В гостях у жителей подводного царства
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_zhitelei_podvodnogo_carstva.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 нетрадиционного познавательного занятия

по теме: «В гостях у жителей подводного царства»

вид занятия: занятие-путешествие, занятие сомнение

возраст детей 5-6 лет

Составитель:

Петренко О.Н

Программное содержание:

  • закрепить знания детей о внешнем виде рыбы и его строении;
  •  закрепить знания детей о морских обитателях осьминог, краб, морская звезда, морской конек, морская черепаха, медуза, выделять их характерные признаки
  •  познакомить с раннее неизученным морским обитателем – рыба камбала: внешний вид, способ передвижения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;
  •  довести до понимания детей знания о способах защиты от врагов, способах передвижения рыб;
  • расширять речевой словарь;
  • способствовать развитию познавательного интереса.

Материал: компьютерная установка, слайды, музыкальное сопровождение, модель-конограф «Морское дно и его разноцветные обитатели», емкость с водой, модель рыбы, витрина «Сухой аквариум» с обитателями моря, иллюстрации рыб.

Методические приемы: игровой прием, сюрпризный момент, использование различных видов наглядности, сюжетный рассказ, использование музыкального сопровождения и художественного слова, элементарный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирования, метод вопросов, метод экспериментирования и опытов,  элементы творчества и новизны, прогнозирование ситуации, эмоциональная насыщенность окружения.

Предшествующая работа:

  • подготовка детей: проведение цикла занятий, опытов, наблюдений, познавательных игр по ознакомлению детей с морскими обитателями, рассматривание иллюстраций, чтение соответствующих произведений, разучивание танцевальных номеров морской тематики;
  •  подготовка оборудования: подготовка слайдов, подбор стихотворений, запись фонограмм, изготовление модели «Морское дно», изготовление моделей рыб, выполненных и пластика и ковролина.

  Воспитатель и дети приветствуют гостей.

Воспитатель:  Сегодня мы отправляемся в увлекательное морское путешествие – опустимся на морское дно, мы исследуем глубины моря и узнаем о его обитателях.

Как вы думаете на чем можно опуститься на морское дно? (дети высказывают предположения)

Воспитатель выслушивает  ответы детей.

Воспитатель: (на экране слайд подводной  лодки) В подводное путешествие поплывем на большой подводной лодке. Время отправления 10 часов. Просьба занять свои места на подводной лодке. Лодка к погружению готова!

Все рассаживаются в лодке на ковре, и воспитатель дает команду к погружению. Лодка опускается все ниже и ниже, дети внимательно следят за погружением

«Смотрите внимательно!» На мониторе идет демонстрация подводного мира

Воспитатель объявляет: Подводная  лодка опустилась на морское дно. Мы готовы с вами  к путешествию по морскому дну.

Звучит музыкальное сопровождение. Появляется золотая рыбка (воспитатель)

Золотая рыбка: Я рада приветствовать Вас от имени жителей подводного царства и самого Подводного Царя. Я покажу Вам все богатства подводного мира и поведаю вам секреты морских обитателей. Хочу напомнить вам, что в царстве рыб всегда тишина, рыбы не любят большого шума и резких движений.

Я приглашаю вас на экскурсию по подводному царству.

Каких морских обитателей вы видите на экране? (демонстрация слайд на мониторе).

Ребята, что вы знаете об осьминоге, что   у него вместо рта, сколько щупальцев у осьминога (восемь) на щупальцах присоски, ВЫ знаете у осьминога есть сердце да при этом не одно, а три. Два глаза.

Ребята как зовут этого жителя подводного царства (краб), ребята кто может рассказать о его внешнем виде, у кого есть другие мнения, ребята кто знает прозвище краба, почему его так назвали (санитар), при помощи чего передвигается краб (клешни), для чего еще нужны клешни крабу?  

Ребята, а сейчас какой обитатель появился на экране (морская черепаха) кто хочет рассказать  об этом подводном жителе,

Ребята, что вы сможете рассказать об этом жителе моря (морском коньке), и на нем прокатиться наверно можно…

Ребята, а это что за житель такой моря, как его зовут (морская звезда)

Звезда, что в небе живет? А ну ка расскажите мне…

А вы узнаете эту рыбу

Это камбала. Посмотрите внимательно (демонстрация на мониторе с рассказом). Какая она ответы детей (плоская). Ребята, я вам расскажу и покажу как камбала умеет плавать ребром и плашмя, давайте вместе со мной попробуем продемонстрировать как камбала умеет плавать плашмя и ребром

Физкультминутка: Ребята, приложите правую ладошку к левой и плавными движениями плывите своей рыбкой вперед и назад, сначала ребром, а затем плашмя.  

У вас хорошо получается, а теперь повторяйте за мной танец «Движение камбалы».

Звучит музыкальное сопровождение.

Кто знает,  в каком положении рыба плавает быстрее? (дети высказывают предположение - гипотезы)

Я предлагаю вам самим проверить, кто из вас прав? Пойдемте за мной.

Опыт:

Детям предлагается тянуть в воде предмет листообразной формы плашмя и ребром. Дети приходят к выводу, что расположенный предмет ребром тянется легче.

Я тебе предлагаю попробовать камбалу тянуть сначала ребром, а затем плашмя, как она тянется легче, быстрее.

Золотая рыбка: Правильно, ребята значит, камбала плашмя быстро не плавает. В случаи опасности рыба поворачивается на ребро и плывет быстрее. Если камбале бегством спасаться трудно, то, что ей помогает обхитрить своих врагов? (дети затрудняются ответить).

Я открою вам секрет. Камбала маскируется под цвет дна. С одной стороны камбала имеет светлую окраску, а с другой темную. Эта окраска называется «маскировочной».

Демонстрация опыта «Маскировочный цвет камбалы»

Ребята, давайте на нашем дне найдем камбалу и попробуем ее замаскировать под наше дно.

А сейчас, найдите домики для других рыб.

Игра-моделирование «Найди рыбке домик» (детям на панно-модели морского дна необходимо разложить рыбок).

Ребята, Подводный царь приготовил для вас задание, и награду за выполнение, а мне поручил проконтролировать правильное выполнение. Подводный царь   приготовил наборы «Разрезных картинок» с морскими жителями и образцы заданий. Нужно собрать и назвать собранного морского жителя.

Дети выполняют задание.

Ребята вы правильно выполнили задание, и Награда ждет Вас. Ну а мне пора, до новых встреч в подводном царстве.

Золотая рыбка вручает сундук с подарками.

Воспитатель: Ребята, а нам  надо возвращаться назад, пройдемте в нашу подводную лодку.

Дети садятся в корабль. Звучит музыка и подводная лодка всплывает наверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жители подводного царства»

Продолжать формировать знания детей о подводном мире; учить детей передавать в аппликации не только форму, но и пластику предмета, и его характер с помощью мелких деталей. Упражнять в выполнении аппли...

Жители подводного царства.

Презентация к занятию по познавательному развитию старших дошкольников....

"В гостях у жителей подводного царства"

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим старших дошкольников с элементами сюжетно-ролевой игры....

Конспект НОД по экологическому воспитанию "В гостях у жителей Подводного Царства"

конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе...

Виртуальная экскурсия "В гостях у жителей подводного царства"

Виртуальная экскурсия в подготовительной группе на тему: « В гостях у жителей подводного царства»Цель: расширение представлений детей о жителях подводного мира-рыб.Задачи:Расширять знания ...