Конспект по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Гилязиева Гульназ Нургаяновна

Программное содержание:

1.     Учить  различать  и называть некоторые части тела насекомых (крылья, ножки, усики, голова и т.д.)

2.     Дать представление об изменениях в жизни насекомых в разное время года.

3.     Закрепить основные цвета (красный, черный, зеленый, желтый).

4.     Продолжать развивать у детей интерес к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

5.     Воспитывать в детях эмоциональное отношение к насекомым.

 

Словарная работа: пополнить словарный запас детей (пчела – летает, собирает; кузнечик, сверчок – прыгает; божья коровка – дарит радость; бабочка  - создает красоту).  Активизация словаря: вспячка, зарываются.

 

Оборудование: бревно (скамейка), галстук для машиниста, костюм лесовика, посох, магнитофон, кассета с записью, бубенчик, корзинка, мяч.

 

Оформление группы: Осенний лес.

 

Демонстрационный материал: картинки насекомых, игрушки насекомых, осенний лес, маски насекомых.

 

Раздаточный материал: маски, орехи.

 

Предварительная работа воспитателя:

1.     Наблюдение на участке насекомых во время прогулки в летне-осенний период.

2.     Чтение художественной литературы: «Про меня и муравья» В. Степанов, «Лето» А.Берлова, «Муха-цохатуха», «Тараканище» К.Чуковский.

3.     Рассматривание иллюстраций. Журнал «Природа вокруг тебя»-прыгучий певец.

4.     Подвижная игра «Жучки» С.Я.Лайзане.

5.     Подвижная игра с мячом «Назови насекомых».

 

Индивидуальная работа: побуждать малоактивных детей (Никиту, Колю) совместно с детьми участвовать в играх (физ. минутках). Учить детей громко отвечать на вопросы (Вику, Сашу).

 

Структура занятия:

1.     Поездка детей в лес на паровозике.

2.Сюрпризный момент (лесовичок, корзинка с орехами).

3.Беседа о насекомых.

4.Дыхательная гимнастика.

5.Физкультминутки.

6.Поощрение.

7.Итог занятия и возвращение детей в группу.

8.Словарная работа: летает, прыгает, собирает, красота.

 

Ход занятия:

 

(Дети находятся в музыкальном зале).

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Добрый день и вам гости дорогие! Мы с ребятами сегодня отправляемся в путешествие в осенний лес и вас приглашаем вместе с нами. Путешествовать, мы отправимся на паровозе. Ой, у нас нет машиниста (выбирают машиниста, он одевает галстук, дети (вагончики) держаться за плечи друг друга).

Воспитатель: Гудок (свисток, под музыку передвигаются).

Воспитатель: Гудок (свисток). Вот - мы и приехали в осенний лес! (Высаживаются из вагона). Антон, какое сейчас время года?

Антон: Осень.

Воспитатель: Скажи Аделина что происходит осенью?

Аделина: Листья падают, деревья голые.

Глеб: Ветер дует, холодно.

Коля: Птицы улетают в теплые края.

Никита: Люди одеваются в теплую одежду.

Вика: Идут дожди, небо хмурое, солнце греет слабо.

Инесса: Все кругом пожелтело и т.д.

(Подводит детей к поляне).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы устали, давайте присядем на бревнышко закроем глаза и послушаем шум леса, как качаются деревья, пение птиц, крики животных. Как хорошо в осеннем лесу! Подышали носиком (принюхиваются - дыхательная гимнастика). 

Сюрпризный момент:  Лесовичок: Это что за гости в лес к нам пожаловали?

Воспитатель: Это мы ребята с детского сада! Пришли посмотреть на красоту осеннего леса. А ты кто такой?

Лесовичок: Я Лесовик, хозяин леса! Я смотрю за всем, что здесь происходит! Куда летят птицы, как звери готовятся к зиме, куда прячутся насекомые. А вы ребята знаете насекомых?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята давайте расскажем, каких насекомых мы знаем.

Дети: Да.

Лесовичок: (показ иллюстрации). Кто это!

Дети: Пчела.     

Воспитатель: Что она делает!

Дети: Летает, собирает.

Воспитатель: Что у пчелки есть?

Дети: Крылья, ножки, жало.

Воспитатель: Как она жужжит?

Дети: Ж-ж-ж, (изображают и произносят звук ж).

Лесовичок: (показ иллюстрации). Кто это!

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Красного цвета, черные точки.

Воспитатель: А что у нее есть?

Дети: Крылья, усики, ножки.

Лесовичок: (показ иллюстрации). Кто это!

Дети: Кузнечик.     

Воспитатель: А что делает кузнечик?

Дети: Прыгает.

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: А что у нее есть?

Дети: Длинные усики, ножки.

Лесовичок: (показ иллюстрации). Кто это!

Дети: Бабочка.

Воспитатель: А что делает бабочка?

Дети: Порхает крыльями, собирает нектар.

Воспитатель: Что у нее есть?

Дети: Ножки,  усики, узоры.

(Воспитатель предлагает поиграть подвижную игру «Жучки»). - 2-3р.

Лесовичок: А я хочу поиграть с вами в свою игру с мячом «Назови насекомых». (После игры).

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим еще остальных насекомых (блоха, стрекоза, паук, муха, майский и колорадский жук, комар, гусеница, муравей и т.д.).

Лесовичок: Молодцы ребята! Теперь я знаю, что вы все знаете о насекомых.

А еще я хочу вам рассказать о том, как ведут себя насекомые осенью. Солдатики – прячутся под кору деревьев; жуки, муравьи – зарываются в землю, строят муравейники; мухи, бабочки, пчелы – впадают вспячку, потому что на улице становится очень холодно и они могут погибнуть.

Воспитатель: А вы запомнили ребята! Что осенью делают бабочки и пчелы?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте еще раз мы повторим это неизвестное для нас слово: вспячка. Молодцы! Куда прячутся муравьи, жуки Аделина?

Аделина: Зарываются в землю.

Воспитатель: Давайте еще раз мы повторим это неизвестное для нас слово: зарываются. Молодцы!  Ребята, а как вы считаете надо беречь насекомых?

Дети: Да!

Воспитатель: А зачем мы их должны беречь?

Дети: Они приносят пользу.

Воспитатель: А какую?

Дети: Пчела приносит мед, чтобы люди не болели.

Воспитатель: Хорошо. А божья коровка?

Дети: Они уничтожают тлю.

Воспитатель: Молодцы! А скажите, пожалуйста, про бабочку?

Дети: Поднимают настроение, создают красоту в природе.

Воспитатель: Хорошо, ребята! А не могли бы вы мне подсказать, какую пользу приносят пауки.

Дети: Плетут паутину, питаются вредными насекомыми.

Воспитатель: Умницы ребята! Данил составь, пожалуйста, рассказ про бабочку?

Данил: Это бабочка. Она летает. Собирает нектар.

Воспитатель: Хорошо Данил. Коля составь рассказ про пчелу?

Коля: Это пчела. Она летает. У нее есть жало. Она жужжит. Дает мед.

Воспитатель: Хорошо Коля.

Лесовичок: Молодцы, ребята! А еще у меня есть для вас сюрприз (корзинка с орехами), дары леса. Ешьте на здоровье и не болейте! А теперь мне пора идти  дальше! Да новых встреч! До свидания!

Воспитатель: Ребята давайте скажем Лесовичку спасибо и до свиданья!

Дети: Спасибо! До свидания!

Воспитатель: Подведение итогов, что нового узнали на занятии. (ответы детей).

Воспитатель: А теперь нам ребята пора в детский сад, быстренько садимся на паровозик и возвращаемся в группу. Гудок (свисток). Приехали!

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в средней группе по теме «Осень» Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень».

Цель: формирование знаний о признаках осениЗадачи:· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.· развивать речь, познавательную активность· воспитывать любовь к окружающему мируДемонстр...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»

Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с круговоротом в...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: « В мире игрушек»

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема:  « В мире игрушек»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В мире стекла».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В мире стекла».Задачи: познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хруп...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире стекла"...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Космос» в средней группе

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миромСафина Н.Н., воспитатель МДОУ «Детский сад № 109»Тема: «Космос»Возраст: 4-5 летЦель: Дать детям общее представление о космосе: Со...