"Гости весеннего леса" конспект НОД в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Азарова Инна Петровна

Цели:

Образовательные

·        Расширять и активизировать словарный запас детей.

·        Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.

·        Работать над грамматическим строем речи.

·        Учить выделять лишний предмет с объяснением.

Развивающие

·         Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательные

·         Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение  

 к пернатым друзьям.

·         Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ptitsy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 95»

Гости весеннего леса

конспект НОД

в средней группе

                                                         Подготовила:

                                                                 воспитатель 1КК

                                                                           Азарова Инна Петровна

Воронеж 2014

     Цели:

      Образовательные

  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
  • Работать над грамматическим строем речи.
  • Учить выделять лишний предмет с объяснением.

Развивающие

  •  Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательные

  •  Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение  

 к пернатым друзьям.

  •  Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.

         Оборудование: мнемотаблица  «Признаки весны», игрушечная птичка, игрушка Карлуша, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, журавля, грача и места их прилёта, мяч, набор картинок для игры «Четвёртый лишний», фонограмма голосов птиц, бумага для аппликации.

          Предварительная работа:  

  • наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
  • отгадывание загадок о птицах и весне;
  • чтение художественной литературы о весне и птицах;
  • разучивание стихов данной тематики;
  • прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
  • рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
  • проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети и воспитатель стоят на ковре полукругом.

       Воспитатель:     Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать?

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят по крышам капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?           (весна)

       Воспитатель:    Ребята,  а теперь давайте вспомним пальчиковую игру «Весна пришла»:

 Весна пришла по снежному,                                  (Дети пальчиками идут        

 По влажному ковру.                                                   По другой ладошке)

 Рассыпала подснежники,                                        (Растопыривают пальцы)

 Посеяла траву.                                                           (Соединяют пальцы)

 Теперь зовёт со всех концов:                                   (Руки согнуты в локтях)

 Гусей, стриж ей и аистов,

 Кукушек и скворцов                                                 (Загибают пальцы)

       Воспитатель:    Да, ребята, к  нам торопится красавица Весна. А какие признаки весны вы знаете? (С опорой на мнемотаблицы дети рассказывают)

    - Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.

    - Тает снег.

    - Проявляются первые проталины.

    - Бегут ручьи.

    - Начинается весёлая, звонкая капель.

     - Прилетают птицы из тёплых краёв.

  Воспитатель:    Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца,

Слышны их песенки с деревьев.             (Птицы)

   Воспитатель:    С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют.

  • Показываю птицу. Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья».

            Дети:  Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.

   Воспитатель:    Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?

    Дети:  Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.

     Воспитатель:    Да, ребята, друзей надо беречь. Вот поэтому 1 апреля считается Всемирным Днём птиц. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев. Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось?  (В группе появляется птичка Карлуша).

      Воспитатель:    (обращается к Карлуше)  Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная? (Карлуша на ухо воспитателю рассказывает проблему).  Ребята, Карлуша рассказала мне, что в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит. Что же делать? Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны?  Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем нашим пернатым друзьям. (Карлуша прощается и улетает).

Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?

Физкультминутка

Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.

Собирайся, детвора,

Весна зовёт: « гулять пора!»

Будем по лесу гулять,                                           Чистым воздухом дышать.                                   На носочках по тропинке,

Друг за другом мы пойдём.                                   В маленькие лужицы                                          Не наступим, обойдём

Встали ели на пути,

Нам их нужно обойти.                                       Идите, дети, осторожно

О ели уколоться можно.

Вот сороки пролетели

Им сорокам не до сна!                                           Трещат сороки - белобоки:

-Идёт весна! Идёт весна!

За весною мы пошли,

На поляну мы пришли!

Хлопают в ладоши

 Шагают

Вдох-выдох

Ходьба на носочках

Ходьба с высоким

поднятием колен

Ходьба змейкой

Взмахи руками,

имитация полёта птицы

Ходьба

Воспитатель:    Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики).

Воспитатель:    Посмотрите, под берёзкой что-то лежит. Ребята, это записка, давайте её скорее прочитаем:

«Не хочу, чтобы птицы пели, чтобы ожил снова лес. Но если выполните все мои задания, я расколдую птиц. Предупреждаю, будет нелегко, задания очень сложные»

Колдунья.

Воспитатель:    Ну что же, ребята, начнём наш нелёгкий путь. А вот все наши задания, которые мы должны выполнить.

Игровое упражнение «Кто за кем прилетит»  (С игрушечной птичкой)

  • Птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди. Послушайте, я расскажу, в каком порядке они летят. Первый ребёнок назовёт первую птицу, которая возвращается, затем передаёт птичку другому. Следующий ребёнок называет первую птичку и добавляет следующую, последний ребёнок называет всех птиц.
  • Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.    

(Дети по очереди называют, передавая птичку).

Идём дальше спасать птиц.

«Хотела галка пить»

    Воспитатель:    Ребята, посмотрите, у нас  на пути стоит банка, а в ней немного воды, а рядом записка, в которой галка просит, чтобы мы помогли ей напиться, она не достаёт клювом до дна.

Опыт «Послушная водичка»

Аккуратно набросать камешек в банку, вода постепенно поднимется. Что происходит? Вода поднимается вверх, увеличиваясь в объёме, так как мы добавляем туда камешки. И галка теперь может напиться.

Каждой птичке своё место

Воспитатель:    Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы.

  • Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта. Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта.

  1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

                                             (грач - пашня)

  1. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.              

                                            (ласточка – гнездо под крышей дома)

  1.  Есть на дереве дворец.
    Во дворце  живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.    

                                            (скворец  - скворечник)

  1.  Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный.

Ходит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.      

                                           (журавль - болото)

Воспитатель:    Ребята, у нас был долгий путь, мы устали, давайте немного отдохнём и поиграем.

Игра с мячом

Воспитатель: Я буду говорить задание и кидать вам мяч, вы отвечаете и возвращаете его мне. Договорились?

-  Что делают птицы? (летают, улетают, прилетают, вьют, высиживают, выкармливают и т.д.).

-  У кого кто? (у грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у аиста – аистёнок, у журавля – журавлёнок, у лебедя – лебедёнок и т.д.).

- «Один – много» (скворчонок – скворчата, лебедёнок – лебедята, аистёнок – аистята, грачонок – грачата и т.д.).

Воспитатель:   После  длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Они их кормят, заботятся о них, учат летать. Птицы очень заботливые родители.

Мимическая гимнастика «Птенцы»

Вылупившись из яйца, первый птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот). Второй птенец увидел, как вокруг светло, тепло и радостно улыбнулся (улыбается). Третий птенец хотел вылупиться первым, но не успел, поэтому рассердился (нахмурился). Четвёртый вылупился и сразу испугался, зажмурился от солнышка (зажмурить глаза). А пятый птенец вылупился и громко зачирикал (губы трубочкой).

Воспитатель:    Ребята, у нас осталось последнее задание.

«Четвёртый - лишний»

Внимательно посмотрите на картинки в каждом ряду, скажите, какая картинка лишняя и почему.

  1. Заяц,  грач, медведь, лиса   (грач - птица)
  2. Ласточка, журавль, скворец, воробей  (воробей - зимующая птица)
  3. Синица, воробей, коршун, ласточка  (коршун – хищная птица)

        Звучит фонограмма голосов птиц.

        Воспитатель:    Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли. Нашим пернатым друзьям, лес  ожил и значит, весна всё-таки наступила. Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? Ребята, я вам предлагаю, как только мы вернёмся в группу, сделать из цветной бумаги птиц и рассадить их на нашем дереве в группе.

        Дети возвращаются в группу. Выполняют коллективную аппликацию «Птицы на дереве».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Горьканова  А.Н.  Перелётные и зимующие птицы России. - М.: Школьная пресса, 2008.
  2. Гурина  И. В.  Как появляется птица. - М.: Фламинго, 2009.
  3. Вахрушев  А.А.  Здравствуй, мир! - М.: Баласс, 2013.
  4. Трясорукова  Т.П.  Игры и упражнения для развития речи и памяти. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  5. Ткаченко  Т.А.  Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников. - М.: Гном и Д, 2001.
  6. Бондаренко  А.К.  Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1994.
  7. Хесин  В.  Загадки для малышей. - М.: Фламинго, 2013.

                  Он не слон, не лев, не птица. - М.: Фламинго, 2012.

                  Хвост крючком, нос пятачком. - М.: Фламинго, 2013.

  1. Тугушева  Г.П.  Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СПб: Детство-Пресо, 2007.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего развлечения для детей средней группы "Ванька-Встанька в гостях у детей"

Сценарий весеннего развлечения для детей средней группы «ВАНЬКА – ВСТАНЬКА В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ»  (Дети под р.н. м. входят в зал, встают в полукруг)Ребёнок:...

Сценарий весеннего развлечения для детей средней группы "Карлсон в гости прилетел"

Легкий и веселый сценарий для детей и родителей средней группы посвящен Международному женскому дню 8 марта....

Весеннее развлечение для детей средней группы "В гости к Весне"

Цель данного материала закрепить знания детей о весне в игровой форме, а также развлечь детей и поднять настроение....

Весеннее развлечение для детей средней группы «Веснушка в гостях у ребят»

Весеннее развлечение для детей средней группы «Веснушка в гостях у ребят» ...

Сценарий весеннего праздника для детей средней группы детского сада "В гости к Весне"

Средняя группа. Дети 4 - 5 лет. Цель: создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру....

Сценарий весеннего развлечения для детей средней группы «Отступили холода, в гости к нам спешит весна»

Этот сценарий может быть интересен музыкальным руководителям , воспитателям детских садов...