Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гусейнова Анастасия Леонидовна

Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи.

Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна»

Цель. Развитие представлений о насекомых и их признаках.

Коррекционно-образовательные задачи. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые», расширять словарь и естественно-научные представления о насекомых и их признаках. Развивать навык ответа на вопрос полным предложением. Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать и употреблять имена существительные в ласкательной форме единственного и множественного числа, употреблять предлоги.) Совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов. Расширять экспрессивный словарь словами-антонимами.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать диалогическую речь. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, памяти.

Воспитательные задачи. Формировать навыки взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Предметные плосткостные картинки с изображениями насекомых; картина «Поздняя весна», панно «Весенняя поляна», мяч, массажный мяч, фишки для звукового анализа слов, раскраска «Насекомые», конверт с письмом паука, карточки с заданиями, ромашки из бумаги.

Ход занятия:

#1054;рганизационный момент (объявление темы занятия):

Под звуки весны дети входят в группу.

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть и послушать, чему вы научились. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Логопед подводит детей к панно «Поляна».

Логопед. Какие звуки вы слышите (звуки весны). Дети, посмотрите на картину, как вы думаете, какое время года мы видим? (Поздняя весна)

Какие признаки поздней весны вы знаете?

Ответы детей:

- солнце светит ярко и пригревает;

- снег растаял;

- ночи стали короче, а дни длиннее;

-люди поменяли зимнюю тяжелую одежду на легкую – весеннюю;

- вся природа проснулась от зимнего сна;

-появились насекомые (и т.д).

Логопед. Посмотрите, на нашей весенней поляне только паук и у него письмо. Давайте его прочитаем (в письме написано, что паук заколдовал всех насекомых, но если дети выполнят его задания – он вернет их на полянку)

Дети, вы готовы помочь насекомым и выполнить задания паука? (Да)

Основная часть:

2 . Игра «Скажи ласково»

Логопед. Я буду катить вам массажный мяч и называть слово, вы должны назвать это же слово ласково и вернуть мяч мне.

Муравей - муравьишка, комар - комарик,

гусеница - гусеничка, пчела - пчёлка,

жук - жучок, стрекоза - стрекозка,

усы - усики, мошка - мошечка,

муха - мушка, нога - ножка,

крыло - крылышко, глаз - глазик.

(Паук освобождает муху)

3. Игра «Разноцветные ромашки».

Логопед раздает детям плоскостные изображения насекомых (жук, муха, муравей) и ромашек с цифрами 1, 2, 3 в центре.

Логопед. Ребята, как называются эти цветы? (ромашки). Посадите на ромашку, в центре которой цифра один, насекомое, в названии которого один слог; на ромашку с цифрой два – то насекомое, в названии которого два слога; на ромашку с цифрой три – то насекомое, в названии которого три слога.

Дети выполняют и комментируют задание.

(Паук освобождает бабочку и жука)

4. Игра «Бабочка на ромашке»

Логопед. Положите перед собой насекомое с красивыми крыльям. Как оно называется? (бабочка). Сколько слогов в слове бабочка? (В слове бабочка три слога). Ромашку какого цвета вы выберете? (Белую). Оставьте перед собой белую ромашку и возьмите в руку бабочку. Посадите бабочку на ромашку. Где сидит бабочка? Старайтесь отвечать полным предложением.

Дети. Бабочка сидит на ромашке.

Посадите бабочку справа от ромашки. Где теперь сидит бабочка?

Дети. Бабочка сидит справа от ромашки.

Логопед. Посадите бабочку слева от ромашки. Где находится бабочка?

Дети. Бабочка сидит слева от ромашки.

Логопед. Бабочка над ромашкой. Где теперь бабочка?

Дети. Бабочка летает над ромашкой.

Логопед. Молодцы. Вы справились с заданием.

(Паук освобождает муравья и кузнечика)

#1047;вуковой анализ слова.

Логопед собирает насекомых и ромашки, раздает картинки (жук, оса) и фишки для звукового анализа слов.

Логопед. Сейчас вы выполните звуковой анализ слова. Возьмите фишки для звукового анализа и выложите звуковую схему под своим словом.

Дети выполняют задание.

(Паук освобождает стрекозу)

6. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Логопед приглашает детей выйти из-за столов, предлагает им встать в полукруг и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Скажи наоборот». Майский жук большой, а божья коровка...

1-й ребенок. ...маленькая.

Логопед. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы...

2-й ребенок. ...длинные.

Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки...

3-й ребенок. ...тонкие.

Логопед. У шмеля спина широкая, а у муравья...

4-й ребенок. ...узкая.

Логопед. Шмель толстый, а оса...

5-й ребенок. ...худая, тонкая.

Логопед. У бабочка крылья большие, а у комара...

6-й ребенок. ...маленькие.

Логопед оценивает работу детей и убирает мяч.

(Паук освобождает комара)

#1055;альчиковая гимнастика «Луч» (Развитие общей моторики).

Логопед. Ребята, мы с вами вспоминали про яркое весеннее солнышко, давайте поймаем его лучик.

Логопед

Дети

Солнца луч скользнул в окошко.

сжимают и разжимают пальцы

Я зажму его в ладошке.

соединяют руки в «замочек»

Аккуратно, чуть дыша,

смотрят в ладони, чуть приоткрыв их

Спрячу в ларчик малыша.

закрывают ладони и убирают руки под стол

И тихонько шаг за шагом

«шагают» пальчиками по столу

Маме отнесу бродягу.

сжимают руки и вытягивают их вперед

(Паук освобождает пчелу)

8. Работа на листе бумаги «Насекомые»

Логопед раздает листы бумаги с заданиями, ставит на стол контейнер с карандашами, предлагает детям прослушать стихотворение (можно сочетать чтение стихотворения с показом картинок), а затем назвать насекомых, которых он запомнил, по порядку.

Слушай и запоминай,

Насекомых называй.

Муравей, пчела, оса,

Бабочка и стрекоза.

С. Чешева

Логопед. А теперь раскрасьте тех насекомых, в названии которых есть звук С.

(Паук освобождает божью коровку)

Логопед. Вы освободили всех насекомых и украсили ими нашу поляну, молодцы.

9. Окончание занятия. Рефлексия.

Логопед. Ребята, какое задание вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

Логопед. А какое задание показалось вам трудным? (Ответы детей).

Логопед. За то, что вы освободили насекомых от злого паука, вам полагается награда. (Логопед раздает призы (раскраски насекомых), дети прощаются с гостями и возвращаются в группу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.

Конспект открытого занятия  в старшей группе по формированию   лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ. Тема: "Цветик - семицветик"...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи по теме: "Наш город".

Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме "Наш город". В данном занятии...

Логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».

Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;Развивать интерес к выполнению заданий;Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».

Конспект занятия по лексической теме "Космос", приурочен к дню Космонавтики. Содержит материалы по обогащению активного словаря лексикого-грамматических категорий по теме, в занимательной дл...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Инструменты»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».Задачи :Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты...

Конспект занятия в средней группе по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Весна"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи (закрепление предлогов на, в, с в экспрессивной речи; уточнение знаний детей о временах года, приметах весны)Задачи:Образовате...