Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Проект. "Что такое хорошо и что такое плохо?" Формирование навыков альтернативной агрессии

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №96 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Проект «Что такое хорошо и что такое плохо»

(формирование навыков альтернативы агрессии)

 для старшей группы

Воспитатель 1 категории

Стрелкова Т.Н.

2013

Актуальность темы проекта:

        Тема взаимодействия дошкольников друг с другом и взрослыми является на сегодняшний день очень актуальной. Связано это с тем, что среди подрастающего поколения в наше время наблюдается много негативных, жестоких и недостойных человека явлений. Изменилась действительность, окружающая детей. Компьютерные игры пришли на смену коллективным играм даже в дошкольном детстве. Эстетическое и интеллектуальное развитие ребёнка-дошкольника стоит сейчас на первом месте. Не отрицая их значимости, можно сказать, что детям все меньше времени остаётся на общение со сверстниками. В наше непростое время необходимо развивать в детях такие необходимые качества, как инициативность, активность, стремление к самоорганизации, что в свою очередь определяет социальную позицию дошкольника.

        На современном этапе детские психологи большое внимание уделяют вопросам гуманных, ненасильственных, положительно окрашенных взаимодействий между детьми, а так же между детьми и взрослыми. Ненасильственное взаимодействие трактуется как взаимодействие, при котором ребёнок умеет:

  • позитивно контактировать со взрослыми и сверстниками,
  •  положительно относиться к другим людям,
  • стремиться строить отношения путём сотрудничества.

         В современном мире умение выстраивать отношения с партнёром (организовывать команду, работать в ней) очень часто определяет успешность, самостоятельность в социальном плане человека.

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: информационный

Продолжительность: краткосрочный  (4 недели)



Цель проекта: Формирование у детей 5-6 лет основ нравственного поведения, в том числе таких компетенций, как умение мирно отстаивать свои интересы, умение выражать недовольство, умение спокойно реагировать на ситуацию, когда не  принимают в игру, умение спокойно принимать вину. Становление у ребёнка этих компетенций играет большую роль в формировании навыков альтернативы агрессии.

        Задачи :

1. Осуществлять нравственное развитие личности ребёнка.

2.Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми (привлекать внимание к детям, проявляющим заботу о товарище, выразившем сочувствие).

3. Знакомить детей с поведением, альтернативным агрессивному.

4. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности.

5. Развивать умения играть не ссорясь, помогать друг – другу.

6. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

7. Обогащение словаря детей вежливыми словами. 

8. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. 

9. Учить детей элементарным общепринятым нормам поведения в детском               саду и на улице.

Работа с родителями

Родителям предлагается:

  1. Активно интересоваться действиями ребёнка в группе.
  2. Помочь со сбором материалов по теме проекта (иллюстрации, литература и др.)
  3. Проведение бесед с детьми о хороших и плохих поступках.
  4. Помочь в организации открытого мероприятия, подготовке материалов по проекту.
                         
                 Предполагаемые итоги реализации проекта                          

Формирование у детей следующих компетенций:

1. умения мирно отстаивать свои интересы.

  1. умения выражать недовольство.
  2. умения спокойно реагировать в ситуации, когда мне принимают в общую деятельность.
  3. умения адекватно реагировать в ситуации когда дразнят.
  4. адекватно реагировать в ситуациях, когда виноват.















Модель  трёх вопросов

        

Ф. И. ребёнка

«Что такое хорошо и что такое плохо»- что я знаю?

Что я хотел (а) узнать?

Как узнать?

Аня А.

Помогать взрослым – хорошо, плохо-говорить плохие слова

Почему люди поступают плохо?

Спросить у мамы и бабушки

София Т.

Хорошо, когда мама улыбается, плохо-когда взрослые ругаются.

Зачем ругаться?

Спросить у папы

Лера М.

Хорошо, когда солнышко светит, плохо-когда кто-то злой.

Почему люди говорят плохие слова

Спросить у взрослых

Катя Д.

Хорошо-когда никто не ругается, плохо-когда люди совершают плохие поступки

Почему люди кидают мусор на улице?

Спросить у взрослых

Даша И.

Плохо, когда мусор на улице, хорошо-когда вокруг чисто.

Зачем люди ломают скамейки в парке.

Спросить у взрослых

Даша См.

Хорошо-когда рядом друг, плохо-когда родители грустят

Почему люди говорят плохие слова?

Спросить у взрослых

Даша Ф.

Хорошо-когда погода солнечная, плохо, когда кто-то ссорится

Почему бывает грустно?

Спросить у взрослых

Петя П.

Хорошо, когданикто не болеет, а плохо, когда нет друзей

Почему мама бывает грустной?

Спросить у мамы

Рома Ч.

Хорошо, когда погода хорошая, а когда ссорятся – это плохо.

Почему люди болеют?

Посмотреть передачу по телевизору

Матвей М.

Хорошо-когда весело, плохо-когда грустят

Зачем люди ругаются?

Спросить у взрослых

Ф. И. ребёнка

«Что такое хорошо и что такое плохо»- что я знаю?

Что я хотел (а) узнать?

У кого узнать?

Саша Е.

Хорошо, когда помогают взрослым, плохо-когда кто-то плачет

Почему бывает плохое настроение

Спросить у взрослых


Тематическое планирование к проекту

        Этапы проекта

Задачи

Содержание

Ожидаемый результат

I. Выбор темы проекта

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал по теме проекта.

3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и познавательной деятельности.

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5. Составить план мероприятий.

Старт проекта

Введение в проект «Что такое хорошо и что такое плохо»

«Загадочная викторина»

Дети заинтересуются темой проекта и мероприятиями,

которые будут проходить в рамках проекта

II Планирование

  1. Планирование деятельности детей и взрослых
  2. Организация деятельности детей
  1. Составление «Модели трёх вопросов»
  2. Составление  системной «паутинки» к проекту
  3. Составление календарного планирования
  4. Определение конечного продукта

Выработка плана работы детей и взрослых по реализации проекта

Этапы проекта

Задачи

Содержание

Ожидаемый результат

III Реализация пректа

1. Создать предметно- развивающую среду

Пополнение предметно-развивающей среды  необходимым для реализации проекта

Насыщение предметно-развивающей среды

2.  Организовать выставки детских работ по теме проекта

Выставка результатов продуктивной деятельности по теме проекта.

Развитие творческих способностей, желания отражать  свои впечатления в рисунках, поделках, формирование навыков коллективной работы.

3. Проведение досуга «В стране Вежливости»

4. Создание папок-передвижек (или раскладушек) для родителей

 Папки-передвижки на темы «Учим детей общаться», «Наши эмоции»

Повышение родительской культуры по теме проекта

IV Продукт

Открытое мероприятие  «Путешествие в страну вежливых слов» для воспитателей  и специалистов ДОУ

Представление опыта работы по проекту специалистам ДОУ и воспитателям

V Презентация

Представление опыта работы на районном семинаре

Представление опыта работы по проекту специалистам и воспитателям ДОУ других районов

Системная  «паутинка» к проекту

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижные игры : «Ловушки», «Бубенцы», «Займи свой домик», «Кто скорее до флажка», «Полоса препятствий»

Эстафета «Кто быстрее оденет друга на прогулку» (2, 27)

Игра-испытание «Раненый  товарищ» (2, с.63)

Образовательная область «Здоровье»

1. Занятие «Ситуации и настроение» (1, с.143)

2. Беседы  о здоровье, о помощи больным, о том как самому не заболеть и других не заразить и т.п.

Образовательная область «Познание»

ФЭМП

В образователдьной деятельности использ.коллективные формы работы («Соберём вместе», «Какая команда быстрее» и т.п.), «Причал» (1, с.161)

Формирование целостной картины мира

1. Цикл мини-занятий по теме «Мы и природа» по экологическим сказкам

2. Ситуация «Дружба между животными» (2, с.68), (4, с.68)

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2. Мошковская Э. «Жадина» (2,с.32)

3. Серова Е. «Нехорошая история» (2,с.30)

4. Ладонщиков Г. «Дружу с мальчиком» (2, с.21)

5. Любимцев  Ю.«Как лучше?» (3, с.66)

6. Гурина И. «Лягушка-хвастунишка», «Жадный» (2, с.73)

7. В Драгунский «Друг детства», «Тайное всегда становится явным»

8. А Гайдар «Чук и Гек»

9. Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Косточка»

10 «Письмо ко всем детям по очень важному делу» (пер. Михалкова)

Проект «Что такое хорошо и что такое плохо»

Образовательная область «Коммуникация»

1. Составление рассказов на темы «Тайное-всегда становится явным», «Рассказ о друге, который умеет делиться игрушками», «Как дети могут заботиться о взрослых»

2. Игры «Волшебные очки» (1, с.128), «Комплементы» (2, 129), «Кто больше», «В стране вежливых» (4, 47)

3. Составление «Правил вежливых детей» (1, с.117)

4. Ситуации «Новенькая» (1, с.120), «Помощь» (1, с.120)

5. Беседа «Из-за чего мы ссоримся» (2, с.31)

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Семья», «Библиотека»

Дидактические игры

«Назови правильно», «Путешествие в страну вежливости», «Скажи ласково»

Театрализованные игры

«Маша и медведь», «Волк и лисичка-систричка», «Лиса и жукравль»

Игра «с кем бы вы хотели дружить?» (2, с.29)

Игровая ситуация «Мы понимаем друг друга» 1, с. 163)

Мини-занятие «Вспомним добрые слова» (1, с. 152)

Ситуации по теме «Найди и покажи всем правильное решение» (1, с.145)

Образовательная область «Художественное творчество»

1. Ситуация «Порадуем больного друга» (1, с.125). 2. Ситуация «Знатоки природы» (1, с. 157)

3. Ситуация «Магазин «Детский мир» (1, с. 158)

4. Ситуация  «Перчатки» (1, с.158)

5. «Поздравительная открытка другу» (по замыслу)

6. Как мы играем зимой» (по замыслу)

Образовательная область «Труд»

Беседы « Без труда, не будет и плода», «Неряха-Замараха», «За труд говорят спасибо», «Надо вещи убирать не придётся их искать», «Лень-лентяйка»

Ситуация «Поможем взрослому»,

Образовательная область «Музыка»

Слушание «Кто придумал песенку» муз. Д.Львова –Компанейца, «Детская полька» муз.М.Глинки., «Настоящий друг» стихи Б. Савельева, муз. Пляцковского 

Пение: «Где зимуют зяблики?», муз. Е.Зарицкой, «К нам гости пришли» муз. Ан.Александрова. 

Музыкально-ритмические движения: «Плавные руки» муз.Р.Глиэра, «Учись плясать по-русски!» муз. Л.Вишкарева. Танец: «Дружные пары» муз. И.Штрауса, «Задорожный танец» муз. В.Золотарева. 

Образовательная область «Безопасность»

Беседы «Правила движения»

Ситуация «Переходим улицу» (1, с.147)

Беседы «Правила безопасного катания с горки», « Помоги товарищу», «Дорожные знаки»


Выводы по проекту

  1. показатели сформированности навыков изменились незначительно в связи с тем, что проект был краткосрочный.
  2. Необходимо продолжить работу в группе по теме проекта.

        Для формирования навыков альтернативы агрессии нами были выбраны следующие компетенции:

  1. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят.
  2. Умение выражать недовольство.
  3. Умение спокойно реагировать, когда не принимают в общую деятельность группы.
  4. Умение реагировать, когда виноват.

         По нашему мнению эти компетенции

  1. способствуют развитию дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
  2. развивая эти компетенции у детей у воспитателя есть возможность показать детям альтернативные агрессивному поведению способы  их взаимодействия  со сверстниками.

Использованная литература

  1. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»:Учебно-методическое пособие/науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012.-256 с.
  2. Учимся дружить:пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития,Е.В. Баринова.-Ростов на Дону: Феникс, 2012.-89
  3. Александрова О. Правила вежливости. ООО Стрекоза, 15 с.
  4. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.- Мозайка-Синтез, 2006.-72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Дети неправильно оценивают свои поступки и поступки соих товарищей...

Совместный детско-взрослый проект «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Долгосрочный проект расчитаный на три года (для детей 4-7 лет). Цель проекта: формирование у дошкольников доброжелательных отношений в процессе совместной театрально – игровой деятельности....

Проект "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Проект направлен на формирование навыков общения у дошкольников, воспитание культуры поведения....

Проект "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Проект направлен на формирование навыков общения у дошкольников, воспитание культуры поведения....

Проект «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Проект«Что такое хорошо и что такое плохо?»...

Образовательный проект" Что такое хорошо и что такое плохо ".

Проект составлен для старших дошкольников .Цель - как сформировать нравственные првычки у детей, перерастающие в прочные нравственные навыки, поиск ответа на вопросы" Что такоехорошо и что такое ...