Совместная познавательно-исследовательная деятельность с детьми подготовительной группы. «Я-исследователь»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Познавательно-исследовательную деятельность я проводила с детьми подготовительной группы. Дети любят эксперементировать. Я считаю это очень интересная форма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная познавательно-исследовательная деятельность с детьми подготовительной группы. «Я-исследователь»

Цель: Развитие познавательной деятельности детей через знакомство с системой круговорота воды в природе.

Задачи: Познакомить с системой круговорота воды в природе; формировать навыки исследовательской деятельности; развивать умение использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности; стимулировать речевое общение детей; повторить правила безопасности при работе с водой; вызвать чувство сопереживания.  Развивать умение детей действовать сообща.

 Воспитывать дружеские взаимоотношения. Развитие памяти, внимания, мышления.  

Материал: Ноутбук, прозрачные пластиковые стаканчики, жестяные крышки,

Контейнеры от киндер-сюрпризов со льдом внутри, схемы образования пара и конденсата и круговорота воды.

Ход занятия:

-Ребята, к нам сегодня пришло видеописьмо. Посмотрим его.

(Ребенок из младшей группы рассказывает стихотворение и спрашивает «Почему идет дождь?»)

-Ребята, а вы знаете, что такое дождь? Почему идет дождь?

Ответы детей

-Как и где можно узнать об этом? (прочитать, посмотреть, спросить)

-Предлагаю узнать в интернете.

Презентация « Круговорот воды в природе»

- Я предлагаю вам исследовать это явление в природе. Как вы

думаете, кто занимается исследованиями и где? А вы хотите стать настоящими лаборантами? Для того чтобы наши исследования получились нужно сказать друг другу ласковые  и добрые слова.

-Я приглашаю вас в нашу лабораторию и  прошу выполнить первое задание. Оно запечатано в конверте, но чтобы его открыть нужно, отгадать ребус (пар). Посмотрите на экран, какое слово здесь зашифровано.

  1. Найдите паровые домики и  узнайте, из чего состоят облака и тучи.

В помощь модель-схема парового домика.

-Где вы видели пар? Какой пар, если он идет из горячей воды? (Горячий). Можно ли трогать руками пар? (Нет, это опасно). Какая вода в маленьком стакане? (горячая) Если вода горячая, что должно подниматься из стакана? (пар). Пар улетел из парового домика? Почему нет? (не пустил большой стакан)

Найдите где у нас стоят паровые домики. Аккуратно посмотрите, что у нас находится в больших стаканах (пар). На что похож пар? Что станет с паром, если провести по нему пальцем?

Итак, что мы с вами узнали? Что такое пар?

Пар-это вода, мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх.

А из чего состоят тучи и облака? Туча и облака состоят из воды.

А теперь немного отдохнем, поиграем в игру «Лед-вода-пар» Посмотрите на условные обозначения. Как вы думаете, что означает синий квадрат? (лед), белый кружок с волнами и пузырьками? (вода). А это на что похоже? (Облако. Пар.) Когда я покажу синий квадрат, вы сжимаетесь, превращаетесь в лед, белый кружок вы плаваете, если облако - поднимаете руки вверх и  вращаете ими, произнося «ф-ф-ф».

Ну что ж, я предлагаю вернуться в нашу лабораторию и узнать второе задание. Чтобы узнать его нужно расшифровать слово.(дождь)

  1. Узнайте, почему из некоторых туч идет дождь, а с других нет. Найдите дождевые домики.

Модель дождевого домика.

Как вы думаете, правильна ли эта модель?

Какая вода в стакане? (горячая) Какой пар выходит из стакана?(горячий)

Что станет с паром, если он столкнется с холодной крышкой? (остынет). Где можно найти дождевые домики?

Потрогайте контейнеры, какие они? (холодные). Почему они холодные? Как вы думаете, что там лежит? (лед). Лед охлаждает крышку. Какой пар на крышке? (холодный). А теперь возьмите крышку и посмотрите. Что вы видите? На что похож пар? (на капли). Что должно произойти с паром в туче, чтобы пошел дождь?

Вывод: Дождь идет из тех туч, где достаточно остыл пар.

Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности Земли воздух всегда теплее, чем выше поднимается водяной пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду – образуются облака. Когда капельки воды набирается много, они становятся слишком тяжелые для облака и выпадают дождем на землю.

- Ребята, а вы знаете, что в настоящей лаборатории все исследования записывают в журнал? А в нашей лаборатории кто-то перепутал все записи в журнале исследований. Чтобы их восстановить, нужно сделать несколько заданий. Вы согласны?

Тогда выберите себе капельку, у кого голубая, тот садится за стол с голубой капелькой, а белая за стол с белой капелькой.

Выполнять задания вы будите в командах. Каждой команде я дам журнал исследований, где вы будете записывать ответы на задания. Повторим правила поведения в группах(дружно, не кричать, не перебивать, слушать ответ каждого, договариваться кто будет отвечать, кто записывать ответы.

Задания.

1) Посчитайте сколько в лаборатории паровых домиков, сколько водяных?

Сравните их. Каких больше, и на сколько? Сколько водяных и паровых домиков вместе?

2) Решите примеры на облачке. А теперь поменяйтесь облаками и проверьте правильно ли решили команды если правильно, то напротив числа 2 поставьте знак «+».

3)Решение задач.

А теперь каждая команда придумает свою задачу и расскажет ее другой команде. Чья команда готова?

4)Разгадайте ребусы.

5) Придумайте предложения со словом «пар», «дождь». Запишите  его графически.

Все задания вы выполнили, журналы восстановлены. А теперь давайте вспомним что мы с вами исследовали? Какое первое было задание? Узнать из чего состоят облака и тучи (из воды). А второе задание из каких туч идет дождь(из  тех где достаточно остыл пар).

- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое,  в природе происходит круговорот воды.

- Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

-Ребята, вам понравилось быть исследователями? А какое задание понравилось больше всего? Какое было трудным?

Я предлагаю, чтобы ребята из младшей группы узнали о том, как появляется дождь, сделать модель круговорота воды в природе и рассказать им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знаки сервиса."

ЦЕЛЬ: упражнение в определении  назначении     знаков            сервиса:" Техническое  обслуживание  авт...

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гости к дядюшке АУ»

Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.Задачи:Образовательные:Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по теме «Грибы»Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка в ...

Конспект совместной познавательно – речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием мультимедийной презентации «Лисьи загадки».

Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности;Способствовать самостоятельному познанию экологической ниши обитания лисы путем целенаправлен...

Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по познавательно-экспериментальной деятельности «Тайны шоколада»

Данный вид НОД позволяет детям не только узнать новое  и сделать самостоятельно выводы, к которым они приходят в результате экспериментов и практической деятельности....