Главные вкладки

    Конспект ОД «Познание» и «Окружающий мир» для детей средней группы Тема: «Хлеб наше богатство»
    занимательные факты по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Ширяева Клавдия Ивановна
    Цели:
     
    Программные задачи:
    Обучающие задачи:
    Познакомить детей с процессом выращивания зерновых культур.
    Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.
    Познакомить с трудом земледельцев, хлеборобов.
    Познакомить с профессией пекаря.
    Развивающие задачи:
    Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
    Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
    Воспитательные задачи:
    Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
    Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
    Интеграция в образовательном процессе:
    Развитие познавательных и коммуникативных качеств, навыков художественное творчества, включение элементов трудового воспитания, социализации, зддоровьесбережение.
    Словарь:
    Трактор, комбайн, тракторист, комбайнер, пекарь, мельница, булочка, кунжут, мак, мягкое, пушистое, податливое, ароматный, аппетитный.
    Оборудование:
    Для педагога: ИКТ, презентация «Как растят хлеб», магнитофон, запись песен о хлебе, о пирожках, каравай, мука, влажные салфетки, мак, кунжут, яйца, венчик, кисточки для смазывания теста.
    Для детей: лоточек с землей, зерна, лейки, грабли, розетки на каждого ребенка, колосья, тесто, доски разделочные, влажные салфетки
    Предварительная работа:
    1.Знакомство детей с хлебобулочными изделиями.
    2. Знакомство с сельскохозяйственной техникой
    3. Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.
    4. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.
    5. Рассматривание зерна, чем они отличаются друг от друга.
    6. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.
    7. Экскурсии в булочные,  которые находятся вблизи д/сада, знакомство с работой продавцов хлебных магазинов.
    8. Практическая работа и наблюдения: проращивание зерна, условия его выращивания.
    9. Лепка из соленого теста.
    10. Д/ игры: «Разложи по порядку», «Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний
    11. Разучивание стихотворений о хлебе.
    12. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
     
     
     
     
    Ход занятия:
    Орг. момент
     (Звучит песня «Хлеб – всему голова». На фоне музыки в группу заходит пекарь).
    (Демонстрация слайда).
    Воспитатель: Посмотрите, какой красивый и ароматный я испекла для вас хлеб, он называется каравай (он круглый, красивый, похожий на солнце).
     -В нашей стране принято встречать гостей хлебом- солью, Вот таким караваем. (Приветствует детей караваем).
    Вот он, каравай душистый
    С хрупкой корочкой витой,
    Вот он мягкий, золотистый,
    Словно солнцем налитой!
    Воспитатель: Дети, вы знаете, как хлеб к нам пришел на стол? Из чего его пекут? А как мука получается? А как  хлеб в поле рос?  Да, вы много уже о хлебе  знаете, но сегодня мы еще раз об этом поговорим.
    Основная часть
    Воспитатель: Начнем мы с того, как хлеб выращивают.
    (Демонстрация слайда).
    Воспитатель: Ребята, что у вас лежит на тарелочках? (ОД: Зерна пшеницы).
    Воспитатель: Правильно. Это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они? Скажите, какой они формы, величины и цвета? (ОД: Маленькие, твердые, гладкие, по серединке бороздка, которая делит зерно как бы на две дольки.)
    Воспитатель: В каждом зернышке живет росток, а чтобы он проснулся и стал расти, зерна нужно посадить в землю. (Демонстрация слайда).
    Воспитатель: Вот, дети, у нас маленькое поле. Я сделаю грабельками бороздки, а вы разложите свои зернышки в эти бороздки. Молодцы. А сейчас я прикрою зернышки землей. Как вы думаете, что поможет нашим зернам прорости? (ОД: Солнце – свет и тепло, дождь – вода, влага.) (Демонстрация слайда).
    Воспитатель: Правильно, возьмите лейку и обильно полейте наш посев.
    Ребята, посмотрите, какие росточки появятся из зерен, а затем из росточков вырастут колосья. Посмотрите, как  много колосьев выросло на большом поле из ростков (обращает внимание детей на экран). Какое красивое золотое поле.
    А это наше маленькое поле останется у вас в группе. Вы будете за ним ухаживать, наблюдать. И не забывайте поливать.
    (Демонстрация слайда).
    Воспитатель: И у нас вырастут вот такие колосья. Ребята, я вам принесла колосья, которые выросли в прошлом году, летом. Посмотрите, колос состоит из стебелька ..., колоска в котором живут зерна ... и усиков.
    Вот какой колосок – «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят».
    А теперь, ребята, давайте соберем все колоски вместе. Вот какой получился сноп – это такой букет из колосьев.
     
     
    Переход.
    Воспитатель: Наше поле маленькое и засеяли мы его вручную сами. А большие поля в деревнях и селах помогает засевать и убирать урожай специальная техника. Давайте вспомним, какие машины помогают людям выращивать пшеницу.
    (Демонстрация слайда).
    Воспитатель: Посмотрите на экран, как называется эта машина (ОД: трактор). К нему можно прицепить плуг и борону. (слайд) Для чего нужны плуг и борона? (ОД) Поле вспахано. Теперь его нужно засеять зернами пшеницы. К нашему трактору нужно прицепить сеялку. В ней в специальные емкости насыпают зерно, а снизу оно постепенно, зернышко за зернышком высыпается в бороздки, когда трактор едет по полю. (слайд)
    Потом на поле появляются всходы, маленькие росточки, которые быстро растут и в конце лета превращаются в спелые колосья
    Их убирает специальная сельскохозяйственная техника: комбайн. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
    Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?
    Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку.
    Воспитатель: А куда доставляют муку?
    Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
    Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, где вымешивают тесто и выпекают его. А что дальше?
    Дети: Готовые изделия доставляют в магазины.
    Воспитатель: В магазине мы его и покупаем: булки, батоны, караваи……(показ слайда)
    Воспитатель: В магазине можно купить и другие изделия из муки: печенье, сухари, пряники, пироги, кексы, куличи, пирожное, торты – все эти мучные изделия. Многие мамы и бабушки любят печь пироги, блины, печенье и даже хлеб дома. И, наверное, самые вкусные пироги – это бабушкины… Или мамины? А может, сделанные своими руками?
     
    Практическая часть:
    Воспитатель: Вот и я предлагаю вам стать пекарями. Надевайте колпаки. Будем печь печенье. Затем испечем его на кухне. 
    Но сначала, я предлагаю поиграть в шуточную игру «Замесим тесто». Станьте поудобнее.
    Физкультурная минутка «Замесим тесто»
    Ой -ёй, без сомненья
    Мы печём с тобой  печенье
    /хлопки ладонями/
    Замешиваем тесто,
    А тесту в миске тесно
    /имитируют помешивание по кругу/
    Тесто выпало на стол,
    Тесто шлёпнулось на пол
    /присели/
    Тесто убежало,
    Начинай сначала.
    /лёгкий бег на месте/
     
    Затем воспитатель насыпает в миску муку и соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста. (можно приготовленного заранее) Каждый из детей делает печенье, раскатывая тесто и используя специальную формочку для вырезания (выдавливания) фигурки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, словесно поощряет деятельность детей. Затем дети украшают свое изделие.
    Воспитатель:  Наше печенье мы отнесем на кухню и попросим его испечь.
    Итоги
    Воспитатель: Мы свами узнали, что не сразу стали зерна, хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле. Много труда надо приложить, чтобы у людей был в доме хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Никогда не выбрасывай хлеб!
    Каждому знакомы мудрые слова: Хлеб – хозяин дома. Всему он - голова!
    А, чтобы повторить все, о чем мы говорили, мы с вами поиграем в игру: «Как мы хлеб растили»
    Приложение 
    Можно использовать дополнительно
     
     
    Ребята перед вами в мисках тесто, а на дощечке горстка муки. Разровняйте муку по дощечке. Какая мука на ощупь?
    Теперь возьмите кусочек теста, (какое оно? - мягкое нежное легко лепится), чтобы тесто не прилипало к рукам обваляйте его в муке и будем лепить булочки. (Дети по примеру воспитателя лепят булочки).
    Давайте смажем яйцом. Украсить свои булочки можно маком, кунжутом. Противень смазан маслом, чтобы булочки не подгорали.
     
    ПОСЛОВИЦЫ
     
    Без хлеба – нет обеда.
    Много света – много хлеба.
    Хлеб всегда надо доедать.
    Будет хлеб – будет и песня.
    Не трудиться – хлеба не добиться.
    Хлеб – всему голова.
    Хлеб – это сила, жизнь, здоровье.
    Без хлеба – нет обеда.
    Не шуба греет, а хлеб.
    Хлеб батюшка, вода матушка.
    Хлеб, соль и вода – крестьянская еда.
    Хлеб – достаток и богатство.
     
    Труд хлебороб, по – прежнему, очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
    СТИХИ:
    Отчего ты рожь золотая? -
    Ветерок спросил пролетая.
    А в ответ колоски шелестят,
    - Золотые руки растят.
    Хлеб ржаной, батоны булки,
    Не добудешь на прогулке
    Люди хлеб в полях лелеют,
    Свои силы не жалеют.
    Слава миру на Земле!
    Слава хлебу на столе!
    Слава тем, кто хлеб растил,
    Не жалел на это сил!
     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

    Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

    Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы

    Программное содержание: 1.     Учить  различать  и называть некоторые части тела насекомых (крылья, ножки, усики, голова и т.д.)2.     Дать представле...

    Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы: Тема: «Вода и ее свойства».

    Конспект открытого  занятия по окружающему миру для детей средней группы:                                  ...

    Конспект занятий в средней группе Тема: " Лес- наше богатство"

    Цель:- Расширить представления детей о лесе, приблизить детей к природе, лесу и его обитателей.- Формировать у детей представления о взаимосвязи леса и человека, растений и животных, их пищевой зависи...

    Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы Тема: «Здоровье наше-дороже богатства!»

    Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группыТема: «Здоровье наше-дороже богатства!»...