Познавательный проект по социально-экологическому воспитанию для старших дошкольников. Тема "Наш огород"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива ,позволяющий решать проблему экологического воспитания детей и укрепления их здоровья, - проектная деятельность, которая помогает дошкольнику развивать познавательные, коммуникативные и практические способности, расширять знания об окружающем растительном мире и приобретать необходимые социальные навыки. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной и интересной. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. В начале реализации проекта педагоги помогли родителям понять и осознать значение и роль проектной деятельности в развитии ребенка. .Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические и практический возможности, педагоги объяснили необходимость родителям оказания помощи ребенку при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.

 В связи с этим мой проект решает следующие проблемы:

1.Создание условий для приобщения детей и родителей к выращиванию ценных культурных сельскохозяйственных культур, необходимых человеку.

2.Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей в благоустройстве участков и территории детского сада.

3.Формирование знаний у детей сознательного отношения к растительному миру и овощным культурам, необходимым для жизни человека.

Для решения этих проблем с детьми старшего дошкольного возраста разрабатывался творческий проект «Наш огород». Символ проекта – фотоколлаж с изображенным на нем солнца, как источника света, тепла для жизни растений. Каждый его луч – необходимое условие для полноценной здоровой жизни растения и человека, которые растут под солнцем внимательными и заботливыми, трудолюбивыми созидателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nash_ogorod.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Комитет по вопросам образования и делам молодёжи

Администрации Щёлковского муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 46 «Мотылёк» комбинированного вида

посёлка Монино Щёлковского муниципального района Московской области

(МБДОУ детский сад № 46 «Мотылёк» комбинированного вида п. Монино ЩМР МО)

141170, Московская область, Щёлковский р-н, п. Монино, ул. Маслова, д. 10, тел.8-496-259-18-44  

e-mail: mbdou46@yandex. .ru    ОГРН 1125050003242

 

«НАШ ОГОРОД»

Познавательный проект по   социально-экологическому воспитанию для старших дошкольников.

Заместитель по воспитательной

                                                                  и методической работе Теселкина Н.Б.

                                                                          МБДОУ детский сад №46

                                                                 п.г.т. Монино Щелковский район М.О.

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива ,позволяющий решать проблему экологического воспитания детей и укрепления их здоровья, - проектная деятельность, которая помогает дошкольнику развивать познавательные, коммуникативные и практические способности, расширять знания об окружающем растительном мире и приобретать необходимые социальные навыки. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей-она становится более разнообразной и интересной. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. В начале реализации проекта педагоги помогли родителям понять и осознать значение и роль проектной деятельности в развитии ребенка. .Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические и практический возможности, педагоги объяснили необходимость родителям оказания помощи ребенку при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.

 В связи с этим мой проект решает следующие проблемы:

1.Создание условий для приобщения детей и родителей к выращиванию ценных культурных сельскохозяйственных культур,необходимых человеку.

2.Привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей в благоустройстве участков и территории детского сада.

3.Формирование знаний у детей сознательного отношения к растительному миру и овощным культурам, необходимым для жизни человека.

Для решения этих проблем с детьми старшего дошкольного возраста разрабатывался творческий проект «Наш огород». Символ проекта – фотоколлаж с изображенным на нем солнца, как источника света, тепла для жизни растений. Каждый его луч – необходимое условие для полноценной здоровой жизни растения и человека, которые растут под солнцем внимательными и заботливыми, трудолюбивыми созидателями

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формировать основы экологической культуры, овладевать конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающей природой, развивать интерес к явлениям и условиям природы, удовлетворять потребности детей в самовыражении и самостоятельности.

ЗАДАЧИ:

-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

-Воспитывать культурно-трудовые и гигиенические навыки;

-Формировать начальные представления о росте и процессах посадки овощных культур, их физиологии

-Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

-Практически овладевать нормами речи, общения со сверстниками и взрослыми.

-Развивать продуктивную деятельность, детское творчество:

-Приобщать к изобразительному искусству.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

По завершении проекта дошкольники:

-Смогут иметь элементарные представления о физиологических процессах растений и посадке культурных овощных растений, их пользе и необходимости в жизни человека.

-Здоровом образе жизни, зависимости здоровья от    экологически чистых продуктов, используемых в питании человека.

-Знания о пользе труда и физической нагрузки на организм.

-Научиться заботиться об уходе за растениями.

-Приобретут достаточно богатый словарный запас, смогут участвовать в беседе  о растениях, высказывать свое мнение.

_-Смогут играть в сюжетно-ролевую игру, используя предметы-заместители в развивающей среде группы.

Ранняя весна – пора посева и посадки многих культурных растений. Дошкольники отмечают, что если не произвести посадку, то летом и осенью не будет фруктов, ягод и овощей. А один ребенок сказал, что если бы он знал, как можно посадить  огурцы, свеклу, и помидоры, никогда бы этого не забыл и всегда бы это делал. Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотезы и начала нашего проекта. Дети стали выдвигать различные предложения, рассуждать о том, что они знают о посадке разных видов овощных и ягодных культур. При обсуждении обнаружилось, что на многие вопросы воспитанники не могут ответить. Им было предложено обсудить: Что они знают об овощных культурах? Что хотят узнать о них?.Как их посадить и как ухаживать и вырастить?

С детьми обсудили эти вопросы, и они высказали мнение о том, что знают овощные культуры и хотели бы узнать больше как они растут, и как образуются овощи? После этого приняли решение:

1 С помощью родителей вскопать землю и приготовить её для посадки.

2. Приготовить грядки и закупить семена для посадки.

3 Дети разбились на 5 групп и выбрали культуру для посадки на своих грядках.

4. Оказались следующие выбранные культур:  свекла, лук репчатый, морковь, огурцы, помидоры, салат.

    Далее с детьми шло обсуждение по этапам реализации проекта. Были выбраны темы для детско-родительских заданий. Обсуждалось, что можно сделать в условиях ДОУ, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы и к кому обратиться за помощью. Метод проектов предоставляет большие возможности для взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому на данном этапе для вовлечения родителей в проектную деятельность были изготовлены красочные просветительные буклеты, которые познакомили родителей с целями и задачами нашего проекта и помогли увидеть им свое место в нем и определить,  какую посильную помощь они могут оказать своему ребенку. Отдельно хочется отметить роль родителей именно в рамках воспитания нравственного и социально-трудового воспитания детей в ходе данного проекта. В воспитании ребенка наличие положительного примера , достойное поведение со стороны взрослого играет первостепенное  значение. Дети часто не понимают, почему надо беречь здоровье, правильно питаться, заниматься спортом и полезным трудом. Поэтому были выбраны формы взаимодействия с родителями:

--конференция для родителей «Трудовое воспитание в семье»

- анкетирование родителей «Что нужно знать об овощных культурах?»  

-создание родительских газет «Профессии сельского труда»

--изготовление творческих работ «Наш огород- самый, самый!»

- проведение ярмарки «Овощных культур».

В процессе поиска информации с детьми проводились беседы, игры, наблюдения, художественно-творческая работа, завели дневники наблюдения. Мы провели анкетирование родителей, в процессе которого дошкольники задавали вопросы волнующие их о культурных растениях и их выращивании, а родители с удовольствием отвечали на них:

- Какие культуры относятся к овощным?

  -Какие витамины содержатся в моркови, свекле и капусте?

- Когда надо сажать овощные культуры и как?

- Какие культуры относятся к бахчевым?.

-Арбуз –овощ или ягода ?

Вместе с родителями дети нарисовали плакаты с овощными культурами, в группе были проведены занятия по теме «Овощи и ягоды».Большой интерес у дошкольников вызвали газеты родителей с изображением людей села, их быт и труд на полях и огородах. Родители для создания газет использовали иллюстрации из книг, старых журналов  и газет. Так как жизнь растений зависит от микроорганизмов и бактерий которые живут в земле, дети решили исследовать раствор земли. Они смочили салфетку раствором земли и посмотрели под микроскопом. Их удивило движение маленьких частиц-микробов и бактерий . Делают вывод: после работы с землей надо тщательно мыть руки. Эта исследовательская работа сформировала привычку  - чаще мыть руки, следить за чистотой и соблюдать правила гигины.

Потом ребятам захотелось произвести посадку своих культур.Они тщательно совместно с родителями взрыхлили почву на грядках, рассеяли семена, засыпали их  и полили . С большим интересом и энтузиазмом работали.На этом этапе воспитанники совместно с педагогами и родителями придумали темы своих творческих работ из природного материала на тему «Наш огород самый, самый!» Названия самые разные: «Синьор-Помидор», Свекла- королева борща», Морковь-красная девица сидит в темнице», «Лук от семи недуг!». Дети с удовольствием делали рисунки в своих дневниках наблюдений: нарисовали как  всходили овощи, как они их поливали, как рвали первые перышки лука , как пололи травку-сорняк.

Дети задумались, все ли продукты, которые получают из овощных культур полезны для здоровья? В этом им помогла дидактическая игра «Полезные и неполезные продукты»Дети двух команд распределили картинки с продуктами на две группы: полезные и неполезные Оказалось, что любимые многим картофель фри, гамбургеры, морковь по корейски относятся к неполезным продуктам. Всем понравилась эта игра, и дети решили слепить из соленого теста полезные овощи и полученные из них продукты,а затем  раскрасить их.

 Далее дети совместно с родителями провели беседу с демонстрацией видеофильма  о профессиях села. Дети узнали как трудно выращивать, убирать и хранить овощные культуры.. После этого дошкольники по-другому стали относить к еде, хлебу, картофелю. На собственном примере они поняли, что труд приносит человеку большую пользу, поэтому вместе с родителями с удовольствием трудились на своих огородах, помогали, кто чем может.

Итоговым мероприятием стала ярмарка «Овощных культур»При подготовке к ней дети самостоятельно подготовили овощные культуры к продаже на ярмарке, определили цену каждой культуре. Затем приготовили пригласительные билеты на ярмарку. В этой ярмарке приняли участие мамы, папы, бабушки и гости п. Монино. Воспитатели и гости покупали овощные культуры по очень низким ценам, а дети радовались, что заработали деньги для покупки семян и удобрений на следующий год.

Организационная деятельность.

1.Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, журналы,рисунки-материал по данной теме.

2.Приобрести материал: контейнеры, семена овощных культур, микроскоп, оборудование для эксперимента.

3.Составить план проведения ярмарки.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение овощных культур»,»Условия, необходимые для роста овощей»

Беседа с детьми: «Посадка овощей»,Первая зелень», «Витамины для детей», «Полезная пища».

Проведение дидактической игры: «Полезные продукты и не полезные»

Рассматривание иллюстраций, рисунков с изображением овощей(сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях.

Результаты внедрения проекта по образовательным областям:

Образовательная область «Познание»

Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать овощи по форме, величине, цвету.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.

Образовательная область «Труд» и «Безопасность»

Совершенствование умений трудиться на природе, работать с бумагой, картоном, природным материалом.

Образовательная область «Социализация»

Развитие дружбы, умений работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду человека и товарищей.

Образовательная область «Коммуникация»

Совершенствование умений и навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи, обогащение словарного запаса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали посадку, рост, развитие и уборку овощей, отметили роль их как необходимых продуктов питания в жизни человека, изучили чудодейственное влияние на здоровье.

Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, самостоятельность ,осознания собственных умений.

 Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимы овощи?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»

Тема опыта:  «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к  малой родине в процессе реализации проекта  с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе "Природа и нравственное воспитание у старших дошкольников"

Данная методическая разработка представляет собой авторскую модификацию традиционного материала по нравственному и экологическому воспитанию, заложенного в программах Н.В. Нищевой и О.А. Воронкевич, п...

«Россия, Родина моя!» Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязаннос...

Познавательный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительный космос».

Познавательный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительный космос». Цель: познакомить детей с российским праздником – День космонавтики, героями косм...

Познавательный проект по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе по теме: «Мой папа самый лучший»

Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию, любви и уважения к членам своей семьи, в частности к отцу. Приобщение детей к ...

«Юный патриот» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников.

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию: "Юный патриот".Тип проекта: познавательный, групповой, долгосрочный.Сроки реализации: 1 учебный год (с сентября по май)Участники проекта: ...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Лекарственный огород"

Представленный проект по экологическому воспитанию старших дошкольников направлен на создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, формирование представления о роли растений ...