Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Плотникова Марина Николаевна

Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesyats.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Программное содержание

НОД (Основные части занятия)

СЕНТЯБРЬ

 

1-2 нед. Диагностика

3 нед. «Планета Земля в опасности»

Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды, есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. На земном шаре есть два полюса. На планете Земля обитает много живых существ. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности.

  1. Орг.момент
  2. Беседа о планете Земля
  3. Рассказ воспитателя
  4. Рассматривание планеты Земля
  5. Физминутка
  6. Беседа о нашей стране.
  7. Почему наша планета в опасности
  8. Как мы можем помочь нашей планете
  9. Итог

4 нед.

Чтение книги «Экология в картинках»

Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия, в которых они живут, – мы сбережем живые существа. Учить слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.

  1. Орг.момент
  2. Знакомство с книгой
  3. Беседа с детьми
  4. Чтение рассказа «Удивительная прогулка»
  5. Физминутка
  6. Беседа по прочитанному
  7. Итог занятия

ОКТЯБРЬ

 1 нед. «Простые и ценные камни в природе»

Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках и морях. Дать  представление о ценных камнях, показать изделия из драгоценных камней.

  1. Орг.момент
  2. Рассматривание речных и морских камней
  3. Сравнение и описание камней
  4. Рассматривание иллюстраций
  5. Физминука
  6. Рассматривание женских украшений
  7. Знакомство с художественными изделиями
  8. Итог

2 нед. «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»

Дать представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Лягушки хорошо приспособлены передвигаться как по земле, так и в воде. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.

  1. Орг.момент
  2. Задание детям найти места обитания лягушек
  3. Знакомство с образом жизни лягушек
  4. Наблюдение за поведением лягушек
  5. Физминука
  6. Рассказ воспитателя о защитных функциях лягушек
  7. Итог

3 нед. «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Познакомить с белым медведем и его образом жизни (крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана; у медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой).

  1. Орг.момент
  2. Беседа о местах обитания медведей
  3. Загадка о белом медведе
  4. Чтение рассказа «Почему белые медведи не живут в лесу»
  5. Рассматривание картин
  6. Физминутка
  7. Беседа по прочитанному
  8. Итог

4 нед.  «Беседа о кроте»

Дать представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами).

  1. Орг.момент
  2. Рассматривание картины
  3. Беседа по картине
  4. Рассказ воспитателя о жизни кротов
  5. Физминутка
  6. Беседа с детьми о приспособлении кротов к жизни под землей
  7. Итог

НОЯБРЬ

1 нед. «Слепые землекопы»

Закреплять представления детей о кротах. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.

  1. Орг.момент
  2. Вспомнить с детьми картину «Кроты»
  3. Чтение рассказа «Слепые землекопы»
  4. Физминутка
  5. Беседа по прочитанному
  6. Рассматривание иллюстрации медведки
  7. Итог

2 нед. «Что человек делает из глины?»

Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины. Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской.

  1. Орг.момент
  2. Рассмотреть глину
  3. Сравнить простую и художественную глину
  4. Осмотр выставки изделий из глины
  5. Физминутка
  6. Рассказ воспитателя о процессе  изготовления глиняных изделий
  7. Лепка любого предмета по желанию детей
  8. Итог

3 нед. «Сравнение рыб и лягушек»

Формировать обобщенные представления: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстро плавающие животные; вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому.

  1. Орг.момент
  2. Беседа с детьми о водных обитателях
  3. Опыт: где труднее производить движения- в воде, воздухе
  4. Беседа о лягушках
  5. Рассматривание строения рыб
  6. Физминутка
  7. Игра-соревнование
  8. Итог

4 нед. «Сравнение песка, глины и камней»

Уточнить представления о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их.

  1. Орг.момент
  2. Игра-соревнование
  3.  Опыты
  4. Физминутка
  5. Использование природного материала
  6. Наблюдение
  7. Лепка домашнего животного
  8. Итог

ДЕКАБРЬ

1 нед. «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»

Сформировать у представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев – это приспособленность засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию. Поливать комнатные растения надо по-разному, в соответствии с их потребностями во влаге. Учить рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.

  1. Орг.момент
  2. Беседа с детьми об условиях для роста растений
  3. Рассказ воспитателя о потреблении влаги разными растениями
  4. Сравнение алоэ и тродесканции
  5. Рассказ воспитателя о комнатных растениях алоэ, тродесканции
  6. Физминутка
  7. Рассматривание растений, определить влаголюбивые и засухоустойчивые
  8. Итог

2 нед. «Где у саксаула листья?»

Дать первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном или каменистом, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники. Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома. Уточнить представления  о приспособленности знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки, рыб.

  1. Орг.момент
  2. Беседа с детьми о пустыне
  3. Рассматривание картины «Караван верблюдов»
  4. Чтение рассказа «Где у саксаула листья?»
  5. Физминутка
  6. Беседа по прочитанному
  7. Итог

3 нед. «Беседа о лесе»

Уточнять и расширять представление детей о лесе. Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные. Смешанные – в них растут лиственные и хвойные деревья. Он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес. Воспитывать интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

  1. Орг.момент
  2. Игровой момент (Старичок-лесовичок)
  3. Называние знакомых деревьев
  4. Отгадывание загадок
  5. Рассматривание иллюстраций
  6. Физминутка
  7. Рассказ воспитателя о лесе
  8. Итог

4 нед. «Через добрые дела можно стать юным экологом»

Раскрыть на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

  1. Орг.момент
  2. Литературные примеры добрых и злых поступков
  3. Называние детьми знакомых сказок
  4. Работа с моделью «Сухое дерево»
  5. Физминутка
  6. Запоминание панорамы добрых дел
  7. Итог

ЯНВАРЬ

1 нед. каникулы

2 нед. «Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов»

3-4 нед. Диагностика

Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу.

  1.  Орг.момент
  2. Игровой момент (Старичок-лесовичок)
  3. Знакомство с плакатами
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Придумывание и изготовление плакатов
  6. Физминутка
  7. Итог

ФЕВРАЛЬ

1 нед. «Экскурсия в зимний лес»

Дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса. К таким условиям деревья и кустарники приспособились – сбрасывают листву, а сами отдыхают. На всех ярусах живут животные, лес – это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть следы их деятельности. Растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в лес, – это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

  1. Орг.момент
  2. Повторение правил поведения в лесу
  3. Рассматривание следов на снегу
  4. Чтение стихотворения вместе с детьми «Здравствуй лес»
  5. Наблюдение за кустарниками и деревьями
  6. Физминутка
  7. Игра «Узнай дерево»
  8. Прощание с лесом – стихотворение «Лес дремучий, до свидания!»
  9. Итог

2 нед. «Сравнение кроликов и зайцев»

Уточнить представления  о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных.

  1. Орг.момен.
  2. Игровой момент (игрушка Зайчик)
  3. Рассматривание картины Заяц-беляк
  4. Рассказы детей по картинке «Кролики»
  5. Физминутка
  6. Рассказ воспитателя о кролике Северной Америки
  1. Итог

3 нед. «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

Формировать у представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Эти животные живут на разных этажах леса – там, где они находят пищу. У них есть враги – хищные звери. Животные по-разному спасаются от них: быстро убегают, маскируются, прячутся. Все они хорошо приспособлены к жизни в лесу в зимнее время. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

  1. Орг.момент
  2. Игровой момент (заяц-игрушка)
  3. Рассказ детей по картинке
  4. Кто где живёт
  5. Физминутка
  6. Чем заняты звери зимой в лесу
  7. Итог  

4 нед. «Земля – живая планета»

Уточнить представления о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. Земля – это дом для всех людей, его надо любить, не разрушать, содержать в чистоте. На Земле разные условия, но везде есть жизнь. На Земле много водного пространства, а на суше есть большие пространства, покрытые лесами, – там, среди деревьев живут разные животные. Люди живут на суше в разных местах, но там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.)

  1. Орг.момент
  2. Рассматривание карты «Солнечная система», называние планет в системе
  3. Рассказ воспитателя о Земле
  4. Физминутка
  5. Игра «Марсиане на Земле»
  6. Рассказы детей о животных планеты
  7. Итог

МАРТ

1 нед. «Олени и хищники»

Уточнять и расширять представления  о взаимосвязи обитателей леса, цепочках питания. Показать положительную роль хищника в равновесии лесного сообщества.

  1. Орг.момент
  2. Беседа о волке
  3. Чтение рассказа «Олени и хищники»
  4. Беседа по прочитанному
  5. Физминутка
  6. Рассматривание картины «Волки»
  1. Итог

2 нед. «Сравнение домашних и диких животных»

Уточнить  признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях).

  1. Орг.момент
  2. Рассматривание домашних птиц
  3. Объяснения детей чем дикие  животные отличаются от домашних
  4. Физминутка
  5. Игра-соревнование «Кто даст больше правильных ответов»
  6. Итог

 3 нед. «Что мы знаем о птицах»

Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.)

  1. Орг.момент
  2. Рассматривание и называние птиц
  3. Беседа о воздухе
  4. Рассказы  почему птицы могут летать по воздуху
  5. Физминутка
  6. Опыт с ветром
  7. Итог

4 нед. «Море бывает в беде»

Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.

  1. Орг.момент
  2. Рассказ воспитателя о море
  3. Рассматривание репродукций картин о море
  4. Сообщение воспитателя об опасности морей
  5. Чтение рассказов «нефть и моря», «От чего погибли киты»
  6. Физминутка
  7. Рисование картинок к прочитанным рассказам

Итог

АПРЕЛЬ

1 нед. «Когда животных в природе становится много или мало?»

Уточнить представления о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе.

  1. Орг.момент
  2. Беседа о диких животных
  3. Выстраивание цепочки – равновесие в природе
  4. Чтение рассказа «Взрыв без шума»
  5. Физминутка
  6. Беседа по прочитанному
  7. Чтение рассказа «Что делать с кроликами»
  8. Итог

2 нед. «Солнце, Земля и другие планеты»

Дать первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник – это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.)

1.   Орг.момент

  1. Рассказ воспитателя о строении «Солнечной системы»
  2. Физминутка
  3. П/игра «Солнце и планеты»
  4. Опыт – смена дня и ночи
  5. Итог

3 нед. «Морские коровы и Красная книга»

Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности.

  1. Орг.момент
  2. Чтение рассказа «Морские коровы и Красная книга»
  3. Беседа по содержанию
  4. Физ-минутка
  5. Рассказ о Красной книге
  6. Пальчиковая гимнастика
  7. Рисование морской коровы
  8. Итог

4 нед. «Мой родной край: заповедные места»

Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.

  1. Орг.момент
  2. Просмотр презентации «Наш край»
  3. Физ-минутка
  4. Беседа с детьми о заповедниках
  5. Итог

МАЙ

1 нед.«Кому нужна вода?»

Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.) Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха (кислый дождь вреден всем: земле, растениям, животным и людям).

  1. Орг.момент
  2. Беседа с детьми на тему «Кому нужна вода?»
  3. Рассматривание картинки
  4. Рассказ воспитателя о видах воды
  5. Физ-минутка
  6. Чтение рассказа «Что такое кислый дождь»
  7. Загадывание загадок
  8. Итог

2 нед. Экскурсия на водоем

Дать представление о том, что река – это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде. Рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать; они находят пищу в воде, там же растет их потомство. Водные растения могут расти только в реке (пруду), им нужно много воды. Дать представление о том, что на берегу растут растения (травы, деревья), которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (улитки, лягушки, стрекозы, комары); все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе.

  1. Орг.момент
  2. Беседа об аквариуме
  3. По дороге – состояние деревьев, кустов, называние цветущих растений
  4. Наблюдения и сравнения
  5. Рассматривание травянистых растений у берега, деревьев
  6. Физминутка
  7. Наблюдение за лягушками, насекомыми (стрекозы, комары)
  8. Итог

3 нед. «Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером»

4нед. Диагностика

Уточнить представления: о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей; об аквариуме как сообществе водных обитателей, которое сложилось усилиями людей (воспитателей и детей). Упражнять в устанавливании цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов.

  1. Орг.момент
  2. Игровой момент – рыбки
  3. Рассказ детей об экскурсии к реке
  4. Составление цепочки зависимости животных и растений друг от друга
  5. Игра-соревнование «Чем аквариум отличается о речки и чем они похожи»
  6. Физ-минутка
  7. Дети дают советы гостям
  8. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию (подготовительная к школе группа ОНР)

Перспективное планирование по познавательному развитию (подготовительная к школе группа ОНР) Развитие познавательно-исследовательской деят-ти(Веракса Н.Е), приобщение к социокультурным ценностям (Дыби...

Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР

Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...

Перспективное планирование по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) для детей подготовительной к школе группы

Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений  для детей подготовительной к школе группы составлено по Л.Г. Петерсон "Игралочка-ступенька к школе"....

Перспективное планирование работы по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Перспективное планирование по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы...

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы № 17 на 2018-2019 учебный год.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы № 17 на 2018-2019 учебный год...