Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Насекомые»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ларина Марина Викторовна

Цель: развитие навыка употребления различных грамматических

категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Задачи:

-Уточнить  и обобщить  знания детей о насекомых;

- Расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

-Упражнять детей в выделении  первого звука в словах, составление из них нового слова;

-Сравнение звуков [З]-[Ж] по артикуляционным и акустическим признакам;

-Упражнять детей в образовании и употреблении родительного падежа множественного числа; согласовании числительных с существительными; 

-Закреплять умение составлять предложения используя предлоги.

- Формирование навыка звукобуквенного анализа слов;

 -  Развитие графических навыков, координации движений и мелкой моторики мышц кистей рук, ловкость движений тела, руки и пальцев;

- Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;

-Воспитывать усидчивость; умение доводить начатое дело до конца;

-Формировать дружеские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Насекомые»

Цель: развитие навыка употребления различных грамматических

категорий на основе лексической темы «Насекомые».

Задачи:

-Уточнить  и обобщить  знания детей о насекомых;

- Расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

-Упражнять детей в выделении  первого звука в словах, составление из них нового слова;

-Сравнение звуков [З]-[Ж] по артикуляционным и акустическим признакам;

-Упражнять детей в образовании и употреблении родительного падежа множественного числа; согласовании числительных с существительными;  

-Закреплять умение составлять предложения используя предлоги.

- Формирование навыка звукобуквенного анализа слов;

 -  Развитие графических навыков, координации движений и мелкой моторики мышц кистей рук, ловкость движений тела, руки и пальцев;

- Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;

-Воспитывать усидчивость; умение доводить начатое дело до конца;

-Формировать дружеские взаимоотношения.

Оборудование

Демонстрационный материал: зеркала,  мяч,  макет полянки, насекомые, картинки  бабочки, пчелы, комарика  и птенчика, цветок , синтезатор.

Раздаточный материал: карточки со звуками Ж и З, карточки для

звуко - буквенного анализа слова, карточки с буквами.

Ход занятия:

I. Орг. Момент: (дети входят под музык и встают полукругом).

- Ребята, к нам сегодня в гости  пришли ваши родители, чтобы посмотреть как вы себя ведёте  и как подготовились к школе. Поэтому будьте внимательны, не отвлекайтесь, поднимайте руки, отвечайте полным ответом, правильно проговаривайте все звуки.

Давайте  начнём наше занятие с приветствия.

Приветствие.

Здравствуй, солнце золотое! (Руки поднять вверх).

Здравствуй, небо голубое! (Руками над головой описать большой круг).

Здравствуй, вольный ветерок! (Взмахи руками над головой).

Здравствуй, маленький дубок! (Присели).

Мы живём в одном краю (Дети берутся за руки).

Всех я вас приветствую!(Поднимают руки вверх).

Здравствуйте, гости дорогие!

Логопед: Ребята, послушайте внимательно стихотворение.

 Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

-О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Отвечаем полным предложением)

-Назовите  весенние приметы? (с мячом).

Дидактическое упражнение: «Назови приметы весны» (с мячом).

-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

II. Основная часть.

1. Введение в тему:

Д/И: «Назови слово» (Цель: Выделение первого звука в словах, составление из них нового слова).

Логопед: - ребята, сегодня такой замечательный, солнечный, весенний день   и я вам предлагаю совершить прогулку. А куда, вы узнаете составив слово по первым звукам названия предметов на картинке. (Логопед раскладывает буквы на ковре). (Картинки: паук; овод; листок; яйца, жук-носорог, комар).

Ключевое слово: ПОЛЯНКА.

-Ребята, куда мы с вами отправимся? (на полянку).

-Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир насекомых.

Логопед: Тогда, в путь! (Дети выполняют движения в соответствии со словами).

Солнечным погожим днём. (Ходьба на носочках, руки за спину)

 Мы на полянку все идём.

 Через кустики и кочки, (Ходьба с высоким подниманием коленей)

 Через ветки и пенёчки.

По тропинке побежим, (Лёгкий бег)

До полянки добежим.

Отдохнуть пора, друзья

Мы присядем у лужка.

(Садятся на ковёр)

Логопед: Вот мы и пришли на полянку. Но все цветы ещё спят. Давайте поможем им раскрыться.

2. Пальчиковая гимнастика "Цветок". 

Спал цветок волшебным сном. (Кулачок крепко сжат)

Был закрытым. Но потом

Показался лепесток, (Распрямить большой палец) 

А за ним его дружок, (Указательный палец)

Вот и третий не проспал, (Средний палец)

И четвёртый не отстал. (Безымянный палец)

Вот и пятый лепесток, (Мизинец)

И раскрылся весь цветок! (Кисти рук виде чашечки, тюльпан)

3. Дыхательная  гимнастика.

Логопед: Какие ароматные цветы у нас раскрылись. Давайте их понюхаем

(сделайте вдох носом, затем произнесите на одном выдохе).

-Ах!

-Ах, как пахнет!

-Ах, как приятно пахнет!

(Дети садятся)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто спрятался в моём цветке. (показ бабочки -игрушки).

-Вы, узнали, кто это? (бабочка).  Правильно!

-Зовут её Загадкой, потому что она любит загадывать загадки.

 -Ребята, бабочка очень рада, что вы пришли к насекомым в гости.  И хочет вам рассказать одну историю и сделать с вами гимнастику для язычка. Возьмите зеркала.

4. Артикуляционная гимнастика «Загадочная бабочка»

Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, так как потерял маму, открывая при этом свой клюв.

(«Птенчик» - Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости)

А бабочка ему говорит:

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка

Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик сразу догадался. А вы?  Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.

(«лягушка» - Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)

- А еще знаешь, про что-нибудь большое? - спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя - хвост большой.

Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это ...

- Слон! - закричал весело птенчик.

(«Хоботок» - Сомкнутые губы вытянуть вперед).

Чередование упражнений «Лягушка»-«Слонёнок».

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка  сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

- Это про мою лопатку.

(«Лопатка» - Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу)

Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.

Но тут подул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

(«Расческа» - «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу)

И не заметили, как время прошло. Посмотрела бабочка на часы и спросила:

А что всегда идет,

А с места не сходит?

(»Часики» улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой).

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.

Так бабочка-загадка  нашла себе друзей.

-Ребята, положите зеркала на край стола.

 Бабочка  приглашает вас подойти к полянке, чтобы  познакомить  вас со своими друзьями.

(Дети подходят к полянке).

Логопед:  -Ребята, вы знаете что на полянке нельзя громко разговаривать и трогать насекомых руками, чтобы им не навредить. Давайте сделаем один шаг назад.

(Логопед открывает насекомых).

-Ребята, полюбуйтесь полянкой?

-Кого вы  видите  на полянке? (отвечаем полным предложением).(Я вижу бабочку.  Я вижу муравья  и т. д.).

Логопед:  - Как можно их назвать одним словом? (насекомые).

 -Чем полезны насекомые? (Насекомые полезны, потому что они опыляют растения; пчёлы собирают нектар и делают мёд; муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют нас своей красотой; они являются кормом для птиц и некоторых животных).

-Чем насекомые вредны? (Насекомые вредны, потому что гусеницы поедают листья и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций).

Логопед: Ребята, насекомые приносят как вред, так и пользу. И все они нужны в природе!

5. Упражнение: «Много кого» (Образование и употребление родительного падежа множественного числа).

Логопед: ребята давайте представим, что  у нас фотоаппараты. Давайте возьмём  фотоаппараты в руки и сфотографируем насекомых.

-Я буду фотографировать бабочек;

-Полина, кого ты будешь фотографировать?

( комаров,  стрекоз и т. д.). (Дети отвечают полным предложением).

6. Упражнение: «Сосчитай, что увидел» (согласование числительных с существительными). Ребята, посмотрите, как много насекомых на полянке. Будем их считать, пальчики загибать.

-Один маленький комарик, 2…., 3…, 4…, 5… .

(Полосатая пчела, красный жук, большая оса).

7. Д/упражнение: «Бабочка и цветок». (. Употребление предлогов).

Логопед обращает внимание детей на самый большой цветок. Бабочка рассказала мне, что это самый любимый её цветок и она часто к нему прилетает. Она хочет с вами поиграть. Вы должны вставить в предложение недостающий предлог.

Бабочка подлетела (к чему?) …к цветку.

Бабочка села (куда?)…на цветок.

Бабочка летает  (над чем?)… над цветком.

Бабочка спряталась (куда?) …в  цветок.

-Посмотрите, теперь где летает бабочка? …вокруг цветка.

Бабочка выглядывает (откуда?)…из цветка.

Бабочка спряталась (где?) …в цветке.

Бабочка сидит (где?)… под цветком.

-Что сейчас сделала бабочка ? …слетела с цветка.

-Молодцы!

Бабочка устала  и полетела на полянку играть и вас позвала. Давайте покажем бабочке, как мы умеем весело играть и красиво  петь.

8. Физкультминутка: »Маленький кузнечик»

Маленький кузнечик до полудня спал,

А потом на скрипке целый день играл.

Прилетела, села важная пчела

Музыканта маленького слушать начала.

Он отставил ножку и отдал поклон,

Заиграл на скрипке «летний сон»

Золотистым кругом света и тепла

Над зелёным лугом музыка плыла.

Музыка звучала и забыв дела

Головой качала важная пчела

Музыкант на скрипке весело играл,

Будто всем по горстке счастья раздавал.

(дети садятся на места).

9. Штриховка (развитие графических навыков).

-Ребята, бабочка летала, летала, узор  потеряла. Вернём бабочке её узор. Дети штрихуют заготовки бабочек.

(самостоятельная работа детей.  Детские работы вывесить на доску и провести самоанализ)

Логопед: -Ребята, возьмите в руки карандаши, как я. И давайте с ним поиграем.

10. Упражнение на дифференциация [З]-[Ж].

-Послушайте, какие звуки слышаться на полянке.(запись звуков насекомых).

(Показ картинок пчелы и комара).

С утра жужжу, цветы бужу.

Кружу, гужу и мёд вожу ж-ж-ж-ж.

Комары летят, летят и пищат:

«З-з-зу, З-з-зу-укушу! З-з-з…»

«Ж-ж-ж… «З-з-з…»

Логопед. Сегодня на занятии мы будем говорить именно о них.

11. Сравнение звуков [З]-[Ж] по артикуляционным и акустическим признакам

- Возьмите зеркала, спойте песенку комара и пчелы и расскажите о том, что делают губы, какое положение принимают зубы и язык, когда мы произносим эти звуки.

  Артикуляция звуков [ З ]: – губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты; широкий кончик языка находится за нижними резцами;

посередине языка идет воздушная струя;

Артикуляция звука [ Ж ]-  губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик языка приподнят вверх; посередине языка идет теплая воздушная струя;

Характеристика [з], [ж].

-Звук «з» - звонкий, согласный, твёрдый.

-Звук «ж» - звонкий, согласный, всегда твёрдый.

- Какая фишка нужна для обозначения этих звуков? (Синяя).

12. Упражнение на дифференциация звуков [З], [Ж] в словах. 

Логопед: -Пчёлка и комарик  хотят проверить, какие вы внимательные.  (Логопед раздаёт каждому ребёнку пчелу и комара).

- Поднимите левую руку. Посадите на левую ладонь жука, а на правую комара. Если в слове услышите звук [ З]- поднимите комара, если [Ж]- жука.

(Журавль, зуб, жёлудь, флажок, зал, крыжовник, вокзал, лужайка и т. д.).

13. Звукобуквенный анализ слова «Оса».

-Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, кто это?

«Злюка»  тощая такая

Надо мной весь день летает

И ужалит ненароком,

Если я измажусь соком.   (Оса)

-Как оса жужжит? Ж-ж-ж

-Это звук или буква?

-А что это такое – «оса» -  слово- предложение – слог?

Сколько слогов в слове –«оса»(два)

Сколько гласных , согласных, помогут нам в этом символы звуков и буквы.

Дети выкладывают слово ОСА и выполняют звукобуквенный анализ.

III. Итог.

Логопед: Наша прогулка подходит к концу. Пришла пора прощаться с насекомыми и возвращаться в детский сад.

Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

Раз, два, три в детский сад попади! 

Вот мы и в детском саду.

-Ребята, где мы сегодня были?

-Кого встретили?

- Ребята, если вам понравилось занятие, нарисуйте улыбающийся смайлик, если нет – то грустный, ну а если затрудняетесь, то нарисуйте смайлик без улыбки.

 -Ребята, давайте поблагодарим наших родителей и гостей и подарим им наших красивых бабочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.

В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему.     Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой  на...

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи...

План-конспект в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи дошкольников с ОНР на тему «Обувь»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Основные задачи:Коррекционно-образовательные:Обогащение словарного запаса по...

Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна».

Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема "Насекомые"....