофе, молоке, цветной воде, соке); нюхают – без запаха; пробуют – без вкуса.

Воспитатель:  - А какой она формы?

Дети берут воду в стаканчиках – она формы стаканчика, переливают в другую емкость – она формы другого сосуда. И делают вывод, что она той формы -  в чем она находится.

Воспитатель:  - Да, вода, как и любая другая жидкость, принимает форму того сосуда, где находится. А теперь обратите внимание на эту емкость. Что в ней находится? (Лед).  Возьмите его в руки. Какой он?

 Дети:  - Холодный, твердый и тает в руках – превращается в воду.

Воспитатель:  - Эта та же самая вода, только охлажденная, она превращается в лед при температуре ноль градусов. Но это еще не все превращения воды. Посмотрите, я наливаю в емкость только что вскипевшую воду. Что мы видим над водой?

Дети:  - Пар.

Воспитатель: - Сейчас мы закроем кипяток стеклом. И через некоторое время увидим, что на стекле образовались капельки воды – это пар превратился опять в воду. Этот процесс называют конденсацией.

Видите, какое это интересное, прямо волшебное, вещество – вода. Она бывает жидкой (вода), твердой (лед) и газообразной (пар).

Воспитатель: - А теперь поговорим о том, что нас всегда окружает о воздухе. Воздух – это невидимка. Он находится везде, и мы им дышим. Но он не везде одинаково чистый. Свежий воздух в лесу и там, где много растений.  А вот вблизи дорог воздух загрязнен выхлопными газами машин, там дышится намного тяжелее.

Для того чтобы таких мест было, как можно меньше человек должен сажать как можно больше растений – они очищают воздух, соблюдать чистоту и беречь природу.

Итак, мы сказали, что воздух находится везде, но мы его не видим. А как же нам в этом убедиться?

Детям предлагается помахать листочком перед лицом – чувствуется ветерок (воздух), ловим  пакетом – надувается (воздух). И внутри этих мячей тоже воздух, потрогайте их руками, чувствуете какие они упругие, на них даже можно скакать.

(Дети прыгают на мячах наперегонки.)  

Воспитатель:  - Видите, как весело можно играть с помощью воздуха. Теперь, Робик, ты знаешь, что воздух у нас на планете находится везде, он важен для всех живых существ, мы его не видим, но чувствуем.

Робот:  - С вами так интересно, но я что-то очень устал.

Воспитатель:  - Ой, ребята, что-то мы с вами увлеклись и даже не предложили гостю чая. Давайте срочно исправляться. В чашку наливаем заварки, кипяток и ….  А дальше, что же мне пустить? Здесь две одинаковые баночки  и то, что внутри мне, кажется, тоже очень похожи. А, я вспомнила, что купила соль для супа и песок для чая, высыпала их в банки, а потом не могла определить, где что. Ребята, помогите!

 Давайте осторожно понюхаем их. (Осторожно, потому что они сыпучие и могут при вдохе попасть в нос – это неприятно и даже опасно!) Запахи у них разные. Рассмотрим частицы этих веществ под лупой, одинаковы ли они по

форме?

 

Дети: Они разные: одни круглые(шарики), другие прямоугольной формы (кирпичики).

Мы знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя – могут быть опасны для человека, но я сказала, что в стакане соль и сахар, поэтому можно попробовать. Кирпичики – сладкие, шарики – соленые. Ну, теперь мы точно знаем, что должны пускать в чай и где находится соль, а где – сахар. Только за это время наш чай остыл. Но мы можем пригласить гостя в группу и попить чаю все вместе.

Робот: С удовольствием! И большое  спасибо вам за рассказ!

Список использованной литературы:

  1. Иванова Т. В. Экология. Нестандартные занятия. Старшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Меньшикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009
  4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / О.А.Соломенникова – М. Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"

Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....

Комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Мама рядом, папа рядом, что ещё для жизни надо"

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме моя  семья во 2 младшей группе...

Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?

Предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на оптимизацию поведенческих навыков детей в социуме....

План - конспект "Деревья рядом нами" в подготовительной группе

Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса.  Упражнять в различении деревьев по внешним  признакам. Закреплять знания детей о природных нишах....