Развиваем у детей творческое воображение.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Винникова Наталья Ивановна

Советы и методические рекомендации для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем творческое воображение у детей.

 

Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения, речи.

 

В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие умения осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребенок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха, вкуса и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета по заданным характеристикам. К 5-6 годам дети научаются сами составлять загадки о предметах, описывая их чувственные качества и свойства. К 7 годам ребенок уже способен сравнивать и сопоставлять свойства и признаки разных предметов, ему доступны такие формы речевого описания, как метафора, аллегория. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребенка способность представлять предмет в целом, мысленно изменять его, составлять из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способность психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идет по трем направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых, целенаправленным, в-третьих, ребенок должен овладеть методами активизации воображения.

 

Нереалистичность фантазий у ребенка бывает в том случае, если ребенок не учитывает причинно-следственные отношения между предметами окружающего мира, законы и зависимости между явлениями. Это может происходить либо из-за недостаточного багажа знаний, либо из-за неумения применить общий закон к частной ситуации. Начинать развивать умения прослеживать причинно-следственные связи можно уже у детей 3-4 лет. Наблюдая действия простейших механизмов и предметов можно спрашивать: - "Как ты думаешь, что сейчас произойдет?" К примеру, если поставить на пути инерционной машины кубик, она остановится или нет? Что будет, если я поднесу магнит к гвоздику? Так экспериментируя: делая предложения и проверяя их на практике мы побуждаем ребенка учитывать причинно-следственные связи. К 5-6 годам можно уже обсуждать с ребенком то, что он смотрел по телевизору:

 - Зачем, по-твоему, он это сделал?

 - Как ты считаешь, что будет дальше?

 Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой ребенок долго не может сосредоточится на объекте действия; его все отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого действия. Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместе писать книгу "Авторских сказок". Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать. В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут.

 

Литература:

 

А.Э. Симановский "Развитие творческого мышления у детей-дошкольников" Ярославль 1999.

 

Мир вокруг нас. Как мы его воспринимаем. 

У человека пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Для чего нам эти органы? Зрение - для того, чтобы видеть. Слух - для того, чтобы слышать. Осязание - для того, чтобы щупать. Обоняние - для того, чтобы нюхать.< Вкус - для того, чтобы пробовать на вкус.

Зрение

Назови как можно больше круглых предметов, находящихся дома.

Назови как можно больше круглых предметов, которые можно увидеть на улице.

Назови как можно больше прямоугольных предметов.

В домике живут круглые и плоские предметы. Угадай, что это за домик? (Копилка).

На земле стоят пирамида и дом. Мимо пролетают две птички: одна высоко в небе, другая низко - над самой землей. Одна потом говорит: "Я видела два квадрата". Другая: "Ничего подобного, там был один треугольник и один прямоугольник". Почему они так говорят? Может быть какая-то из них ошибается?

Что бывает сначала большим, а потом маленьким? Булка, сахар в чае, ...

Что бывает сначала маленьким, а потом большим? Человек, дерево, ...

Что бывает то маленьким, то большим? Воздушный шарик, павлин, ...

Мальчик шел по улице и увидел, что на тротуаре лежит небольшая, лакированная черная деревянная палочка. Мальчик поднял ее и взмахнул рукой: вдруг все вокруг начало уменьшаться - мальчик начал расти.

Назови такие дела, которые может делать мальчик, постепенно увеличиваясь в размерах. Например: "Мальчик стал такой большой, что сидя на большом стуле, касается ногами пола...., ... достает до потолка рукой, ... достает птичку из гнезда, --- может повалить девятиэтажный дом, --- выпить целое озеро".

Когда мальчик стал великаном, нему вскоре надоело быть большим. Как вы думаете, почему?

Мальчик стал думать, как снова сделаться маленьким. Он взял палочку за другой конец и взмахнул ею. Как только мальчик сделал это, он начал быстро уменьшаться.

Назови такие дела, которые сможет сделать мальчик , сделавшись совсем маленьким.

Например: "Он сможет пройти в замочную скважину, рассмотреть микроба, пуститься в плаванье в капле воды..."

Скажи, что при этом было хорошо и что плохо.

Наконец мальчик снова захотел стать своего роста. Как бы ты посоветовал ему это сделать.

- Нарисуй самое большое в мире дерево на маленьком листе бумаги. Как это сделать?

- Нарисуй самую большую в мире птицу так, чтобы сразу было видно, что она очень большая.

Слух

Что мы слышим, когда находимся возле леса, реки, болота, автомобильной дороги, на улице города?

По каким звукам можно опознать автомобиль, лошадь, кошку, колодец?

Распространяется ли звук в воде? Лучше или хуже, чем в воздухе? Проверь свои предположения, купаясь в ванне.

Повтори по памяти за взрослым несложный ритм, состоящий из 8 ударов.

Осязание

Предметы на ощупь бывают острыми и тупыми, гладкими и шероховатыми, твердыми и мягкими, теплыми и холодными и т.д.

Упражнение "Волшебный мешочек".

Оборудование: небольшой тряпичный мешочек, 6-8 штук мелких предметов, разных по форме, размеру, материалу:

нащупай в мешочке мягкий предмет и назови его...

нащупай предмет гладкий и мягкий и назови его... (например резиновый мячик)

нащупай шероховатый мягкий предмет и назови его... (например подушечка для иголок).

Можно также предложить вытаскивать из мешочка предметы по образцу: найди такой же. В этом случае необходимы пары одинаковых предметов. Один предмет из пары мы показываем ребенку - другой он вытаскивает из мешочка на ощупь.

Загадки "На ощупь".

Ребенок нащупывает в мешочке какой-то предмет и начинает описывать его качества: скользкий, круглый, теплый, и т.д., а взрослый или другой ребенок должен отгадать, что это за предмет (для детей - выбрать описываемый предмет из 10-15 предметов).

Обоняние

Ребенок должен уметь различать флаконы с разнопахнущими веществами: одеколон, раствор уксуса, раствор нашатырного спирта и скипидара. Удобно пользоваться бумажными "нюхалками" - полосками бумаги длиной 10 см и шириной 1 см.

Вкус

Ребенку дают определить на вкус:

Что кислее ?(ягоды брусники и клюквы)

Что слаще? (сравнивает два раствора с разной концентрацией сахарного песка).

Что солонее? (сравнивает два раствора с разной концентрацией поваренной соли?.

Для сравнения по кислоте можно также использовать растворы лимонной кислоты разной концентрации. Можно также приготовить четыре раствора каждого из перечисленных веществ. В этом случае мы просим расположить растворы в порядке увеличения или уменьшения силы вкусового качества (кислоты, сладости, солености).

 

 

         

                                   Восприятие окружающего мира

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям ( вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая "скамейка" превратилась бы в "место для отдыха старика, свидания для влюбленных" и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне - живет как все, в сущности - живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

"Презентация мира" направлена прежде всего на перевод предметного воспиятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащюю атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.

Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс.

 

Что на что похоже.

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения.

Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача - отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: "На что это похоже?" Например, если загадано слово "бантик", то на вопрос: "На что это похоже?" из зала могут поступать такие ответы: "На пропеллер у самолета" и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. Безусловно такая работа полезна.

 

Фотомомент.

Эта форма групповой деятельности так же направлена на развитие воображения. Однако ее эффективности ниже, чем эффективность описанной выше деятельности. Прежде всего потому что объектом активного развития здесь выступает лишь водящий.

Методика проведения мероприятия. Проведя краткую беседу на тему "Что такое фотомомент", разъяснив смысл этого слова, воспитатель вводит ребенка в мир фотографии: люди на память о каких-то событиях хотят всегда что-то оставить, часто это бывает фотография. Фотографии бывают разные: смешные и печальные, маленькие и большие, цветные и черно-белые, а бывают фотографии, где люди вставляют свое лицо в маленькое окошечко, вырезанное в картине с изображением животных, знаменитых людей и т. д. Затем дети выбирают одного водящего, который вставляет свое лицо в такую вот картину, не зная, что на ней нарисовано. Его задача - отгадать кого он изображает, задавая наводящие вопросы.

 

Театр "Рукавичка".

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют - эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.

Цель работы - обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.

Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель- взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

Реквизит (куклы-рукавички) - это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукл, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.

 

Сочиняем сказки и истории.

 

- Придумай рассказ, используя перечисленные слова: крошка, жираф, стол, дорога, телевизор. Слова можно использовать в любом порядке.

 

- У одного мальчика были два солдатика: один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил играть обоими солдатиками, но стеклянный ему нравился больше - он был сделан из очень красивого разноцветного стекла и всегда улыбался.

 

В полночь игрушки оживали. Оказывается, оловянный солдат был злой и завистливый, а стеклянный - добрый. Оловянный солдат часто зло смеялся над стеклянным солдатиком. Он говорил, что стеклянный солдат очень хрупкий и не может быть полезен в настоящем бою. Однажды оловянный солдат задумал разбить стеклянного, чтобы быть единственным и любимым солдатиком мальчика..."

 

Попробуй объяснить, как случилось, что стеклянный солдат остался цел и невредим, а оловянный поплатился за свое коварство.

 

- Придумай сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

 

- Придумай сказку про Машу и медведя. Маша была злой и ленивой девочкой, а медведь - добрым и трудолюбивым.

 

- Придумай сказку про злого и хитрого Колобка и добрых лесных зверей.

 

- В сказке "Лиса, заяц и петух" лиса заняла избушку зайца, а самого выгнала. Придумай окончание сказки, чтобы лиса сама убежала из зайкиной избушки.

 

Игры в бытовую деятельность.

 

Известный итальянский писатель-сказочник Джанни Родари писал, что сказку можно сочинить на основе любого бытового действия. Например "Сказка про одевание": "Пуговица искала свой Домик и никак не могла найти его. Одни домики были слишком большими, другие слишком маленькими. Наконец она попала в Домик, который точно подходил ей по размеру. Найдя свой Домик, пуговица была довольно-предовольна".

 

Придумай сказки про: мытье посуды, про еду, про мытье рук и чистку зубов.

 

- Придумай окончание сказки.

 

Жил-был зайчик. Он был маленький, беленький и очень одинокий. Решил он найти себе друга. Поскакал он мимо елочек на опушку леса. Вдруг видит навстречу ему какой-то зверь идет, на длинных ногах и с большими рогами...

 

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка

 

Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.

Говорите с малышом короткими фразами.

Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

Поощряйте любопытство и воображение ребенка.

Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Не следует говорить, что его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...")

Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.

Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребенок понял ответ. Если ребенок не выслушивает до конца, значит либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом установите четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения.

Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).

Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если он непонят своими сверстниками.

Постарайтесь уменьшать социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребенок.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Литература:

Одаренные дети. / Общ.ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого, с.120). Дж.Чейли Готовность к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивайте у детей творческое воображение

Консультация для родителей...

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...

Консультация для родителей: «Развивайте у детей творческое воображение».

Лучше всего дети учатся на примерах, поэтому, если они увидят ваше стремление учиться и радоваться результатам творчества, они будут делать то же самое....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе «В гостях у сказки»воспитатель Новоселова Л.В. цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и а

Конспект НОД по ознакомлениюс художественной литературой в первоймладшей группе «В гостях у сказки»воспитатель Новоселова Л.В. цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствоват...

План - программа по развитию у детей творческого воображения через технологию ТРИЗ

В проведение занятий по Технологии ТРИЗ имеется немало специфических моментов, отличающихся от проведения обычных учебных занятий. Здесь недостаточно овладеть теорией, необходимы ещё и длительны...