Главные вкладки

    конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Пенькова Елена Алексеевна

     

    Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края»  в старшей - подготовительной группе

     

    Цели занятия:

    • Закреплять знания о диких животных и их жилищах.

     • Расширять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные».

     • Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, навыки образования существительных во множественном числе,  закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

     • Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности.

     

    Оборудование и материалы:

    Мультимедийная установка; презентация по теме «Дикие животные нашего края» (дидактические  игры «Один-много», «Назови детеныша», «Четвертый лишний», «Кто где живет»);  корзиночка с орехами; карточки с заданиями. 

    Лексический материал:

    — имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;

     — имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, заячьи, волчье, косолапый;

     — глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

     

                                                        Ход занятия:

    1.Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто?

    По деревьям скок-скок,

     Да орешки щелк-щелк.

    Дети. К нам пришла белка.

    ( После каждого ответа воспитатель показывает изображение животного).

     В.: А как вы догадались?

     Дети. Белка питается орехами.

    В.: Белка какая? ( Она быстрая, шустрая,…)

    В.: Ходит летом косолапо,

     А зимой сосет он лапу.

     Дети. Медведь.

     В.: А как вы понимаете слово косолапо?

     Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, не точны.

     Воспитатель поясняет: «Ходить косолапо — ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

    В.: Медведь какой? (бурый, огромный, лохматый,…)

    В.: Рыжая, хитрая, кур крадет.

    Дети. Лиса.

     В.: А что значит хитрая?

     Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).

    В.: Лиса еще какая? (ловкая, быстрая, красивая,…)

    В.: Ползун ползет,

     Иголки на себе везет.

     Дети. Ежик.

     В.: А что вы еще можете сказать о еже?

     Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.

    В.: Еж что делает? (ответы детей)

    В.: Длинное ухо, комочек пуха,

     Прыгает ловко, любит морковку.

     Дети. Заяц.

     В.: А что еще можно сказать о зайце?

     Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

    В.: Заяц что делает? (ответы детей).

    В.: Кто зимой холодной

     Ходит злой, голодный?

     Дети. Волк.

    В.: Волк что делает? (ответы детей)

    2.Проведение игры «Один-много»

    Одна лиса – много …лис

    Один Заяц — много…зайцев.

    Один Медведь — много…медведей

    Один Волк — много …волков

    Один Еж – много… ежей

    Одна белка – много…белок

    3. «Назови детеныша»

    У лисы — лисенок. У белки — бельчонок. У волка – волчонок. У медведя – медвежонок. У ежа – ежонок. У зайца-зайчонок.

    4. « Четвертый лишний»

    Назовите лишнее животное и объясните почему.

    1. Корова – волк – лиса – медведь.

     2. Лиса – верблюд – волк – медведь.

     3. Волк – лиса- петух – еж.

     4. Лиса – медведь – волк – морж.

    5. «Скажи наоборот»

    Медведь большой, а заяц… У волка хвост длинный, а у ежа… Белка слабая, а волк… Лиса ловкая, а медведь…

    6. Игра «Путаница».Составьте предложение:


    1. Бежит, поляна, заяц, по.

    2. Рыщет, лес, волк, по, голодный.

    3. Спина, еж, на, гриб, несет.

    4. Заяц, на, охотится, лиса.

    5. Грызет, дупло, в, белка, орехи.


    В.:  Молодцы, справились с заданием.  Посмотрите на картинки, которые появились на экране. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

     Дети. Звери. Дикие животные.

     В.: Почему этих животных называют дикими?

     Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

    В.: Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?

     Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Воспитатель поясняет: «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим на экране.

    ( Звучит музыка).

    В.: Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать.

     На улице весна. Тепло.  Мы надели резиновые сапоги и отправились  в лес на прогулку. В лесу тихо.  На   земле появилась зеленая травка, на деревьях - зеленые листочки. По лесу раздается пение птиц. И это так красиво. Теперь, дети, откроем глаза.

     Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?

     Дети.  Тут тихо.. На деревьях птички. В дупле сидит белка.

     В.: Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом? Дети. Белкин дом называется дуплом.

     В.: Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?

     Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.

     В.: Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. Белочка поделилась с нами своими запасами.

     В.: Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.

      Давайте поиграем с орехами.

                                                      «ОРЕХИ»


    Мы научимся орехи

     Между пальцами катать

     Это в школе нам поможет

     Буквы разные писать.


    Катание ореха круговыми движениями; перекладывание ореха из одной руки в другую.

    У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи  в корзиночку и оставьте их белке. А кто знает стихотворение про белку?


    От сосны до елки - скок!

    Белка делает прыжок.

    От сучка к сучку стремится,

    Словно мячик или птица.

    А в сосне дупло с секретом:

    В нем запас хранится с лета.

     

    Там орешки и грибочки,

    Даже есть сухие почки

    И бельчатам-малышам

    Те продукты по душам.

    Белка их достанет -

    Угощать всех станет


    Ребята, посмотрите, что это?

     Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы.

     В.: Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.

     Дети хором и индивидуально произносят предложение.

    В.: Кто знает стихотворение лису?


    Папа – лис, лисица – мама,

    Дом – нора у них, не яма.

    Там темно и тесновато,

    Но зато всегда лисята

    В безопасности резвятся,

    Деткам некого боятся.

    Если страшно детворе,

    Быстро спрячутся в норе.


     

    А как называется жилище медведя? Дети. Берлога.

     В.: Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?

     Дети показывают на большой «сугроб».

     Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге.

    В.: А кто знает стихотворение про медведя?


    Спит зимою великан

    В тепленькой берлоге.

    Ждет весеннего тепла

    И расцвет природы.

    Косолапый очень ловкий,

    Любит рыбку половить.

    Чтобы мед отведать сладкий

    Может улей разорить.

    Что за зверь? Скорей ответь.

    Этот великан...медведь.


     

    А кто еще спит зимой? Дети. Еж.

     В.: А какое жилище у ежа? Дети. Он спит в листьях.

     В.: Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.

    В.: А кто знает стихотворение про ежа?


    Хитрый ёжик-чудачок

    Сшил колючий пиджачок:

    Сто булавок на груди,

    Сто иголок позади.

    Ходит ёж в саду по травке,

    Натыкает на булавки

    Грушу, сливу - всякий плод,

    Что под деревом найдёт,

    И с подарочком богатым

    Возвращается к ежатам.




    А сейчас посмотрите, что это за следы?

     Дети. Это следы зайца.

    Физминутка.

    В.: Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков.

     Дети надевают шапочки с ушками.

    Зайка.


    Зайка серенький сидит

     И ушами шевелит.

     Зайке холодно сидеть

     Нужно лапочки погреть

     Лапки вверх – лапки вниз

     На носочки поднимись

     Лапки ставим на бочок

     На носочках скок-скок-скок

     Топай правою ногой

     Топай левою ногой

     Снова правою ногой

     Снова левою ногой


     А теперь вприсядку , чтобы не мерзли лапки.


    В.: Как вы думаете, где заяц? Почему он не в своем жилище.

     Дети. Заяц убежал. Он всех боится. За ним охотятся. У него нет дома.

     В.: Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. Давайте уйдем от этого кустика. Может быть, заяц нас испугался и поэтому убежал.

    В.: А кто знает стихотворение про зайца?


    Длинноухий очень ловко

    По утрам грызет морковку.

    Он от волка и лисы

    Быстро прячется в кусты.

    Кто такой он, этот серый,

    Что несется кувырком?

    Летом сер, зимою - белый,

    Он, скажите, вам знаком?



    Жилище какого зверя мы с вами не назвали?

     Дети. Мы не назвали жилище волка.

     В.: Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?

     Дети отвечают хором и индивидуально.

    В.: Кто знает стихотворение про волка?

    День и ночь по лесу рыщет,

    День и ночь добычу ищет.

    Ходит-бродит волк молчком,

    Уши серые торчком.

    Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии? (ответы детей).

    В.: Теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы.

     Где живет лиса?

     Дети. Лиса живет в норе.

     В.: Значит, это чья нора?

     Дети. Это лисья нора.

     В.: Где живет белка?

     Дети. Белка живет в дупле.

     В.: Дупло чье?

     Дети. Это беличье дупло.

     В.: Где живет медведь?

     Дети. Медведь живет в берлоге.

     В.: Это чья берлога?

     Дети. Это медвежья берлога.

     В.: Где живет заяц?

     Дети. У зайца нет дома. Он живет под кустиком.

     В.: Где живет ежик?

     Дети. Ежик прячется на зиму в норке.

     В.: Значит это чья норка? (Ежовая)

    Логопед. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? Дети. Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

    В.: А как люди должны вести себя в лесу?

     Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.


    В.: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Лиза,  Дима  много знают о диких животных; интересными были ответы на вопросы у Саши , Дианы; Владик очень интересно рассказывал о жилище медведя. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

    До свидания.

     






     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.

    Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....

    Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: Два брата ИК, ЕК.

    Практическое использование слов с ласкательным и увели­чительным значением: ИК, ИЩ....

    конспект занятия по формированию грамматического строя речи в средней группе

    развёрнутый конспект занятия поформированию предложно - падежных конструкций у детей среднего дошкольного возраста....

    Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"

    Материал занятия помогает  развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,пра...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе "Животные нашего края: олень и сохатый"

    Во время этой встречи у детей формируются представления о взаимосвязи и взаимодействии  животного мира нашего края со средой обитания, особенности таких животных как олень и лось (сохатый). Умени...

    Конспект занятия по формированию грамматического строя речи "Домашние животные" ТНР

    Формирование грамматического строя речи.Упражнять в употреблении  существительных в ед. и мн. числе, обозначающих животных и их детёнышей, изменять существительные по падежам....

    Занятие в старшей группе «Редкие исчезающие животные нашего края»

    Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный мир. Обогащать словарный запас...