Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Скворцова Ольга Павловна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 3.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида №43

      г. Липецка

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ

    Тема: «Посвящение в юные экологи»

    (подготовительная группа)

    Воспитатель: Скворцова О. П.

    Программные задачи:

    - уточнять представления детей о растениях и животных, как представителях живого в мире природы;

    - закреплять представления детей о диких животных нашего края, их классификацию (травоядные, насекомоядные, хищные);

    - учить детей устанавливать причинно-следственные связи;

    - формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

    - уточнить знания детей о правилах поведения в природе; элементы ОБЖ;

    - развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память;

    - воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле.

    Предварительная работа:

    Чтение рассказов В. Бианки, Соколова-Микитова, Н. Сладкова. Рассказывание детям о диких животных, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение стихов, просмотр телепередачи «Эти забавные животные».

    Методические приемы:

    Загадывание загадок, чтение стихов, вопросы к детям, игра «Пищевая цепочка», разрешение ситуаций по ОБЖ, поощрение, прослушивание грамзаписи «Голоса птиц», дополнения, обобщение ответов детей.

    Ход:

    - Дети, как называется планета, на которой мы живем? (Планета Земля).

    - Да,  правильно – планета Земля. А вот и модель нашей планеты – глобус. Посмотрите на него внимательно и скажите, что обозначено на глобусе желто-коричневым цветом, голубым цветом, зеленым цветом? (желто-коричневым цветом – суша, т.е. земля, степи, пустыни, горы; голубым – моря, реки, озера, океаны; зеленым цветом – леса и т.д.).

    - Дети, а какие живые организмы населяют нашу Землю? (насекомые, птицы, рыбы, растения, звери, человек и т.д.).

    - Дети, а почему они называются живыми организмами, что у них общего? (они питаются, дышат, передвигаются, растут, размножаются и т.д.).

    - Но почему на нашей планете становится все меньше рыб, исчезают насекомые, птицы, растения, животные? (браконьеры вылавливают сетями рыбу, отстреливают диких животных, вырубают без разрешения леса. Этим они наносят вред природе).

    - Что же делать? Как нам сохранить природу? (Надо защищать природу, заботливо к ней относиться, соблюдать все правила, запрещать в больший количествах отлавливать рыбу, следить за чистотой воздуха и т.д.).

    - Дети, а как называются люди, которые стараются помочь природе, заботятся о ней? (Экологи).

    - А вы хотели бы стать юными экологами – друзьями природы? (Да)

    - Тогда ответьте: «Какими должны быть юные экологи?» (наблюдательными, трудолюбивыми, бережно и заботливо относиться к природе, замечать и исправлять нарушения правил общения с природой, как взрослых, так и детей, готовы оказать помощь живым организмам, если это нужно и т.д.).

    - Хорошо вы знаете, какими качествами должны обладать юные экологи. Но чтобы получить такое высокое звание и значок, надо пройти несколько испытаний.

    - Вы готовы? (Да).

    Итак, испытание первое. Оно называется «Экологическая разминка».

    1. Без чего невозможна жизнь на Земле? (без воды, почвы, воздуха, света).
    2. Что приводит к загрязнению атмосферы: воды, воздуха, почвы? (выбросы грязного, вредного отравляющего дыма, дыма заводов, фабрик, выхлопные газы машин, свалки мусора и т.д.).
    3. Как называется книга, в которую заносят исчезающие виды животных и растений? (Красная книга). О чем нам говорит красный цвет?
    4. Назовите диких животных нашего края, которые занесены в Красную книгу (лось, бобр, заяц-беляк).

    - Молодцы, вы хорошо справились с первым испытанием. А сейчас я вас приглашаю в лес к старичку-лесовичку. Лесные жители – особые жители. Можно с ними бок о бок жить и даже не догадываться об этом. С ними не побудешь с глазу на глаз и не поговоришь. Они не любят выставлять себя напоказ, не любят чужого глаза. С ним так: хочешь – сам стань невидимым. А для того, чтобы пойти в лес, вспомните правила поведения в природе (выставляю значки на доску, дети называют).

    - Ну, что, ребята, в дорогу!

    Мы шагаем друг за другом,

    Лесом и зеленым лугом.

    Крылья пестрые мелькают,

    В поле бабочки летают.

    Раз, два, три, четыре,

    Полетели, закружились

    И в лесу мы очутились.

    - Посмотрите, как здесь красиво. Прислушайтесь, как поют птицы!

    - Дети, для вас старичок-лесовичок тоже приготовил испытание, которое называется «Знатоки леса».

    А о ком пойдет речь, узнаете из загадки:

    Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней (лиса).

    1. Где живет лиса? (в дупле, в норе, в гнезде). Выберите правильный ответ.
    2. Для чего лисе длинный пушистый хвост? (чтобы ловить на хвост рыбу, чтобы заметать хвостом следы, чтобы использовать его как руль).

    Еще загадка:        Что за зверь лесной?

                            Встал, как столбик под сосной.

                            И стоит среди травы                        

                            Уши больше головы. (Заяц).

    1. Чем питается заяц зимой? (орехами, корой деревьев, травой)
    2. Зачем зайцу длинные ноги? (чтобы быстро бегать, рыть землю, прыгать по деревьям).

    - Молодцы, вы правильно ответили на вопросы!

    Кто еще живет в лесу? (перечисляют). Чем они питаются?

    - Вот видите: одни животные питаются травой, другие насекомыми, а третьи другими животными.

    И получается, что все лесные жители друг от друга зависят.

            Например: ястребам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, гусеницам – без листьев, всем вместе – без леса. Лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом.

    - А какую роль играют деревья? (ответ детей).

    - Деревья в лесу – главные обитатели, определяющие жизнь всех остальных членов сообщества.

    Но для роста деревьев и других растений необходимы определенные условия. Какие? (свет, влага, тепло).

    - Итак, если светит солнце, идет дождь – то вырастает лес и другие растения. (Выставляют деревья, называют какие).

    - Какие животные питаются травой, листвой, корой, плодами (шишками, орехами), ветками?

    - Как они называются? (травоядные; выставляют травоядных животных).

    - Какие животные питаются насекомыми? А кто еще питается насекомыми? Как называются эти животные и птицы? (насекомоядные).

    - Какие еще животные живут в лесу? (хищные). Чем они питаются?

    - Вот видите, как все связаны друг с другом и взаимозависимы, как звенья одной цепи. Ученые ее называют – пищевая цепочка.

    - Посмотрите, если мы уберем одно звено, что тогда будет?  Изменение одного звена влечет за собой изменение во всех остальных звеньях. Вот оказывается, почему надо сохранять всех животных и растения.

    - Вот мы и прошли с вами по тропинке старичка-лесовичка. И всегда так, в лес пойдешь – кого-нибудь увидишь. Узнаете – непременно полюбите. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен: что любит, то и защищает. Все защитники природы по этой тропинке прошли.

    - Дети, вы по-настоящему заслужили звание «Юный эколог». И я вам всем вручаю значки (награждение).

    - И теперь вы, как настоящие экологи, помогите разрешить вот такие ситуации:

    1 ситуация: Дети пошли на прогулку. Вы видите, как мальчик из младшей группы сорвал травку и положил ее в рот. Что вы ему скажите?

    2 ситуация: Вы со старшими друзьями оказались в парке или в лесу, и они начинают разводить костер. Как вы отнесетесь к этому?

    3 ситуация: Вы с родителями пошли в зоопарк и видите, как кто-то из детей просовывает руку в клетку, бросает камешки в вольер, подает зверям из руки корм, стучит по клетке. Как вы к этому отнесетесь?

    - Молодцы, дети, вы ответили на все вопросы и мои, и старичка-лесовичка. Этим вы еще раз подтвердили почетное звание «Юный эколог».

                                    Давайте будем беречь планету,

                                    Во всей вселенной подобного нет.

                                    Во всей вселенной совсем одна,

                                    Что будет делать без нас она?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (патриотическое воспитание) на тему: «Дом - колыбель души» в средней группе

    Занятие по позновательному развитию, которое знакомит детей с истории России, родной природой, жизнью и бытом русских людей, традициями, воспитывает патриатические чувства....

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ: «ГЖЕЛЬСКОЕ ЧАЕПИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством. Гжель. Разработан для детей старшей группы детского сада....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

    Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему: «Знакомьтесь: мой друг- компьютер» Подготовительная группа.

    Цель: расширить представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве; познакомить с компьютером, с его составными частями; активизировать познавательную деятельность. Задачи: Об...