Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе тема: «В мире облаков»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Марару Татьяна Васильевна

Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с круговоротом воды в природе: дать представления о процессе образования облаков и дождя с помощью опытов; познакомить с видами облаков (кучевые, слоистые, перистые).

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к явлениям природы; воображение; вызвать желание фантазировать.
  • закрепить умение отвечать на вопросы; поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру детей
  • умение работать в коллективе, договариваться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

тема: «В мире облаков»

Цель:формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе через поисково – познавательную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с круговоротом воды в природе: дать представления о процессе образования облаков и дождя с помощью опытов; познакомить с видами облаков (кучевые, слоистые, перистые).

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к явлениям природы; воображение; вызвать желание фантазировать.
  • закрепить умение отвечать на вопросы; поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру детей
  • умение работать в коллективе, договариваться.

Предварительная работа: наблюдения за небом, облаками на прогулке, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, загадок; проведение опытов с водой; просмотр познавательных мультфильмов о свойствах воды.

Словарная работа: водяной пар; испарение;осадки; кучевые, перистые, слоистые облака.

Материалы и оборудование: схема «Круговорот воды в природе»; рамка-определитель типов облаков; электрочайник с водой, тарелка, кубики льда.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас в гостях старая знакомая. Угадайте, кто это?

Загадка:    Зонтик буду я держать,
И стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Что же падает опять?(капля воды)

В-ль: Да, это Капелька.

А  вот еще одна загадка:

«Белая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе».(Облако)

Ребята, вы помните, на чем катались герои мультфильма «Трям, здравствуйте!»? (на облаках). А в настоящей жизни можно покататься на облаках? А потрогать их руками?

А вам бы хотелось?

В-ль:На самом деле, облако мы не можем потрогать, но понять, как оно образуется, мы можем опытным путем.

Перед проведением опыта - инструктаж по технике безопасности.

В-ль: Вскипятим воду в чайнике. Из носика чайника что идет? (пар).

Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду. Оказывается, что при нагревании вода из жидкости превращается в газ – водяной пар. Этот процесс называется испарением.

Куда пар устремляется? (вверх).

Возьмем тарелочку и поместим в нее кусочки льда. Потрогайте дно тарелки, какое оно? (холодное). Поставим на пути горячего пара преграду в виде тарелочки со льдом. Что вы видите? (капельки воды). Откуда они взялись? (горячий пар достиг дна холодной тарелки и превратился в капли воды).

Делаем вывод: пар состоит из множества мельчайших капелек воды. Пар охлаждаясь, превращается в жидкие капли воды.

Так и в природе происходит: нагреваясь на солнце, вода с поверхности  рек, озер, морей испаряется. Все живые существа (люди, животные) тоже выдыхают в воздух водяной пар. Влага испаряется также с листьев растений. Водяной пар поднимается вверх и постепенно остывает, потому что воздух наверху холоднее, чем у поверхности земли. Остывший водяной пар превращается в капельки воды, из которых образуются облака. Мелкие капельки постепенно соединяются друг с другом и становятся все крупнее. Когда капли оказываются слишком тяжелыми, вода проливается на землю дождем и стекает в реки, озера, моря. И этот процесс непрерывен. Называется он «Круговорот воды в природе».

Вывод: Облака — это капельки воды, которые при нагревании солнечными лучами превратились в пар и поднялись вверх.

Подвижная игра «Облака и ветер»

Выбирается «ветер», остальные дети — «облака».

На слова ведущего «Ветер спит в своей постельке и не слышит ничего. Облака гуляют мирно, в небе чисто и светло». «Ветер» сидит на стульчике, закрыв глаза, а «облака» передвигаются легким бегом на носочках. На слова «Облака попарно сбились и в кого-то превратились», «облака» соединяются в пары и изображают какой-то образ. На слова «Ветер выспался, проснулся, для разминки потянулся. Посмотрел на облака, удивился он слегка», «ветер» гуляет между скульптурными образами, рассматривает их, пытается угадать, кого изобразили дети; дети называют свой образ. После слов «Ветер силу набирает, облака все разгоняет. Направленье посмотри и от ветра убеги», «облака» должны посмотреть на «ветер», который флажком или султанчиком указывает направление, в эту сторону они убегают, а «ветер» их салит. Направления меняются.

Давайте подойдём к окну и посмотрим на небо, есть ли сегодня облака?

Вопросы:

  • Какие они? какого цвета? Какие по размеру? (ответы детей).
  • Стоят на месте или подвижные?
  • На кого они похожи? 
  • Можно найти два одинаковых облака? (нет, они постоянно меняют свою форму)

В-ль: Все облака разные. Их внешний вид зависит от того, как быстро они образуются, и сколько  в них содержится воды.

Показ картинки кучевых облаков

Эти облака называются кучевыми. Что они вам напоминают? (белую  вату, взбитую пену). Они образуются высоко в небе при теплой солнечной погоде.

Показ картинки слоистых облаков

Это слоистые облака. Как они выглядят?  (слоями). Они образуют низкие плотные слои и затеняют солнечный свет.

Показ картинки перистых облаков

А это перистые облака, образуются высоко в небе. Почему их так назвали, как вы думаете?  (они напоминают перышки). 

Итог: Что вы узнали нового? Что вам понравилось больше всего и что запомнилось? Вы хотели бы продолжить наблюдение за облаками? Я предлагаю вам это сделать на прогулке. Для этого нам понадобятся вот эти «ловцы облаков» (показ экрана для определения облаков и краткое объяснение как им пользоваться)