Материал: цветные карандаши, бумага, фломастеры, восковые мелки; карточки с пожароопасными предметами (газ, спички, краска, обогреватель, телевизор, пылесос, холодильник, проводка, печка, кошка, бенгальские огни). Карточки с колющими и режущими предметами (кнопки, иголки, ножи, ножницы, скрепки, булавки, вилки). Карточки – схемы: пожар, острые предметы.
Ход занятия
I. Дети сидят на ковре. Воспитатель. Дети, сегодня к нам придет гость. Угадайте, кто этот гость. (Загадывает загадку).
В каморке у Карло мальчишка живет Из сказки известно - наивным слывет, Нос у него деревянный и длинный. Так как же зовут его?..
Дети. Буратино! Входит Буратино (взрослый или ребенок). Он сердитый, запыхавшийся. Буратино: Здравствуйте, дети! Привет! Воспитатель. Здравствуй, Буратино. Что-то случилось? Буратино (сердито топая): Я не хочу с ней оставаться. Она мне ничего не разрешает. Воспитатель. Успокойся, Буратино, и рассказывай все по-порядку. Буратино: Папа Карло срочно уехал на несколько дней к своему другу, а меня оставил дома с этой противной девчонкой Мальвиной. А я и один могу побыть дома. Что может случиться? Я ведь уже большой. Воспитатель. Во-первых, Буратино, детей одних дома оставлять нельзя. А во-вторых, случиться может очень много неприятностей, даже бед. Буратино: Каких еще бед? Воспитатель. Дети, давайте расскажем Буратино о том, какие неприятности могут случиться дома и как нужно вести себя дома, если остались одни. Согласны? Дети: Да! Воспитатель. Посмотрите на модели (схемы, картинки) и расскажите, какие неприятности могут случиться дома. (на мольберте модели пожара, разбросанных острых предметов) Дети:
1. Может случиться пожар 2. Можно пораниться или порезаться об острые предметы и т.д.
Воспитатель. Вынесите из квартиры огнеопасные и колющие и режущие предметы. (Карточки разложены на ковре. Дети выбирают и раскладывают их на 2 стола; на которые воспитатель поставил соответствующие схемы. После выполнения задания рассматриваются карточки с колющ ими и режущими предметами, подсчитывается их количество). Воспитатель. Я дам вам совет:
Дом в порядке содержи. Вилки, ножницы, ножи, и иголки, и булавки ты на место положи. Неприятно сесть на кнопку- можешь ты поранить попку!
Воспитатель: о том, что пожар - это страшная беда вы, конечно, знаете. Во время пожара горят жилищные постройки, а самое ужасное - гибнут люди. Собственно говоря, с чего начинается пожар? Пожар может возникнуть в результате неисправности проводки, но чаще всего пожар возникает при неумелом и неосторожном обращении с некоторыми предметами, а также из-за шалости детей. Разберемся, какие же это предметы. Для этого познакомимся с ними поближе.
К дальним сёлам, городам, Кто идет по проводам - Светлое величество?
Это ... (Электричество) Тружусь я без устали, милые детки, Кручу вентилятор и грею утюг, И вилкой меня достают из розетки, Хоть я не селедка, не перчик, не лук. (Ток) На стенке в розетке, В пластмассовой клетке, Живет перевернутый кот. Лишь вилку увидит, Из клетки он выйдет. А так ни за что не пойдет. (Ток)
Ночь. Но если захочу, Щелкну раз - и день включу. (Выключатель) Четыре солнца у бабушки на кухне, Четыре солнца горели и потухли. Готовы щи, компот, блины - До завтра солнца не нужны. (Газовая плита) Похожа издали на мяч, Висит под потолком, Но, словно мяч, не мчится вскачь, А светит огоньком. Как вы думаете, дети, Что за мяч над нами светит? (Лампочка) Висит она под потолком, Сидят в ней лампы густо. Ты с ней, наверное, знаком? Всем ярко светит... (Люстра) Поленья и хворост берет, Взамен их тепло отдает. Греет, сушит, лечит, варит И печет, и парит-жарит. (Печь) Длинный столбик огнем пылает,
Чем дольше горит, тем быстрее убывает (Свеча) В домике тесном Много сестер, Спрятан у каждой В головке костер. (Спички)
Чудеса по вечерам я показываю вам. На моем, друзья, экране. То моря шумят в тумане, То плоды качает сад, Есть программа для ребят. (Телевизор) Все разровняет, разгладит вокруг Мамин помощник -горячий ... (Утюг) Я мала, да зла, Чуть-чуть свечу, А бывает - отскочу, Много горя принесу. Бывает опасна Со мной игра, Ведь я не игрушка, а я ... (Искра) На привале нам помог: Суп варил, картошку пек. Для похода он хорош, Да с собой не понесешь. (Костер)
Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может, два. Ты рукой его не тронь – Искусает всю ладонь. (Огонь)
Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова? (Огонь)
Шипит и злится, Воды боится. (Огонь)
После рассматривания огнеопасных предметов и их подсчета проводится дидактическая игра «Если возник пожар». Ход игры: Дети становятся в круг. В центре – воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворение и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар другому и т.д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу. На шаре цифры 01. Воспитатель: Этот шар в руках недаром. Если раньше был пожар, Ввысь взмывал сигнальный шар – Где взовьется в небо шар, Там всегда грозить нам будет Злой, безжалостный … (передает ребенку – воздушный шар) Ребенок: Пожар (передает шар другому) Воспитатель: Раз, два, три, четыре – У кого пожар…? Ребенок: В квартире (передает шар) Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил… Ребенок: Утюг (передает шар) Воспитатель: Красный отблеск пробегает. Кто со спичками…? Ребенок: Играет (передает шар) Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом, Кто сушил бельё над…? Ребенок: Газом (передает шар) Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву. Кто у дома жёг…? Ребенок: Листву (передает шар) Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных…? Ребенок: Вызывай (передает шар) Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер - …! Ребенок: ноль один. Воспитатель: Буратино, теперь ты понял, как опасно быть дома одному? Буратино: Да.
Воспитатель: Добрые, милые дети. Запомните правила эти: 1. Не пользуйся без взрослых электроприборами! 2. Не включай самостоятельно электро-плиту! Помни: шутки со спичками до добра не доведут! Спичка-невеличка, а огонь от нее большой
|