КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
план-конспект занятия по логопедии по теме

Харунина Ирина Ильинична

ОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ptitsy.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО    СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Составила: Учитель-логопед  Харунина И.И.                                      

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Коррекционно – образовательные задачи:

        Закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах, их характерных внешних признаках, местах обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно - развивающие задачи:

  • учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах;
  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • согласовывать числительные с существительными;
  • учить образовывать сложные прилагательные;
  • пополнять словарь антонимов;
  • учить подбирать родственные слова;
  • расширять и уточнять глагольный словарь;
  • развивать мышление  на материале загадок;
  • автоматизировать и дифференцировать сонорные и шипящие звуки в спонтанной речи детей;
  • формировать фразовую речь;
  • формировать зрительное и слуховое восприятие; сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание;
  • развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

      Коррекционно – воспитательные задачи:

  •  воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам;
  • воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц, помогать в зимнее время;
  • закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях;

       Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

        Словарь: зимующие птицы, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, свиристель, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая, кормить, помогать, голодный, кормушка.

       Оборудование: презентация "Зимующие птицы", предметные картинки зимующих птиц; кормушка; шапочки-маски зимующих птиц, угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, поднос).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

        Логопед:  - Ребята, какое сейчас время года? (Зима.) Назовите  признаки зимы.  (Наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый, злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке, море; люди одеваются в теплую зимнюю одежду)

Логопед: - Ребята, я сегодня по дороге на работу  нашла в сугробе какой-то домик. Вы знаете, что это за странный домик?  (Кормушка) Если называется кормушка, значит, нужно насыпать корм? А для кого он? (В кормушку насыпают корм для птиц) Зачем птицам нужен корм? Ребята, а зачем люди подкармливают птиц? ( Птицам зимой добывать корм трудно, корма мало) Легко найти корм там, где много снега? Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. Кто заботится о птицах? Интересно, как кормушка  попала в сугроб. (варианты ответов детей)

А вы знаете, как называют птиц, которые не улетают в теплые края, а находят зимой корм и остаются на родине?  Давайте вспомним, какие птицы могут прилететь на нашу кормушку?

СЛАЙД 1   Загадка.

В серой шубке перьевой и в морозы он герой                                                                   Назови его скорей,  кто там скачет? …                   (воробей)

Упражнение «Подбери слова» 

Подберите слова, про что можно сказать:

  • воробьиный (хвостик, клюв);
  • воробьиная (спинка, грудка, песенка);
  • воробьиное (крыло, перо, гнездо);
  • воробьиные (глазки, крылья, птенцы).

СЛАЙД 2.  Загадка:

Хочет с детства птица эта стать известною певицей.                                                                День и ночь неугомонно «Кар-кар-кар» - поет …           (ворона)

Упражнение «Назови ласково»  Я вам буду говорить про большую птицу, а вы мне про  птенчика.

  • У вороны клюв, а у вороненка  -  …   (клювик)
  •  У вороны голова, а  у вороненка  -  …   головка)
  • У вороны хвост, а у вороненка  -  …   хвостик)
  • У вороны шея, а у вороненка  -  …   шейка)
  • У вороны перо, а у вороненка  -  …   перышко)
  • У вороны крыло, а у вороненка  -  …   крылышко)
  • У вороны спина, а у вороненка  -  …   спинка)

     СЛАЙД 3   Загадка:

Эта птица так болтлива, воровата, суетлива,                                                                          Стрекотунья, белобока, а зовут её …                (сорока)

Упражнение «Один-много» с мячом:

  • Одна сорока – много сорок
  • Одно крыло – много крыльев
  • Одно гнездо – много гнёзд
  • Одно яйцо – много яиц
  • Одно перо – много перьев
  • Один птенец – много птенцов
  • Один клюв – много клювов

      СЛАЙД 4.   Загадка:

  Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют:                                    Не боится он простуды,  с первым снегом тут как тут.         (снегирь)

Упражнение «Подберите родственников слову снегирь» 

Работа с картинками: выбрать подходящие картинки (снег, снеговик, снежок, снегурочка, снежинка, снегопад,  подснежник).

СЛАЙД 5.   Загадка:

Эти птицы рядом с нами, мы зовем их сизарями,                                                                И зимой  в мороз и холод не покинет город …       (голубь)

Упражнение «Скажите одним словом»  Ребята, почему голубя называют сизокрылым? ( У него сизые крылья)

  • У сороки длинный хвост, поэтому её называют …  (длиннохвостая)
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют - … (длинноклювый)
  • У вороны черные крылья, поэтому её называют …  (чернокрылая)
  • У синицы желтая грудка, поэтому её называют …  

(желтогрудая)

  • У сороки белые бока. Поэтому её называют …  

(белобокая)

  • У дятла красная голова, поэтому его называют … (красноголовый)
  • У воробья короткие лапы, поэтому его называют …(коротколапый)

Слайд 6.   Загадка:

Черная шапочка и полоска шарфика                                                                                         У желтогрудой птички по имени …      (синичка)

Упражнение «Какой, какая, какое» У каждой птицы, как и у человека, есть свой характер. Как вы думаете, какой характер у синички?  (Умная, весёлая, проворная, ловкая)

А какой характер у снегиря?  (Грустный, ленивый, малоподвижный)

Что можно сказать про воробья?  (Драчливый, весёлый, смелый, удалой, боевой, шустрый)

СЛАЙД 7     Загадка: 

Хожу я в шапке красной, и акробат прекрасный                                                                         Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,                                                                       Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой.  (дятел)                          

- Почему дятла называют лекарь деревьев?    

Упражнение «Скажи наоборот»

  • У воробья туловище мелкое, а у вороны - … крупное.
  • У синицы клюв тонкий, а у вороны - … толстый.
  • Голубь тяжелый, а воробей - … лёгкий.
  • У синицы хвост короткий, а у сороки - … длинный.

ФИЗМИНУТКА.

Игра "мы играем в стайку"

Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка.
Полетели птички
Птички-невелички.
Птички улетают,
Устали не знают!
Стоп!
Сели птички на дорожку,
Поклевали птички крошки:
Клю-клю-клю-клюем
Потом песенку поем.
Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются.

СЛАЙД 8

Упражнение  «На кормушке»

Птицы прилетели на кормушку. Составьте предложение о том, где какая птица сидит.

  • Ворона сидит на скамейке.
  • Снегирь сидит на ветке.
  • Синица сидит на ёлке.
  • Голубь сидит на снегу.
  • Воробей сидит на пне.

Упражнение  «Сосчитай птиц»

В морозы птицы с радостью полакомятся кормом, оставленным людьми в кормушках. Это поможет им пережить сильные холода. Сосчитайте, сколько птиц может прилететь на кормушку.

СЛАЙД 9

Упражнение «Кто чем питается?»

А вы знаете, что птицы любят? Давайте расскажем, кто чем питается.

- Ребята, а давайте я вас сейчас превращу в зимующих птиц? Для этого нужно произнести волшебные слова:

Раз, два, три - повернись и в зимующих птиц превратись!

Логопед: - Ребята, а теперь давайте выберем, чем будем угощать зимующих птиц.  Посмотрите на этот поднос. Что вы видите на нем? (хлеб, сало, семена, рябина, семечки, зерна). Давайте посмотрим, чем мы накормим наших птиц.

Пальчиковый театр "Чем угостишь зимующих птиц? " (дети надевают на пальцы птиц и выбирают еду)

Логопед: - Ребята, а теперь расскажите, в каких зимующих птиц вы превратились, и какую еду вы себе выбрали.

  • Я – голубь: гуль –гуль. Я люблю есть семечки.
  • Я -- воробей: чик-чирик. Я люблю есть зерно.
  • Я – ворона: кар-кар. Я люблю есть кусочки мяса, колбасу.
  • Я – сорока: стр-стр. Я люблю крошки хлеба.
  • Я – дятел: тук-тук. Я люблю семена шишек.
  • Я – синица: тень-тень. Я люблю несоленое сало, ягоды.
  • Я – снегирь: фью-фью.  Я люблю есть  ягоды рябины, почки растений.

- Чья это пища? (птичья)  Чей это корм? (птичий) Вы ответили правильно.

 - Ребята, какие вы молодцы. Всех зимующих птиц накормили. Мы эту кормушку повесим на дерево, и к нам прилетят настоящие зимующие птицы.

Упражнение «Кто как кричит?»

Воробей кричит чик-чирик.  Что он делает?  чирикает                            Ворона кричит «кар»                                               каркает                                                                                                     Сорока  кричит «стр-стр»                                      стрекочет,трещит                                                                                                Синица кричит  «тень-тень»                               тенькает,свистит, щебечет                                          Голубь  кричит «гуль-гуль»-                               воркует                                                                                                      Дятел  «тук-тук» -                                                     стучит                                            Снегирь «фью-фью»                                                свистит

СЛАЙД 10    Ребята, догадайтесь, кто спрятался?

- Почему птицам тяжело найти корм зимой? (снегопад, мороз, ветер)

Логопед: - Зима продолжается. На улице холодно. И мы с вами не должны забывать о зимующих птицах: строить кормушки, подкармливать птиц.

- Давайте еще раз повторим, почему птицам тяжело зимовать зимой.

  • Короткий день.
  • Сильные морозы.
  • Нет корма.

- Правильно. Многие птицы погибают в суровую зиму в лесу, поэтому птицы и летят поближе к человеку, туда, где легче найти корм.

- А как мы с вами помогаем птицам перезимовать зиму? Чем мы кормим на улице птиц?

- Я бы хотела, чтобы вы и дома вместе с родителями сделали кормушки и не забывали в них подсыпать корм.

III Итог занятия.

- Ребята, о ком мы беседовали?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.

Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: Два брата ИК, ЕК.

Практическое использование слов с ласкательным и увели­чительным значением: ИК, ИЩ....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"

Материал занятия помогает  развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,пра...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи "Дити овощи учили" для детей с ТНР

Формирование навыка составления простого предложения.Упражнять в использовании в речи качественных прилагательных; в употреблении предлогов «на», «в»....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи "Кукольная мебель" для детей с ТНР

Формирование грамматического строя речи.Упражнять в словообразовании и в употреблении предлогов....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи "Раскрасим петушка" для детей с ТНР

Формирование грамматического строя речи.Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными; в употреблении предлогов....

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...