"Юные Экологи"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Блинова Ольга Викторовна

План работы кружка по экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_ekologi.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»

Выполнила : Блинова О.В.  

Санкт-Петербург

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Данная образовательная программа разработана для детей второй младшей группы. Представленная работа является модифицированной программой. При разработке программы учтены возрастные особенности детей, уровень подготовки и индивидуальные особенности воспитанников

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством. Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли расточительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание Основное содержание экологического воспитания дошкольников – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам... Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа.

Основным приоритетным направлением кружковой работы второй младшей группы №3 является формирование основ экологической культуры и мировоззрения через расширение представлений о:

- предметах и явлениях природы,

-растительном и животном мире,

-правилах поведения в природе,

- существующих в ней взаимосвязях,

-бережном отношении ко всему живому.

Цель программы:

               Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Основные задачи программы:

· формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными, расширять и обогащать знания детей об их внешнем виде, повадках и среде обитания;

 · воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;

 · воспитывать у детей заботливое отношение к природе через общения с окружающей средой;

· средствами природы развивать эстетические и патриотические чувства;

· учить детей составлению композиций, развивать мелкие мышцы кистей рук,

· создавать условия для развития творческих способностей каждого ребенка.

Программа имеет свои особенности:

 Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. 

Этапы реализации:

   Предлагаемая технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот: задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а где правда, и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе.
   Важное место в технологии занимает игра – несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Ключевые понятия (разновидности используемых в программе игр):

  Организуются разные игры, в том числе подвижные и сюжетные с игрушками, которые проводились на экологических занятиях в течение года, – это дает возможность уточнять и закреплять знания об овощах, фруктах, домашних и диких животных. В таких играх могут участвовать сказочные персонажи (Дед, Бабка) и кукла Маша.
   Проводятся веселые тематические досуги. Воспитатель вместе с детьми рассказывает знакомые им сказки и разыгрывает их. Например, вот так показывается сказка «Курочка Ряба».

   Была курочка рябенька, (Педагог показывает курочку, просит детей покудахтать.)
   Снесла яичко беленько. (Показывает яйцо, катает его.)
   Дед бил, бил – не разбил, (Дед бьет яйцо.)
   Баба била, била – не разбила, (Баба бьет яйцо.)
   Только мышка-покатаюшка
   Ударила хвостиком и разбила. (Мышка-игрушка манипулирует яйцом.)
   Дед плачет, баба плачет. (Куклы плачут, дети плачут понарошку.)
   Курочка кудахчет, (Просит детей покудахтать.)
   А мышка-покатаюшка
   Шмыг в норку – и ушла, ушла, ушла. (Прячет мышку, просит детей поискать ее.)

   Продолжая досуг, воспитатель сообщает, что вместе с курочкой Рябой в сарае живет другая курочка – Пеструшка. Однажды был у нее цыпленок, и вот какая история приключилась с ним. Воспитатель читает сказку К. Чуковского «Цыпленок», сопровождая ее демонстрацией фигурок на фланелеграфе или разыгрывая игрушками.

   «Жил на свете цыпленок.
   Он был маленький.    Вот такой. (Показ цыпленка.)
   Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал кверху голову.
   Вот так. (Показ.)
   И была у него мама, которую звали Пеструшка.
   Мама была вот такая. (Показ.)
   Она очень любила цыпленка и кормила его червяками.
   И были червяки вот такие. (Показ.)
   Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал ее к самому озеру.
   И был кот вот такой. (Показ.)
   Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит – взлетел на забор петух, вытянул шею – вот так (показ) – и во все горло закричал:
   – Ку-ка-ре-ку! – и важно посмотрел по сторонам. – Я ли не удалец, я ли не молодец!
   Цыпленку это очень понравилось.
   Он тоже вытянул шею – вот так (показ) – и что было силы запищал:
   – Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец. Я тоже молодец!
   Но споткнулся и шлепнулся в лужу – вот так. (Показ.)
   В луже сидела лягушка.
   Она увидела его и засмеялась:
   – Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха! А была лягушка вот такая. (Показ.)
   Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его.
   Вот так». (Показ.)

   Можно провести досуг на тему «Гуси»: показать картину с изображением гусиного семейства, рассмотреть ее с детьми (в свободной форме), «угостить» их травкой. Потом организовать подвижную игру-инсценировку стихотворения Г. Бойко «Гуси-гусенята»:

   Гуси-гусенята на ножки
   Красные надели сапожки (Дети изображают, как они надевают сапожки.)
   И пошли гуськом, вереницей, (Дети идут друг за другом.)
   Чтоб воды в корыте напиться. (Изображают, как пьют.)
   Напились воды десять братцев,
   Начали в корыте купаться. (Руками изображают, как они плавают.)
   Хорошо купаться в корыте!
   Гуси-гусенята, плывите! (Дети «плавают» по всей группе.)

   После игры можно прочитать, разучить и разыграть стихотворение М. Клокова «Белые гуси»:

     Белые гуси к ручейку идут;
     Белые гуси гусяток ведут.
     Белые гуси вышли на луга,
     Крикнули гуси: «Га! Га! Га!»

   Воспитатель проводит аналогичные досуги, посвященные другим домашним животным и птицам: знакомым (корова, коза, лошадь) и новым (свинья, овца, утки). Особенно интересны детям собаки и кошки. Можно разыграть с детьми стихотворение Е. Рыбак «Васенька». Сначала дети сами изображают, как они тихо ходят-крадутся, как рукой-лапкой умываются.

Затем воспитатель дает каждому ребенку кошку-игрушку читает стихи, а дети под них выполняют игровые действия:

     Бедный мой котенок Васька!
     Он сегодня заболел.
     Бедный мой котенок Васька
     Ничего с утра не ел.
     У него и нос горячий,
     Он не прыгает, не скачет,
     А хозяйка горько плачет…


     Васька, Васенька!
     Выздоравливай скорей.
     Васька, Васенька,
     Будет в доме веселей.
     Будем мы с тобой играть
     И по комнате скакать…


     Бедный мой котенок Васька.
     Очень я его люблю.
     Уложу его в кроватку,
     Колыбельную спою:
     Баю-баю, спи, Василий
     Баю-баю, мой красивый.
     Баю-баю, мой котенок,
     Ты как маленький ребенок.

   Для игр и инсценировок хорошо использовать произведения С. Капутикян «Маша обедает», К. Чуковского «Крики животных», Е. Шабад «Лесенка».
   Воспитатель рассказывает детям сказку «Колобок», разыгрывает ее с игрушками. Затем – в непринужденной форме – обыгрывает тему «Лесные животные»: приносит картины с изображением зайцев, белок, ежей, медведей, лис и волков в летнее время. Дети их рассматривают, изображают движения животных (например, ходьбу медведя вперевалку). В игре может участвовать Колобок – воспитатель ведет с ним беседу о том, встречал ли он белку, ежа, всегда ли он пел песенку им. Колобок рассказывает, что он часто ходит в лес, любит притаиваться за кустами и смотреть, что делают звери. С помощью Колобка воспитатель может рассказать детям, как белка прыгает по деревьям, отыскивает орехи, спускается на землю и ищет грибы, как еж бегает по земле, отыскивает червей, жуков, сворачивается в колючий шар, когда заметит опасность; как медведь разгуливает по малиннику ищет на деревьях дупла с пчелиным медом, разоряет муравейники, запуская в них свои лапы и слизывая затем насекомых.
   Интересно провести досуг «Зайка-побегайка». Воспитатель, показав зайца (красивую мягкую игрушку), читает стихотворение В. Хорал «Зайчик»:

     Жил-был зайчик, длинные ушки.
     Отморозил зайчик носик на опушке.
     Отморозил носик, отморозил хвостик
     И поехал греться к ребятишкам в гости.
     Там тепло и славно, волка нет,
     И дают морковку на обед.

   Во время чтения стихотворения воспитатель показывает на игрушке уши, нос, хвост, сажает зайца в машину, везет, потом дает на блюдце морковку, изображает, как он грызет ее. Спрашивает у детей, когда это могло быть: летом или зимой? (Ответы.) «Конечно, зимой. На улице холодно, в лесу снег. Вот заяц и отморозил нос и хвост».
   Затем воспитатель предлагает поиграть – все дети будут зайцами. Читает стихи, а дети-зайцы выполняют указанные в них движения.

     Зайка серенький сидит
     И ушами шевелит:
     Вот так, вот так!
     И ушами шевелит.
     Зайке холодно сидеть,
     Надо лапочки погреть:
     Вот так, вот так!
     Надо лапочки погреть.
     Зайке холодно стоять,
     Надо зайке поскакать:
     Вот так, вот так!
     Надо зайке поскакать.

   Воспитатель спрашивает у детей: что же зайцы едят летом? Сам отвечает: в лесу летом много еды для зайцев: зеленая трава, молодые листья с кустов, вкусные корешки. Иногда они забегают в огород к Деду и Бабке из сказки «Репка» – лакомятся капустой, морковью, пока их не заметит Дед и не прогонит.
   Воспитатель читает стихотворение Г. Бойко «Зайчик», разыгрывает его с той же самой игрушкой.

     Длинноухий озорник
     В огород ходить привык.
     Он по грядкам прыгать стал,
     Всю капусту потоптал,
     Мы за ним – он скок-поскок,
     С огорода наутек.

   Педагог может повторить чтение: один ребенок будет зайцем – будет изображать действия согласно тексту (скакать, есть капусту). В конце все побегут за ним, чтобы прогнать его с огорода.
   Дети садятся, воспитатель продолжает рассказ: летом зайцам в лесу хорошо, еды много, везде трава, листья, корешки – в огород можно и не ходить. Но в лесу их поджидает большая опасность – лисы и волки могут их поймать, они ведь охотятся за зайцами.
   Педагог организует новую игру. Он читает следующие стихи.

     По лесной лужайке
     Разбежались зайки.
     Вот какие зайки,
     Зайки-побегайки!
     Сели заиньки в кружок,
     Ищут лапкой корешок.
     Вот какие зайки,
     Зайки-побегайки!
     Вот бежит лисичка,
     Рыжая сестричка.
     Ищет – где же зайки,
     Зайки-побегайки!

   Один ребенок (в шапочке лисы) догоняет зайцев, те убегают. Игру можно повторить.
   Потом дети садятся, а воспитатель продолжает рассказ: в лесу много деревьев, под ними растут грибы; их собирают не только белки – люди ходят по грибы, собирают их в корзинки. Дома их чистят, варят, жарят – они очень вкусные. Читает стихотворение Е. Воронько «Испугались зайца».

     Мы ходили по грибы,
     Зайца испугались.
     Схоронились за дубы,
     Растеряли все грибы.
     А потом смеялись —
     Зайца испугались!

   Воспитатель расставляет стулья по всей группе – это деревья. Под ними ставит грибы, дает детям корзинки. Снова читает стихотворение, дети ходят, собирают грибы, появляется заяц-игрушка, дети бегут, прячутся за стулья. Заяц скачет, а потом смеется: кого дети испугались? На этом досуг заканчивается (в хорошую погоду он может быть проведен и на участке).
   В течение всего лета дети играют с водой, песком, камнями, знакомятся с их свойствами: вода прозрачная, течет, сверкает на солнце, от нее получаются лужи, мокнет одежда, в ней могут плавать легкие предметы, игрушки, а тяжелые (например, камни) тонут; песок желтого цвета, бывает сухой и мокрый: сухой сыплется, из него ничего нельзя слепить; его можно полить водой – из мокрого получаются пирожки, дом. Разучивает с детьми стихотворение Н. Дилакторской «Песочная страна».

     Течет в стране песочной
     Песочная река,
     Построен дом высотный
     Из желтого песка.
     А справа, возле речки,
     Где круче бережок,
     Пекут в песочной печке
     Песочный пирожок.

   В начале июня (в теплую погоду) на участке воспитатель проводит досуг, посвященный воде и ее значению: инсценирует стихотворение «Девочка чумазая» А. Барто, повторяет игру «Гуси-гусенята» (но уже с водой), проводит закаливающие и гигиенические мероприятия (например, мытье и обливание ног), стирку одежды с чумазой куклы. Можно прослушать фрагменты из оперы «Мойдодыр».

Возрастные особенности детей 3-4 лет:


Главным обстоятельством, обеспечивающим успех кружковой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
   Малыши 3-4 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания малышей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
   • мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния малышей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;
   • медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
   • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
   • частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
   • использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
   • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
   • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
   В данном пособии представлена система работы по экологическому воспитанию детей 2—4 лет в условиях дошкольного учреждения по программе «Юный эколог». Вместе с пособиями, содержащими систему работы с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп  материал составляет единую систему эколого-педагогической работы в ДОУ, которая обеспечивает к 7—8 годам становление у детей первоначальной экологической культуры.

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.
   На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Режим организации:

Занятия по кружковой деятельности проводятся 2 раза в неделю. Игровые занятия имеют продолжительность – 15 минут. Программа рассчитана на объем 64 учебных часа при условии занятий 2 раза в неделю в течение 8 месяцев.

Предполагаемые результаты:

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте3-4 лет дети должны научиться:

- различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют,

-должны познать их главные сенсорные свойства – форму цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности,

-познать видимые составные части предметов и объектов;

-кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Календарно-тематический план для второй младшей группы.

п/п

Тема занятия

Месяц

Количество часов

1

«Во саду ли, в огороде».

октябрь

1

2

«Цветы на участке осенью».

1

3

"Зелёная аптека».

1

4

«Путешествие в страну Осень».

1

5

«Тайны грибного царства».

1

6

«Чудо- ягодка».

1

7

«В хороводе деревьев».

1

8

«Дождик, дождик…»

1

Итого

8

9

«Мир растений».

ноябрь

1

10

«Подводное царство».

1

11

«Волшебница вода».

1

12

«Где в природе есть вода?»

1

13

«Кому нужна вода?»

1

14

«Морские обитатели».

1

15

«Кто на болоте живет?»

1

16

«Как человек использует воду?»

1

Итого

8

17

«В декабре, в декабре все деревья в серебре».

декабрь

1

18

«Подкормим бедных птичек: и воробьев, и голубей, синичек! »

1

19

«Белый снег, пушистый».

1

20

«Волшебный снежный ком».

1

21

«Дикие звери зимой».

1

22

«Снежинка».

1

23

«Снежный хоровод».

1

24

«Зимняя красавица-ель».

1

Итого

8

25

«Все на свете очень нужны и важны! »

январь

1

26

«Жизнь птиц зимой».

1

27

«Мороз- удивительный художник».

1

28

«Зимушка-зима».

1

29

«Мороз и солнце! »  Беседа о проказах зимы.

1

30

«Спят деревья на опушке, спит и еж в своей избушке».

1

31

«Наблюдение за снегом и льдом».

1

32

«Лепим мы снеговика, узнаем все о снеге мы наверняка».

1

Итого

8

33

«Выращиваем лук на окошке».

февраль

1

34

«Лаборатория добрых дел».

1

35

«Мороз не велик, а стоять не велит» Пословицы и поговорки о зиме.

1

36

«Знатоки природы» (о зимующих птицах).

1

37

«Путешествие в царство комнатных растений».

1

38

Уход за комнатными цветами.

1

39

«Наблюдение за сезонными изменениями».

1

40

«Первые сосульки».

1

Итого

8

41

«В гостях у Веснянки».

Март

1

42

Экологическое развлечение «Весна идет, весне дорогу!»

1

43

«Наши четвероногие друзья- собака».

1

44

«Забота о здоровье».

1

45

Выставка рисунков «Весну встречаем».

1

46

«Береги живое!»

1

47

Беседа «Прилет птиц».

1

48

«Первые цветы в природе».

1

Итого

8

49

«Лесные правила». Экосказка «Умный мышонок в лесу».

Апрель

1

50

«Волшебница весна».

1

51

«Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» (запуск бумажных корабликов).

1

52

«Пернатые гости».

1

53

«Скворечник - птичье гнездо».

1

54

«Божья коровка».

1

55

«Жучки».

1

56

«Земля- мой дом!»

1

Итого

8

57

«Одуванчики, одуванчики любят девочки, любят мальчики! »

Май

1

58

«Солнышко на травке».

1

59

«День Победы! » На праздник ветеранов.

1

60

«Я в саду нашла жука на большой ромашке» (отношение к насекомым)

1

61

«Что такое облака, дождь, гроза?».

1

62

«Ах это чудо – песок! » Игры и эксперименты с песком.

1

63

«Отдых на природе» (о правилах поведения в природе).

1

64

Экологическое развлечение «День защиты природы».

Итого

8

Итого за год

64

Задачи программы ( в сравнении с базовой программой)

Задачи базовой программы

Задачи данной программы

  1. Расширение представлений детей о растениях и животных.
  2. Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания.
  3. Расширение представлений о диких животных.
  4. Учить наблюдать за птицами, подкармливать их зимой.
  5. Расширять представления детей о насекомых.
  6. Развивать умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.
  7. Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха)
  8. Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).
  9. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
  10. Дать представления о свойствах воды, песка, снега.
  11. Формировать представления о простой взаимосвязи в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе.

1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы.
2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью.
3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека.
4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.
5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
6. Воспитание правильного поведения в природе.
7. Расширить знания о природе родного края, города.
8. Формировать основу экологического и планетарного сознания.

Развивающая среда группы:

  1. Экологическая тропа на территории детского сада:
  2. Сад, клумбы ;
  3. Экологический стенд для родителей;
  4. Выставки детских работ о природе;
  5. Дневники наблюдений;
  6. Посадки в «огороде-подоконнике»
  7. Календарь природы;
  8. Энциклопедическая литература;
  9. Картины: пейзаж, натюрморт;
  10. Аудиозаписи звуков и песен о природе с иллюстрациями.

Список литературы:

  1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Программа экологического образования детей «Мы» Кондратьева Н.Н. 2000г.
  3. Л.П. Молодова « Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
  4. Л.П. Молодова « Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
  5.  Н.А. Рыжова « Не просто сказки» - М. « Линка – пресс», 2002.
  6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Кружок по экологии "Юный эколог"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...

Викторина по экологии "Юный Эколог"

Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...

Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"

Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....

Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»

Копилка юного эколога  5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»   Цель: создание условий для развития активности детей в проц...