Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Халимонова Наталья Александровна

Материал занятия помогает  развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,правильно употреблять падежные окончания; закреплять и расширять представления об особенности жизни домашних животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи  

 для детей средней группы по теме « Домашние животные».

Образовательные области:

Физическое развитие ,познавательное развитие ,речевое развитие.

Программные задачи:

-закреплять и расширять представления детей об особенности жизни домашних животных;

-развивать связную речь детей, умение придумывать и пересказывать сказку,

распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных, правильно употреблять падежные окончания;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость и бережное отношение к животным.

Материалы : конверт с письмом, компьютер, демонстрационный экран, видео и плоскостное изображение картинок «хлев» и домашние животные, фланелеграф, картинка «волк», маска быка, козлика, волка.

Предварительная работа:

беседы о животных, рассматривание иллюстраций и фотографий на тему «Домашние животные», рассказы детей о своем любимом домашнем питомце, изготовление  плоскостного изображения хлева, масок  и фигурок домашних животных для  фланелеграфа.

                                     ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Введение в игровую ситуацию.

На столе воспитателя лежит красочный конверт

В: ребята, как вы думаете, кто нам принес конверт и что в нем?

Д: почтальон,  письмо

В: очень красивый конверт, хотите узнать,  кто нам его прислал?

Д: да

В: это письмо от девочки Аленки, она хочет с нами дружить.

Аленка пишет, что живет в деревне и у нее много верных друзей.

Хотите узнать, кто это?

Д: да

2.Создание проблемной ситуации, актуализация имеющихся знаний.

 (Видеоизображение хлева)

В: друзья Аленки спрятались в этом домике, который называется хлев.

Чтобы узнать, кто живет в хлеву, надо отгадать загадки, которые нам

прислала Аленка в письме.

Голодна - мычит,

Сыта – жует,

Малышам ребяткам

Молочка дает. ( корова)

Эй, куда, борода?

-Берегись, наскочу,

Лбом хвачу! ( козел )

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок,

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. ( свинья)

Кто так заливисто поет о том, что солнышко встает? (петух)

Мордочка усатая

Шубка полосатая.

Часто увивается,

А с водой не знается. (кошка)

Гладишь – ласкается,

Дружишь – кусается. (собака)

По мере отгадывания загадок на демонстрационном полотне показываются видео - изображения животных.

Дидактическая игра  «Какой, какая, какие».

(Выставляется фланелеграф , к нему картинки домашних животных. Детям предлагается выбрать картинку и    внимательно рассмотреть , описать изображенное  животное).

В :  кто это?

Р: корова  

В: какая она?

Р: она большая, рыжая с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.

В: а это кто?

Р: собака.

В: какая она?

Р:  маленькая, коричневая, умная ,пушистая ( коза- маленькая ,белая, рогатая бородатая, бодливая… Овца-маленькая ,пушистая, кудрявая, медлительная… Кошка-пушистая , ласковая, усатая… Лошадь – большая ,быстрая, тонконогая, умная…)  

В : рассмотрите картинки,  что можно сказать обо всех животных?

Д: это домашние животные.

В:  какие они?

Д:  добрые , полезные ,нужные.

В: у Аленки – по - одному домашнему животному, а в деревне их много.

У Аленки есть корова, а у соседей…

Д: коровы

В:  у Аленки есть теленок, а у соседей…

Д: телята

В:   у Аленки есть лошадь, а у соседей…

Д: лошади

В:  у Аленки есть жеребенок, а у соседей…

Д: жеребята

( коза-козы, козленок - козлята, овца - овцы, ягненок –ягнята ,собака-собаки,

щенок - щенята ,кошка- кошки, котенок- котята, свинья- свиньи, поросенок-

поросята)

Дидактическая игра « Кто лишний?»

(на фланелеграф выставляется картинка «волк», воспитатель обращает

внимание детей на все картинки: корова, собака, коза, овца, кошка,

лошадь, волк).

В : кто лишний? Почему?

Д:  это волк,  он - дикое животное,  живет в лесу.

Охотится на других животных.        

В : а где живет ежик?

Д: в лесу, он дикое животное.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке,                                    дети загибают по очереди пальцы

И грибочки нес в лукошке.                              на левой, потом на правой руке.

Чтоб грибочки сосчитать,                                В конце упражнения руки у них

Нужно пальцы загибать.                                  должны быть сжаты в кулачки.

(Упражнение повторяется несколько раз.)

3.Решение проблемной ситуации:   (Придумывание и пересказывание коллективной сказки).

В: ребята, вы любите сказки?

Д: да!

В : вот и Аленка тоже любит сказки.  Давайте  придумаем  для нее  новую необычную сказку.  Я буду задавать вопросы, вы придумывайте ответы.

Жил - был кто? (показывает картинку бычка)

Р : Жил- был бычок – черный бочок.

В : какой он был? Какое добро умел делать?

 Р: он был маленький ,красивый, добрый, любил угощать своих друзей чем- нибудь вкусным.

В: и вот однажды он встретил  злого…

Р:  он встретил злого волка.

В:  почему волк был злой?

Р:  волк всех обижал, и бычка тоже обидел.

В : был у бычка друг. Кто это? (показ картинки козленка)

Р:  у бычка был друг козленок.

В : какой он был? Что умел делать?

Р : он был хороший, веселый и со всеми играл.

В : как козленок помог своему другу? Что придумал?

Р : он предложил волку прыгать через большую яму. Козленок перепрыгнул, а волк -  нет.  Но потом и козленок вытащил волка из ямы, и они подружились.

В: как обычно заканчиваются сказки?

Р: все звери устроили пир на весь мир.

В: как бы вы назвали эту сказку?

Р : « Бычок- черный бочок» , « Дружба».

В: попробуем рассказать и показать всю сказку целиком ( детям раздаются шапочки бычка,  козленка , волка).

 4.Рефлексия, подведение итога.

В: ребята, вам понравилась сказка? Какое чувство вызвала у вас сказка?

Д: радость, доброту,

В: чему эта сказка нас учит?

Д: быть добрыми и отзывчивыми друзьями, всегда приходить на помощь.

В: покажите какое  настроение вызвала у вас эта сказка

Дети улыбаются

(На демонстрационном полотне появляется улыбающаяся  Аленка)

В: все молодцы, отгадали все загадки, правильно описали животных - друзей

Аленки и придумали добрую сказку. Я записала  сказку и мы пошлем письмо  

в деревню, пусть Аленка радуется. А каждый из вас может рассказать сказку

тому , кого вы хотите порадовать.