«Невидимка вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Войтович Надежда Николаевна

Занятие по познавательному развитию (ребенок и мир природы) в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevidimka_vokrug_nas.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Невидимка вокруг нас.

Занятие по познавательному развитию (ребенок и мир природы) в подготовительной группе.

      Цель: расширять знания детей о воздухе и воде; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; прививать бережное отношение к окружающей среде.

Задачи:

  • Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха; 

Активизация словаря: бесцветный, не имеет объема, кислород.

Предварительная работа: наблюдения на улице, экологические игры, чтение художественной литературы.

Материалы к занятию: 2 стакана (с водой и пустой), листы картона на каждого ребенка, банка с крышкой, свеча, 2 мячика, целлофановый пакет.
Презентация «Невидимка воздух»: слайды  с изображением дома-природы, обычного дома, схемы – модели  свойств воздуха.

ХОД ЗАНЯТИЯ
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие « Невидимка вокруг нас».
- Кто же такой этот невидимка? Вот послушайте загадку:
                      Через нос проходит в грудь
                       И обратный держит путь
                      Он невидим и все  же
                      Без него мы жить не можем.     (Воздух)
- Да, конечно! Это воздух. Но сначала, ребята, давайте посмотрим  на изображения  дома-природы и обычного дома. (дети сравнивают)

- Подумайте и скажите, какая бывает природа? (живая и неживая).
- Назовите мне, что относится к живой природе? (ответы детей) к неживой природе (ответы детей).

 -А кто мне ответит, чего больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы,  самолеты. Догадались?

- Да, это воздушный океан. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.  Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ребята, скажите, без чего человек не может жить? (ответы детей)
- Хорошо, а вот без воздуха человек может прожить самое большее 5 минут.

 Вы согласны со мной? Давайте проведем такой опыт. Результаты наших исследований мы будем выставлять в виде схем.

1 опыт:
Закрыли рот, двумя пальчиками зажали нос, т.е. мы не дышим .

- Чего нам не хватает?
- Хорошо ли нам без воздуха?
- Почему? (ответы детей)
-  Сделаем вывод: человек не может жить без воздуха, ведь все живое дышит,  ставим значок в табличке.

2 опыт:
Нужно взять две свечки, одна в банке, закрыта крышкой, другая просто на блюдце и  зажечь  их. Посмотрите, что получается? Почему это произошло? (ответы детей).
В банке свеча гаснет, потому что кончился кислород и образовался углекислый газ, а  снаружи свеча продолжает гореть. Вот так и люди без воздуха не могут жить.
- Скажите дети, а имеет ли человек запас воздуха? ( нет)
- А как можно запастись  воздухом? (ответы детей)
- Давайте проведем опыт, сделаем запас воздуха.

3 опыт:
Посмотрите дети, у меня в руках мячи (один упругий, другой мягкий). Где больше воздуха? (ответы детей) 
-  Давайте сами сделаем запас воздуха (надуваем пакеты) Молодцы. А где
  можно еще встретить запас воздуха? ( шины, надувные лодки, шары и т.д.)
  Какой же вывод можно сделать? (воздух не имеет объема). Ставим значок в табличке.
- Ребята, скажите, откуда берется воздух? (ответы детей). Верно, растения выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. Ведь воздух – это смесь газов.  Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. А для того чтобы воздух был чистым, мы что  должны  делать?
 
Больше сажать растений, ставить фильтры на машины и трубы заводов. (Принимаются все высказанные детьми гипотезы, и делается общий вывод). 
- Ребята, скажите пожалуйста,  а можно ли увидеть воздух?(нельзя)
- Почему? (он бесцветный, прозрачный)
- Правильно! У воздуха нет цвета, он бесцветный. Давайте, поставим следующий значок в табличке.

 Скажите дети, как правильно нужно дышать? (носом)

- Верно, молодцы!

- А сейчас давайте поиграем и отдохнем.
Физкультурная минутка.

Ветер веет над полями,              (дети плавно качают руками над головой)

И качается трава.

Облако плывет над нами,                (потягивания – руки вверх)

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит           (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)        

Наклоняются колосья –

 Вправо- влево, назад-вперед,

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,                    (ходьба на месте)

Там немного отдохнем                     (дети садятся)    

     

- Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей) Давайте проверим.

4 опыт:
Дети закрывают глаза, воспитатель подносит к носу каждого ребенка баночку с апельсином и с чесноком. Затем спрашивает,  какой запах они почувствовали, какой больше понравился (ответы детей).
- Правильно, ребята. Плоды  выделяют эфирные масла, которые имеют запах. А воздух пахнет? (ответы детей) Ставим следующий значок в табличке.
 Скажите, пожалуйста,  что тяжелее, воздух или вода? (ответы детей) Вот сейчас мы с вами это и проверим.

5 опыт:
2 стаканчика ( один с  водой, второй пустой)
- Скажите, какой из стаканов  легче? (ответы детей)
- А сейчас возьмите трубочки и подуйте в стакан где вода, что мы видим? (ответы детей)
Двум   детям в стакан добавить немного шампуни.
- Да, это воздух, он сразу выходит. Почему? (ответы детей) Воздух легче воды.
- Все мы очень любим пускать мыльные пузыри.  Послушайте стихотворение        С. Маршака  «Мыльные пузыри».

Воды обыкновенной

В стаканчик набери -

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри.

Соломинку простую

Сейчас возьму я в рот,

Воды в нее втяну я,

Потом слегка подую

В соломинку - и вот,

Сияя гладкой пленкой,

Растягиваясь вширь,

Выходит нежный, тонкий,

Раскрашенный пузырь.

Горит, как хвост павлиний.

Каких цветов в нем нет!

Лиловый, красный, синий,

Зеленый, желтый цвет.

Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто

Сверкают зеркала.

Огнями на просторе

Играет легкий шар.

То в нем синеет море,

То в нем горит пожар.

Он, воздухом надутый,

По воздуху плывет,

Но и одной минуты

На свете не живет.

Нарядный, разноцветный,

Он лопнул навсегда,

Расплылся незаметно,

Растаял без следа.

А был такой надменный,

Заносчивый такой!

Хвалился, что из пены

Родился он морской.

В нем столько красок было,

Была такая спесь,

А он - воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Его я не жалею...

По правде говоря,

Стихи о нем длиннее

Всей жизни пузыря!

 Ставим следующий значок в табличке.
- Ребята, а как вы думаете, воздух может двигаться? (ответы детей)

6 опыт:
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? 
(мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком картона  на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

- Ребята, какой можно сделать вывод. (ответы детей) Воздух двигается. Ставим следующий значок. Хорошо.
- А теперь давайте посмотрим, что же у нас получилось за табличка.

Все живое дышит

Не имеет объема

Бесцветный прозрачный

Не имеет запаха

Легче воды

Двигается

                                                    ВОЗДУХ

  
- Вот мы и составили с вами модель свойств воздуха. Молодцы, ребята!
- Я приготовила вам небольшой сюрприз. Давайте послушаем как шумит воздух, когда хочет выйти из воды (воспитатель открывает лимонад).

-   Кто может рассказать как он шумит?(ответы детей)

Итог занятия.

- О чем мы сегодня говорили на занятии?(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

проект "Невидимка вокруг нас"

Презентация показывает опытно-исследовательскую деятельность по направлению "Экологическое воспитание" в подготовительной группе...

Проект Невидимки вокруг нас

Проект Невидимки вокруг нас...

Целевая прогулка «Невидимка вокруг нас». (Наблюдение за ветром)

Занятие направленно на выполнение следующих задач:Уточнить и расширить знания детей о природном явлении «ветер», влияние на жизнь живых организмов и человека (перенос пыльцы, ветряные мель...

Познавательно - исследовательский проект "Невидимка вокруг нас"

Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проективной деятельности в образовательном процессе помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс  восп...