Формирование экологической культуры в процессе поисковой деятельности
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Статья о актуальности развития экологического воспитания с дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры  в процессе поисково-познавательной деятельности.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Детство – начальный этап становления личности человека. В этот период закладываются основы личностной культуры, частью которой является и экологическая культура. История цивилизации сформировала у человека явно выраженное потребительское отношение к природе, но происходящие на наших глазах глобальные экологические изменения привели людей к необходимости целенаправленно формировать у подрастающего поколения экоцентрического сознания, т.е. сознания, напрямую связанного с освоением детьми дошкольного возраста начал экологической культуры.

Еще в 17 веке Ян Амос Коменский обратил внимание на то, все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Он утверждал, что природа развивается по определённым законам, а человек- это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется закономерностям природы.        К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ...  так мало оценено в педагогике".

  Как видим,  проблемой экологического воспитания  педагоги стали заниматься  еще в XVII - XVIII веках,  хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина  "экологическое воспитание".          Работы в области  современного экологического образования дошкольников (Н.Ф. Виноградова, Е.В. Гончарова, Н.Н. Кондратьева, Л.В. Моисеева, С.Н. Николаева, О.Н. Пономарева, Н.А. Рыжова, П.Т. Саморукова и другие) рассматривают природу как идеальное средство воспитания.

Научить детей правильному отношению к объектам живой и неживой природы можно с помощью игр, экологических задач, постановки опытов, проведения экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.       

Из всего выше сказанного вытекают следующие задачи:

-формирование системы элементарных научных экологических знаний.

-развитие познавательного интереса к миру природы.

-воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

-формирование трудовых природоведческих навыков.                              Решение этих задач направлено на достижение основной цели - становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Занимаясь с дошкольниками поисково-познавательной деятельностью, нужно помнить о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Основные принципы организации  поисково-познавательной деятельности:

1.Связь теории с практикой        

2.Развивающий характер воспитания и обучения.

3.Индивидуализация и гуманизация образования.

4.Природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

5.Целостность и системность обучающего процесса.

6.Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

В процессе формирования экологических представлений старших дошкольников важным является выбор таких методов и приемов обучения, развития и воспитания, которые обеспечивают активную позицию ребенка.

В соответствии с ФГОС, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.

Вот основные методы и приемы, которые использовались для достижения основной  цели проводимой работы.                                        -метод экспериментирования. Использование экспериментирования в работе с дошкольниками позволяет организовать познание объекта и его свойств в процессе воздействия на него. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления, обобщить полученные действенным путем результаты;

Что дает экспериментальная деятельность?

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

У него проявляется инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

Для положительной мотивации поисковой деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • Внешние (новизна, необычность объекта);
  • Тайна, сюрприз;
  • Мотив помощи;
  • Познавательный мотив (почему так);
  • Ситуация выбора.

-метод моделирования. Использование метода моделирования позволяет создавать модель (в нашем случае – модели экологических объектов, экологических систем, моделей взаимосвязей и взаимодействия объектов и систем и др.) и исследовать их;                                                                                                                                 -проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций позволяет выдвигать и проверять множество идей и предложений, находить самостоятельно адекватное решение, что оказывает влияние на формирование чувства ответственности.                                                                                                           -наблюдение. Созерцание мира природы, его эстетическое восприятие порождают познавательный интерес к процессам развития и взаимодействия объектов природы, развивают аналитические способности, формируют навыки бережного отношения к природе.  

Для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности создана экологически развивающаяся среда. 

Организация и экологизация развивающей предметной среды.

1.Организация живого уголка природы (подбор видового состава растений и животных).

2.Для организации экспериментальной деятельности в нашей группе оборудован центр экспериментальной деятельности – маленькая лаборатория «Любознайка». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской, опытно-экспериментальной и поисковой деятельности, способствует формированию основ научного мировоззрения.                                                                                        В ней отведено место для работы с дидактическим материалом, место для оформления.

3.Организация и сбор демонстрационного материала, способствующего закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции, иллюстрации, альбомы и пр.).  Коллекции различных природных объектов: камней, минералов, песка и глины, почв, семян и плодов. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала и доступен детям.

4.Изготовление экологических игр, пособий, альбомов, макетов различных природных зон и пр.

5.Оборудование экологически функциональных зон групповой комнаты: обучения, коллекций, релаксации.

6.Организация «Экологической библиотечки».

7.Использование в повседневной деятельности «Полянки добрых  экологических дел».                                                                                                8.Часть исследований и экспериментов проводится на площадке для прогулок. Здесь дети учатся исследовать объекты живой природы непосредственно в открытом пространстве, проводятся опыты, связанные с живой и неживой природой.

В ходе работы в специально организованной среде, дети:

  • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
  • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
  • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
  • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
  • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
  • Применяют свои знания в жизни.                                                     Экологические занятия  как основная форма организации экологического воспитания

Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, объединены и систематизированы.

Вот основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения:

-занятия первично-ознакомительного типа

-углубленно-познавательного типа

- обобщающего типа

-комплексного типа.

Исследовательская  работа  на экологических занятиях позволяет активизировать  у детей познавательную деятельность, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к экологическим объектам, они бережнее относятся к предметам окружения, творчески подходят к решению исследовательских задач, улучшаются  взаимоотношения. 

Интеграция  с другими видами детской деятельности                                     Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.                                 Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Совершенно понятно, что экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.                                Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже очевидна. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.                                      Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.                                  Экологические работы. Вся   работа по формированию экологической культуры  в процессе поисковой деятельности организована по четко построенному плану, который связан  с  образовательной программой  и особенностями программы логопедической группы. Работая в группе с детьми с нарушениями речи,  большое внимание   уделяется продуктивной деятельности, т.к. ручной труд – это синхронность работы рук и глаз, средство развития речевого общения.                                                                                             Особое внимание в работе уделяется развитию мелкой моторики у детей (“пальцы помогают говорить и видеть”), диалогическому взаимодействию, речевому общению. Выполнение поделок, проведение опытов, упражнений на развитие мелкой моторики стимулируют действия зрительных, двигательных и речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии памяти, мышления, внимания, зрительных функций.                       Мониторинг.  В течение года с детьми проводилась работа по формированию экологической культуры  в процессе поисково-познавательной деятельности. Началась она с диагностики, с выявления отношения детей к природе и ее объектам. В специальной тетради фиксировались любые проявления ребят, их действия, как положительные, так и отрицательные.                                          Диагностирование выявило самое разное отношение детей к природе: и доброе, и злое, и безразличное, и неосознанное. Наличие любопытства у одних, и полное отсутствие интереса у других, активность и пассивность, агрессивность и милосердие.                           К концу года все дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Дошкольники стали обнаруживать сочувствие ко всему живому, проявлять чувство радости, хорошее настроение, активное доброжелательное поведение.                                                                                         В целом, если рассматривать данные мониторинга на начало и конец учебного года, можно отметить, что процент развития и усвоения экологических знаний и представлений  неизменно становится выше к концу года. Так, если в 2012-2013 учебном году процент усвоения экологических знаний повысился: в разделе «Живая природа» на 15,3%, в разделе «Неживая природа» на 12,4%. Уровень экологической культуры к концу года повысился на 50%.                                           В 2013-2014гг. брались данные на начало и середину учебного года. По разделу «Живая природа» усвоение экологических знаний повысилось на 17%, по  разделу «Неживая природа»- на13%. Уровень экологической культуры повысился в среднем на 47%.                          Были сделаны выводы, что результаты работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста зависят от нескольких факторов: количества детей в группе, количества детей в подгруппах по возрасту и в большей степени от индивидуальных особенностей развития, показателей их физического здоровья, уровня культуры семьи и пр.
Заключение .

  Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей – это работа, которая многогранна по своему содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Все начинается с детства, и все в детстве закладывается.  Наша задача осознать и приложить все силы к формированию нового поколения. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого педагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность

Основная задача экологического воспитания в детском саду – обеспечить ребенка занятиями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творением ума и рук челов...

Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость н...

"Формирование экологической культуры через экспериментальную деятельность дошкольников"

Консультация для родителей в рамках дня открытых дверей, состоявшегося 25.03.2017г. в ГБОУ Школа №809 дошкольное отделение....

Формирование экологической культуры через поисково-исследовательскую деятельность

Формирование экологической культуры через поисково-исследовательскую деятельность...

«Формирование экологической культуры посредствам экскурсионной деятельности».

Выступление на тему: «Формирование экологической культуры посредствам экскурсионной деятельности»....

Формирование экологической культуры посредством проектной деятельности

Экологическое воспитание – это воспитание в детях собственности, понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Важно, чтоб в процессе экологического воспитания приобретения знани...