Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сохань Татьяна Юрьевна

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. Активизировать  и  обогатить словарь. Познакомить с отличительными особенностями птиц- зимующих и кочующих, тренировать в отгадывании загадок о птицах.

Предварительная работа: Чтение сказки «Лиса, заяц  петух», провести  эксперимент – наблюдение: что происходит с растением когда –за ним ухаживают и когда не заботятся о нем ( не поливают, не рыхлят, находится в тени, не привлекают насекомых и птиц).  Просмотр презентации :  « Правила поведения в лесу».  Знакомство с Красной книгой. Отгадывание загадок о птицах.

 

Ход занятия:

1. Вводная беседа о поступках героев из сказки  «Лиса,  заяц и петух».  Вопрос детям: в каких еще сказках встречаются добрые и злые герои? Объяснить   детям, почему нужно делать  добро друг другу, природе.

2. Работа с моделью  «Сухое  (несчастное) дерево».    На большом листе нарисовано коричневой краской дерево (без листьев) и сделаны прорези, в которые будем вставлять зеленые листочки после того, как дети  назовут, какой добрый  поступок  они сделали по отношению к дереву.

3. Познакомить с термином «юный эколог».

4. Повторить правила  поведения в лесу (не жечь костров, не ломать деревьев, не вырывать с корнем  ягоды,  грибы). Так поступают юные экологи.

5. Аппликация «Кормушка» на ватмане нарисована  кормушка,  детям раздаются иллюстрации  зимующих  и кочующих  птиц, которые они вырежут и наклеят на ватман, где уже нарисована кормушка.

Физминутка:

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

 

6. Викторина «Птичка - сестричка».

В гости приходит игрушка- ворона каркуша,  приносит  медальоны со своим изображением - для награждения.

1-е задание: Назвать  как можно больше птиц.

2-е задание: Отгадать большее количество загадок о птицах.

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

 

Птица слов немало знает,

Всё на свете повторяет!

Сюртучок на птице пестрый,

Клюв - изогнутый и острый! (Попугай)

 

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

 

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке. (Пингвин)

 

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

 

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

 

В небе, синем и высоком,

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мышки: "Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

 

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

 

Он труслив, хоть и высок,

Прячет голову в песок.

А летать не может он,

Но зато, ребята,

В быстром беге чемпион

Он среди пернатых! (Страус)

 

Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

 

Уж таков порядок древний -

Я давно живу в деревне,

Там будильником служу,

Свой курятник сторожу. (Петух)

 

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

 

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

 

Что за птичка, ох и ах!

Как цветок хорошенький,

Меньше всех на свете птах,

Чуть крупней горошинки. (Колибри)

 

До чего нарядный хвост -

Пышный, разноцветный.

Он сверкает ярче звезд

В парке заповедном.

А хозяин - чудо-птица -

Оперением гордится. (Павлин)

 

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (Воробей)

 

3-е задание: Узнать двух-трех птиц по голосам (аудиозапись) - ворона, филин, кукушка, синица, соловей.

4-е задание: К плоскостному изображению кормушки подобрать первой команде зимующих, второй команде - кочующих птиц.

5-е задание: Назвать, чем подкармливают птиц зимой.

6-е задание: Угадать 2-3 птицы по описанию .

7-е задание: Капитанам команд дорисовать птиц на мольберте.

8-е задание:  Командам демонстрируются  два рисунка: мальчик стреляет из рогатки в птиц, ребенок уносит домой птенца. Каждая команда объясняет, почему так нельзя поступать.

9-е задание: Что перепутал художник? Командам предлагаются рисунки птиц со специально нарисованными ошибками. Дети называют их.

Подведение итогов, награждение команд.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Занятие по экологии:  « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. Активизировать  и  обогатить словарь. Познакомить с отличительными особенностями птиц- зимующих и кочующих, тренировать в отгадывании загадок о птицах.

Предварительная работа: Чтение сказки «Лиса, заяц  петух», провести  эксперимент – наблюдение: что происходит с растением когда –за ним ухаживают и когда не заботятся о нем ( не поливают, не рыхлят, находится в тени, не привлекают насекомых и птиц).  Просмотр презентации :  « Правила поведения в лесу».  Знакомство с Красной книгой. Отгадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

1. Вводная беседа о поступках героев из сказки  «Лиса,  заяц и петух».  Вопрос детям: в каких еще сказках встречаются добрые и злые герои? Объяснить   детям, почему нужно делать  добро друг другу, природе.

2. Работа с моделью  «Сухое  (несчастное) дерево».    На большом листе нарисовано коричневой краской дерево (без листьев) и сделаны прорези, в которые будем вставлять зеленые листочки после того, как дети  назовут, какой добрый  поступок  они сделали по отношению к дереву.

3. Познакомить с термином «юный эколог».

4. Повторить правила  поведения в лесу (не жечь костров, не ломать деревьев, не вырывать с корнем  ягоды,  грибы). Так поступают юные экологи.

5. Аппликация «Кормушка» на ватмане нарисована  кормушка,  детям раздаются иллюстрации  зимующих  и кочующих  птиц, которые они вырежут и наклеят на ватман, где уже нарисована кормушка.

Физминутка:

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

6. Викторина «Птичка - сестричка».

В гости приходит игрушка- ворона каркуша,  приносит  медальоны со своим изображением - для награждения.

1-е задание: Назвать  как можно больше птиц.

2-е задание: Отгадать большее количество загадок о птицах.

Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (Сова)

 

Птица слов немало знает,

Всё на свете повторяет!

Сюртучок на птице пестрый,

Клюв - изогнутый и острый! (Попугай)

 

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

 

Приезжайте в Антарктиду!

На родном материке

Я гуляю с важным видом

В черно-белом сюртуке. (Пингвин)

 

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел)

 

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

 

В небе, синем и высоком,

Вьется птица, но не сокол.

Разбежались мышки: "Ах!

Что за крылья, вот размах!

Взгляд у птицы очень зоркий,

Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

 

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

 

Он труслив, хоть и высок,

Прячет голову в песок.

А летать не может он,

Но зато, ребята,

В быстром беге чемпион

Он среди пернатых! (Страус)

 

Майским вечером, в прохладу,

А в июне и в жару

Вывожу свои рулады

В парке, в роще и в бору.

Эти трели, переливы

Мелодичны и красивы. (Соловей)

 

Уж таков порядок древний -

Я давно живу в деревне,

Там будильником служу,

Свой курятник сторожу. (Петух)

 

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

 

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

 

Что за птичка, ох и ах!

Как цветок хорошенький,

Меньше всех на свете птах,

Чуть крупней горошинки. (Колибри)

 

До чего нарядный хвост -

Пышный, разноцветный.

Он сверкает ярче звезд

В парке заповедном.

А хозяин - чудо-птица -

Оперением гордится. (Павлин)

 

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (Воробей)

3-е задание: Узнать двух-трех птиц по голосам (аудиозапись) - ворона, филин, кукушка, синица, соловей.

4-е задание: К плоскостному изображению кормушки подобрать первой команде зимующих, второй команде - кочующих птиц.

5-е задание: Назвать, чем подкармливают птиц зимой.

6-е задание: Угадать 2-3 птицы по описанию .

7-е задание: Капитанам команд дорисовать птиц на мольберте.

8-е задание:  Командам демонстрируются  два рисунка: мальчик стреляет из рогатки в птиц, ребенок уносит домой птенца. Каждая команда объясняет, почему так нельзя поступать.

9-е задание: Что перепутал художник? Командам предлагаются рисунки птиц со специально нарисованными ошибками. Дети называют их.

Подведение итогов, награждение команд.