К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития
статья на тему

Гомзина Любовь Васильевна

В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gomzina_lv_statya_1.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития

Гомзина Л.В., воспитатель, МДОУ Д/с №17 к.в., Орел

Вопросы развития и коррекции познавательной деятельности детей с ЗПР, формирования у них общих знаний и умений традиционно привлекали внимание исследователей, в то время как проблема социального развития этих детей освящена в меньшей степени.

С формирования первоначальных представлений о себе начинается приобщение ребенка к социальному миру, построение его отношений со взрослыми и сверстниками. На основе представлений о себе ребенок начинает эффективнее оценивать свои возможности, понимать отношение к нему окружающих.

У детей с ЗПР отмечаются сложности в понимании и осмысливании событий собственной жизни, жизни окружающих, сложности в выстраивании взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми. Для того, чтобы ребенок научился легко адаптироваться к новым условиям, видеть и понимать человеческие чувства, переживания и поступки, более осознанно воспринимать и понимать события, явления и факты социальной действительности, необходима планомерная систематическая работа в данном направлении.

Нами было проведено изучение уровня социального развития детей, посещающих диагностико-коррекционную группу ДОУ. Было обследовано 14 детей с ЗПР ц/о генеза.

Диагностика уровня социального развития детей проводилась с помощью методики В.О. Скворцовой (2006).

Так, нам удалось выяснить, что дети с уровнем социального развития выше среднего составляют 21,4% (3 ребенка) от общего числа обследованных детей. Эти воспитанники охотно контактируют со взрослыми, успешно используют их помощь и действуют под их руководством; хорошо чувствуют себя в группе сверстников (независимо от размера этой группы), участвуют в совместной с детьми деятельности. Дети с данным уровнем социального развития способны контролировать свои импульсы, стремятся к улаживанию разногласий с детьми, они стремятся  к общению, знают о жизни своей семьи, детского сада, группы, а также общества за пределами семьи и ДОУ; эти воспитании способны использовать полученную информацию в своей деятельности.

Дошкольники со средним уровнем социального развития (35,75%, 5 детей) иногда склонны избегать взаимодействия со взрослыми и сверстниками, хотя в целом хорошо контактируют с ними. При этом они обычно предпочитают играть в малой группе и настороженно относятся к реализации чужого замысла (например, в  игре). Дети выражают свои чувства словами и улаживают разногласия со сверстниками; знания о жизни семьи и детского сада сочетаются у них с наличием представлений о жизни общества за их пределами.

В группе детей с низким уровнем социального развития (42,85%, 6 детей) нами согласно методике обследования были отнесены воспитанники, предпочитающие малые группы, неохотно идущие (или неумеющие идти) на контакт, такие дети редко могут выбрать себе занятие, затрудняются в участии в совместных играх; отношение со взрослыми у них хорошие, но отмечается избирательность в контактах. Дети данной группы не всегда контролируют свои импульсы, не умеют улаживать разногласия; представления о жизни своей семьи у них имеются, но знаний о жизни общества вне семьи и детского сада не сформированы.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что для детей с ЗПР характерны преимущественно низкий и средний уровни социального развития, что подтверждает важность организации специальной работы в данном направлении.

Следует добавить, что у детей, показавших низкий уровень социального развития, в семьях отмечаются различные неблагополучные факторы (низкий уровень общей и педагогической культуры родителей, неблагополучный психологический климат в семье, деформации семьи), а средний и выше среднего уровни имеют дети, семьи которых (в том числе неполные, малообеспеченные) заинтересованы в воспитании своего ребенка.

В настоящее время нами проводится работа по социальному развитию тетей в диагностико-коррекционной группе: в повседневной жизни детей в детском саду, в ходе специально организованных игр и упражнений, в процессе работы по развитию речи и формированию изобразительных и конструктивных умений, хозяйственно бытовых навыков, во время индивидуальной работы. Мы опираемся на раздел «Социальное воспитание» Программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и предложенную С.А. Козловой методику работы по приобщению дошкольников к социальному миру. Используются различные виды  деятельности: познавательные беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность, дидактические игры и упражнения, музыка, опыты и наблюдения; соблюдаются условия при организации и коррекции социального воздействия: эмоционально-личностный контакт со взрослым, усвоение детьми социального опыта в ходе общения со взрослыми; создание предпосылок к сотрудничеству; совершенствование навыков коллективной и совместной игровой деятельности; индивидуально дифференцированный подход в общении, систематичность и последовательность, повторяемость, концентричность, а также связь с жизнью и использование разнообразного материала.

Особое внимание уделяется работе с семьей.

Формирование у детей с ЗПР представлений о себе и социуме – необходимый элемент подготовки их к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество учителя-дефектолога с семьей в развитии коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.

из опыта работыСемья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации. Учиться жить по законам общества.Формирование коммуникативных спо...

Перспективное планирование занятий по социальному развитию детей с задержкой психического развития

Перспективный план составлен на три года обучения, содержание которого составляют занятия, дидактические упражнения. Для каждого занятия определены коррекционные задачи на развитие психических функций...

Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»

Задачи реализации  Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

В презентации рассматривается особенности всех сторон речи у детей с задержкой психического развития...

Особенности познавательного развития детей с задержкой психического развития.

              Консультация по коррекционной педагогике...

Консультация для педагогов. Тема: «Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития»

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют систе...