Занятие по опытно — исследовательской деятельности «Вини Пух и воздух!»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Яганова Ольга Валетиновна

Пояснительная записка

 

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.  Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию

 

В деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано начальное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы  в   дошкольном учреждений.  Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в баночках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется.

 

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если? Сможет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_s_detmi.docx16.37 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_zanyatiyu.ppt2.79 МБ
Файл 1_slayd.docx11.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать познавательную активность детей, при формировании представлений об основных свойствах воздуха, с помощью опытно - исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха (воздух прозрачный и невидимый; воздух есть везде; воздух легкий, он легче воды; воздух придает вещам упругость; ветер – это движение воздуха) и способами его обнаружения.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений детей о его значимости.

Развивающие:

1. Развивать у детей способность устанавливать причинно - следственные связи, на основе элементарного эксперимента.

2. Способствовать проявлению у детей познавательной активности развитию собственного практического опыта.

3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, речь.

4. Формировать способность анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей самостоятельность; аккуратность в работе.

2. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективе сверстников.

3. Вызвать желание у детей участвовать в посильной практической деятельности.

Предварительная работа:

1. Беседа о воздухе.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, с элементами игровой.

Оборудование: (атрибуты, материал)

1. Ноутбук.

2. Шкатулка с баночками «Мыльных пузырей» по количеству детей.

3. Магнитола, музыкальные фонограммы.

4. Презентация «Воздушные виды транспорта».

5. Презентация «Свойства воздуха» (схемы – картинки) .

6. Фотография Вини Пуха.

7. Снежинки по количеству детей.

8. Для проведения опытов:

№ 1 - свеча, зажигалка, подставка для свечи, банка;

№ 2 - полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка;

№ 3 - одноразовый стаканчик с водой, трубочка на каждого ребенка;

№ 4 - веер из бумаги на каждого ребенка, кораблик на каждого ребенка;

№ 5 - различные ароматизаторы;

№ 6 - воздушные шарики разного цвета и разной формы на каждого ребенка, насос с набором воздушных шариков.

Ход НОД:

I часть.

- Ребята! 1, 2, 3, 4, 5 – вы хотите поиграть?

Я открою вам секреты, только надо знать при этом!

Что нельзя: драться, кусаться, злиться, лениться, громко кричать, друг другу мешать!

А надо: внимательно слушать, на вопросы отвечать, друг другу помогать!

- У меня есть волшебный компьютер – ноутбук! (звучит рингтон) Слышите, по электронной почте нам пришло письмо! Узнаем от кого оно! (дети садятся на стульчики, звучит песенка Вини Пуха). Да, от Вини Пуха! Ребята, Вини Пух, просит нас отгадать загадку (загадка о воздухе) :

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем!

- Что это? (ответы детей) Воздух! (картинка)

- Посмотрите, ребята, к нам на воздушных шариках прилетел, Вини Пух? (слайд Вини Пух на воздушном шарике). А на чем еще можно летать? (ответы детей)

(Рассматривание слайдов на тему «Воздушный транспорт»). Я, кажется, я догадалась, о чем нас хочет попросить Вини Пух? Оказывается, он ничего не знает о воздухе! Давайте мы ему поможем, он все увидит и узнает! Как вы думаете, есть ли воздух в нашей групповой комнате? Что мы можем о нем сказать? Воздух имеет цвет, запах? (мнения детей) Вдохните в себя воздух и выдохните. Вы видите воздух? А как вы думаете, воздух можно почувствовать, услышать и увидеть? (мнения детей). Мы сейчас это проверим с помощью простых опытов. Отправимся в нашу лабораторию и будем исследовать воздух. Все то, что неизвестно, ужасно интересно!

II часть.

Опытно – исследовательская деятельность.

Опыт № 1

«Состав воздуха» (опыт со свечкой проводит воспитатель) .

Материал: свеча, подставка для свечи, зажигалка, стеклянная банка.

Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: в воздухе есть кислород, который способен поддерживать горение.

- Помашем ладошками в лицо. Что вы чувствуете? (ответы детей) Мы можем сказать, что воздух движется. Попробуем, воздух поймать в ладошку! (выполняют). Поймали? (мнения детей)

Опыт № 2 «Поймаем воздух! » (с полиэтиленовыми пакетами) .

Материал: полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка.

Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: воздух прозрачный, невидимый, а значит через него все видно (воздух бесцветный) .

- Ребята, а есть ли воздух внутри нас? (мнения детей)

Опыт 3. «Буря в стакане воды».

Материал: каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку.

Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: мы дышим воздухом при помощи носа, он сначала попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в лёгкие, воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

- Воздух бывает тёплым или холодным? (ответы детей) Проверим! Погреем ладошки -вот так! (дети подносят ладони к лицу и дуют на них, определяют - теплый). Теперь снова подуем на ладони, но по - другому, вот так! (дети дуют на ладони издалека, определяют – холодный). Как вы думаете, в какое время года воздух бывает холодным? (ответы детей). А в какое время года – теплым? (ответы детей) .

Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: воздух может быть теплым и холодным.

Опыт 4. «Воздух может двигаться» (с веером и корабликом)

Материал: бумажный на каждого ребенка, кораблики.

Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: ветер – движение воздуха, он способен двигать предметы. Ветер бывает сильным и слабым

Физкультминутка «Снежинки на ветру» (под музыку)

Опыт 5. «Чем пахнет воздух? » (ароматизаторы)

Материал: ароматизаторы – апельсина, хвои, ванили, …

- Попробуйте воздух на вкус? Какой у него вкус? (мнения детей). Вдохните воздух через нос. Чем он пахнет? (мнения детей). В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках? (дети определяют и называют). Мы можем сказать, что воздух доносит до нас различные запахи!

Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6. «Озорной воздушный шарик»

Материал: воздушные шарики разного цвета и разной формы по количеству детей, насос с набором шариков.

Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: воздух не имеет формы. он приобретает лишь форму предмета. Воздух упругий.

III часть.

- Мы узнали, что воздух имеет много разных свойств. Ребята, вам понравилось играть с воздухом! Пойдемте, узнаем у нашего друга Вини Пуха, все ли ему было понятно! (дети садятся)

Вини Пух просит нас еще раз напомнить ему все свойства воздуха! Хорошо! А помогут нам схемы – рисунки. Посмотрите, пожалуйста, на экран! (показ схем на каждое свойство воздуха, соответственно проделанным опытам). Вини Пух узнал много нового и интересного про воздух, а мы ему в этом помогли! Очень жаль, но пора прощаться! Вини Пух опаздывает на встречу с Пятачком! (дети прощаются)

Ребята, я благодарю вас за внимание и активную работу в лаборатории. Молодцы!

- (стук в дверь) Кто это, ребята! Посмотрим! (дети вместе с воспитателем подходят к двери и находят посылку)

- Это посылка, сейчас я ее открою! (воспитатель открывает и достает фотографию Вини пуха) Посылка от нашего друга Вини Пуха! Вини Пух прислал вам мыльные пузыри! (детям раздают в подарок от Вини Пуха баночки с мыльными пузырями)

Звучит музыка, дети играют - пускают мыльные пузыри.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ч ерез нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем!



Предварительный просмотр:

1 слайд.

Слышите, по электронной почте нам пришло письмо! Узнаем от кого оно! Да, от Вини Пуха!

2 слайд.

Ребята, Вини Пух, просит нас отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем!

- Что это? (ответы детей) Воздух! (картинка)

3 слайд.

Посмотрите, ребята, к нам на воздушных шариках прилетел, Вини Пух? А на чем еще можно летать?

4  - 7 слайды.

Рассматривание слайдов на тему «Воздушный транспорт».

8 слайд.

Я, кажется, я догадалась, о чем нас хочет попросить Вини Пух? Оказывается, он ничего не знает о воздухе! Давайте мы ему поможем, он все увидит и узнает!

9 слайд.

Мы узнали, что воздух имеет много разных свойств. Ребята, вам понравилось играть с воздухом! Пойдемте, узнаем у нашего друга Вини Пуха, все ли ему было понятно! Вини Пух просит нас еще раз напомнить ему все свойства воздуха! Хорошо!

10 слайд.

А помогут нам схемы – рисунки. Посмотрите, пожалуйста, на экран!

11 – 12 слайды.

Вини Пух узнал много нового и интересного про воздух, а мы ему в этом помогли!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по опытно - исследовательской деятельности старших дошкольников на тему "Интересное рядом"

Данная презентация поможет провести опытно - исследовательскую деятельность на тему "Интересное рядом"(опыты с яйцом). Текст к презентации на моей страничке....

План конспект занятия по опытно - исследовательской деятельности тема: "Морское путешествие".

Занятие с использованием технологии "Сендплей". Формирование внимания, жизненной компетенции детей, развитиеэмоционально – волевой сферы, монологической речи и словесноготворчества в игровой и ...

Интегрированное занятие по экспериментально-исследовательской деятельности по теме : "Свойство воздуха" в старшей группе

интегрированное занятие по экспериментально-исследовательской деятельности по теме : "Свойство воздуха" в старшей группе...

Занятие по опытно-исследовательской деятельности «Винни Пух и воздух!»

Цель: развивать познавательную активность детей, при формировании представлений об основных свойствах воздуха, с помощью опытно - исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные задачи:1. ...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка».

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять...

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности для детей среднего средней группы «Для чего нужен воздух»

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности для детей среднего средней группыТема: «Для чего нужен воздух»Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и...