Дикие животные нашего края
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ильгинова Ирина Владимировна

Занятия знакомит детей с дикими животными Кемеровской области,с интересными фактами из жизни животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_nashego_kraya.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Дикие животные нашего края

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных.

Задачи: Закрепить названия диких животных и их детенышей. Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области. Воспитывать любознательность. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным. Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.
  • Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;
  • Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).
  • Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В.Степанов “Как живете? Что жуете?”, И. Токмакова “Медведь”, А. Блок “Зайчик”.
  • Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.
  • Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.
  • Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня я хочу  продолжить   разговор о диких животных. ( раздается стук в дверь, заходит «медведь», воспитатель.

Медведь: Здравствуйте ребята.

Воспитатель вместе с детьми, Здравствуй мишка!  Мишка мы с ребятами  знаем, что ты сейчас должен готовиться к зимней спячке.

Медведь: Да! Но у меня есть неотложное дело. Сорока по всему лесу трещит, что ребята ничего не знают о диких животных. Мы в лесу с животными решили вам помочь вот я, и пришел к вам в гости.

Воспитатель: Мишка мы, конечно не все еще знаем про животных, но мы же учимся.

Медведь: Вот и хорошо.  Я приготовил  загадки, буду загадывать,  вы должны угадать, о каком животном идет речь. (по мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).

Загадки

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, 
Для зимы другого цвета. 
(Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…
(Белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? 
(Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. 
(Ёж)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? 
(Волк)

Сделал дыру, вырыл нору. 
Солнце сияет, а он и не знает. 
(Крот)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. 
(Медведь)

Серенькая, маленькая, 
хвост как шило. 
(Мышь)

С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,  
знайте, дети, это…
(Лось).

Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … 
(Кабан).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Медведь: – Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

– О животных.

Воспитатель: – Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

Медведь: Ребята я предлагаю поиграть в игру «Волшебный мячик». (дети становятся в круг, мишка задает вопросы. Отвечая на вопрос,  дети передают друг другу, волшебны мяч. Правила игры. говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

Рассказы детей о диких животных.

Вопросы:

  • Название животного.
  • Что умеет делать?
  • Чем питается?
  • Как называют его детёнышей?
  • Как называется его жилище?
  • Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.

Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться.

Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Воспитатель: Сейчас я хочу рассказать о животных нашей Кемеровской области ребятам и тебе «Мишка» (Во время рассказывания воспитатель показывает слайды.

« Презентация Дикие животные Кемеровской области».

Воспитатель: Сегодня на занятии пойдёт разговор о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях, о животных, которые обитали в нашей Кемеровской области много миллионов лет назад, какими они были.

В Кемеровской области из крупных диких животных обитают лось и марал, косуля сибирская и северный олень. Из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, рысь и рассомаха. Есть в нашей области место на берегу реки Кии – единственное в нашей стране “кладбище динозавров”. В окрестностях села Шестаково на правом берегу реки под землёй сокрыто огромное количество костей животных, населявших землю более 130 миллионов лет назад. Здесь был найден скелет динозавра, которого нарекли “пситтакозавр сибирикус”. Это небольшой двухметровый динозавр с необычной формой головы и клювом, как у попугая. Пятьдесят миллионов лет назад климат Сибири был значительно теплее, и растительность резко отличалась от современной. Вместо тайги простирались теплолюбивые леса из бука, ольхи, липы, клена, дуба и грецкого ореха. Лиственные леса шумели даже там, где сейчас простирается тундра. В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн!

Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. 
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. 
“Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, 
Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, 
Потянуться.
Обязательно зевнуть, 
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. 
Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть 
Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. 
Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, 
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, 
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе 
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – 
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Воспитатель:  Ну что Мишка теперь ты убедился, что ребята наши много знают о диких животных.

Медведь: Мне очень понравилось ваше занятия, я и сам много узнал о диких животных, которые жили много лет назад, пойду  я в лес и расскажу своим друзьям, все что знаю. До свидания ребята. Ой, чуть не забыл я же принес вам гостинец, бочонок меда. (медведь уходит).

Воспитатель:

– Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”. Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель.

(В конце занятия можно детей угостить медом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края»  в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...

Дикие животные нашего края

Конспект занятий по экологическому воспитанию в старшей группе...

Презентация "Дикие животные нашего края"

Презентация для работы с детьми по ознакомлению с окружающим...

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»  Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме  «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...