Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Шаповалова Лариса Викторовна

Конспект занятия по лексической теме "Космос", приурочен к дню Космонавтики. Содержит материалы по обогащению активного словаря лексикого-грамматических категорий по теме, в занимательной для воспитанников форме, дети являются активными участниками занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_kosmonavtiki.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Шаповалова, учитель-логопед  

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 51 Железнодорожного района г. Екатеринбурга

Логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».

Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнять и расширять знания детей о космосе;
  • Активизировать словарь по данной теме;
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
  • Развивать интерес к выполнению заданий;
  • Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.

1. Орг. момент.
Ребята назовите мне виды транспорта на которых можно летать? (вертолёт, самолет,  ракета)
Скажите, на каком транспорте человек  может отправиться в космический полет?

Дети: (на ракете)

Логопед: Послушайте и угадайте  загадку:

Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит.

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

                   ( Космонавт)

 

- А кто такой космонавт?...

Дети: Люди летающие в космос.

 Логопед: А каким должен быть космонавт? Я буду называть качества, а вы к каждому моему слову подберите другое слово, обозначающее противоположное качество.

Игра «Скажи на оборот»

Ленивый - трудолюбивый

Злой - добрый

Слабый - сильный

Медлительный - быстрый

Неряшливый - аккуратный

Грустный - веселый

Нервный - спокойный

Старый - молодой

Трусливый - смелый

Неуклюжий — ловкий

- А вы хотели бы стать космонавтами?

, чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым и отважным, умным…и конечно же здоровым! Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм- делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы начнем с массажа.

(сидя на стульях)

2. Самомассаж лица:

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Подбородок разотрем,

Дружно губки пожуем.

Там живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

3. Артикуляционная гимнастика.

- Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

Повторите за мной (артикуляционная гимнастика)

Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.

Им - им - им, на ракете полетим.

Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.

Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.

4. Логопед: Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть еще и умными, согласны? Поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Пальчиковая гимнастика

Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров (мячи колючие):

В руки мячик мы возьмем.

 Катится колючий ежик

И разминку проведем!

Нет ни головы, ни ножек.

Будем ежика катать,

 Он по пальчикам бежит,

Свои пальцы укреплять!

И пыхтит, пыхтит, пыхти!

5. Логопед: теперь можно отправляться в космическое путешествие.

Итак, наша ракета взлетает и приближается к планете Марс.

Жители Марса приготовили  Игру с «метеоритом» «Один – много».

 Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, инопланетянин, скафандр, орбита, станция, метеорит.

            Логопед: Устали?

                 Физминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

7. Логопед: Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Игра «Четвертый лишний»

Юпитер, Сатурн, Нептун, Луна.

(Луна –это единственный спутник Земли)

Звезда, метеорит, комета, звездолёт.

(Звездолёт- это корабль, а остальное космические тела)

Трактор, машина, велосипед, ракета.

(Ракета- это космический  корабль,  а остальное наземный транспорт)

8. Логопед: Молодцы! Следующее задание – нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение Давайте хором его расскажем!

Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете…

День летит, и ночь летит

И на землю вниз глядит..

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной – наш дом родной!

Логопед: Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар.

Перед вами глобус – это модель нашей Земли (показ.глобуса) .

Как вы думаете синим цветом на ней что обозначено? (вода – моря, океаны.)

Зеленым – леса, луга, а коричневым – суша, земля, горы..)

Логопед: Ребята, а кроме нашей Земли какие еще есть планеты?....( дети называют.9 планет Посмотрите на этой картине они все есть, каждая из этих планет движется вокруг солнца по своей орбите, т.е. по своему кругу.. ( показ плаката).

Логопед: Ребята, вы все очень хорошо справились со всеми заданиями , в будущем я думаю из вас получаться настоящие космонавты .

Предлагаю вернуться на Землю.

-Вот мы и дома. Во время путешествия мы увидели много интересного. Предлагаю изобразить то, что вы увидели.

-Возьмите готовые формы, вырежьте их по контуру, составьте одну общую картину и приклейте изображения, (самостоятельная деятельность детей)

Подведение итогов занятия.

- Ребята, вам понравилось занятие? Что именно вам понравилось?... (ответы детей…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи по теме: "Наш город".

Вашему вниманию предлагается конспект логопедическог занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматического строя и развитию связной речи по теме "Наш город". В данном занятии...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «Грибы». Образовательная область: речев...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико- грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород»...

Логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».

Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;Развивать интерес к выполнению заданий;Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом....

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы».

уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Инструменты»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Инструменты».Задачи :Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарь детей по теме «Инструменты...