Главные вкладки

    Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Улыбина Ирина Михайловна

    Конспект открытого занятия  в старшей группе по формированию   лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ. Тема: "Цветик - семицветик"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №8 «Ладушки»

    Конспект открытого занятия на районном методическом объединении в старшей группе по формированию   лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.

    Тема: «Цветик – семицветик»

    Провела: учитель-логопед

     

    И.М. Улыбина

    22.03.2017 г.

    Луховицы

     Открытое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.

    Тема: «Цветик – семицветик»

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Цель: Совершенствование лексико-грамматических категорий на материале пройденных лексических тем.

    Задачи:

    коррекционно-образовательные:

    -активизировать и закрепить словарь по пройденным лексическим темам; закреплять обобщающее понятие «транспорт»; закреплять предложно-падежные конструкции, дифференцировать падежные окончания Т.п., В.п.; закреплять умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными  женского рода; закреплять навык  согласования  числительных  1-5 с существительными; закреплять навык образования прилагательных способом словосложения (типа «пятиэтажный»);

    закреплять умение строить  фразу по изученным моделям, закреплять навык  отвечать на вопросы полным ответом.

    коррекционно-развивающие:

    - развивать координацию речи с движением, ритм, общую и мелкую  моторику, навыки самомассажа, слуховое внимание, зрительную  память,  конструктивные навыки, развивать эмоционально – выразительные движения с помощью мимики; просодические компоненты речи; психические процессы.

    коррекционно-воспитательные:

    -  воспитывать умение слушать, желание говорить правильно и красиво;

    воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки; воспитывать умение работать в команде.

    Оборудование: ИКТ, презентация «Мой город», Игра-презентация «Транспорт», видеоролик «Гимнастика для глаз», бумажный «Цветик-семицветик»,  картинки с изображением животных и их детёнышей, указка, деревянные ложки, ложки из разных материалов, металлические ложки (по две на каждого ребёнка), плоскостные макеты частей дома на каждого ребёнка, детский медицинский халат и шапочка, макет «Чудо-дерево».

     

    Ход ООД.

    1. Организационный момент.

    1.Приветствие  (положительный настрой на занятие).

    Дети входят в зал.

    Логопед:  Посмотрите,  у нас сегодня гости! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу и нашим гостям.

    Улыбнёмся солнышку – здравствуй, золотое!

    «Солнышко» из скрещенных рук, затем руки протягивают вперёд.

    Улыбнёмся небу – здравствуй, голубое!

    Плавно качают поднятыми руками.

    Улыбнёмся дождику – лейся, словно из ведра!

    Руки плавно опускают вниз, перебирая пальцами.

    Гостям мы улыбнёмся, пожелаем всем добра!

    Улыбаются, протягивают руки вперёд, как бы даря доброту.

    1. Коррекционно-развивающий этап.
    1. Сюрпризный момент.

    Под музыку   в зал влетают разноцветные шарики с письмом. (СЛАЙД 2)

    -Ребята, вот так сюрприз! От кого же это письмо? (СЛАЙД 3)

    - Это письмо от девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик».

    Логопед открывает конверт и достаёт письмо.

    -Вот послушайте, что она пишет:

    Вырос вдруг цветок на клумбе
    Раз, два, три, четыре, пять. (Достаёт Цветик-семицветик)
    В нем запрятаны секреты,
    Вам их надо разгадать.
    На каждом лепестке – загадка,
    Скорее найдите
    К ней отгадку.

     Логопед: А сейчас для вас, ребятки, будет первая загадка.

    1. Игра «Транспорт» (отрывает синий лепесток)

    Есть и водный, и воздушный, 
    Тот, что движется по суше, 
    Грузы возит и людей. 
    Что это? Скажи скорей! 
    (Транспорт) (СЛАЙД 4)

    Правильно, молодцы!

    -Назовите  виды транспорта, которые  вы знаете? (СЛАЙД  5) (Я знаю воздушный вид транспорта и т.д.)

    6 СЛАЙД – (Яхта – это водный  транспорт.) Посмотрите на экран и назовите водный транспорт (Корабль – это водный  транспорт, лодка – это водный  транспорт)

    7 СЛАЙД – (Воздушный шар – это воздушный  транспорт). Назовите воздушный транспорт (Самолёт – это воздушный транспорт, ракета – это воздушный  транспорт, вертолёт – это воздушный транспорт)

    8 СЛАЙД – (Поезд – это наземный  транспорт). Назовите наземный транспорт (Машина – это наземный  транспорт, троллейбус, велосипед, мотоцикл)

    Молодцы! Первое задание мы выполнили.

    А куда мы отправимся дальше, подскажет Цветик-семицветик.

    1. Игра «В гости к Айболиту» (зелёный лепесток)

    Логопед отрывает зелёный лепесток и читает загадку:

    Всех на свете он добрей, 
    Лечит он больных зверей,
    Он известен, знаменит,
    Это доктор … (Айболит).

    - Доктор Айболит приглашает нас в гости. А вот он и сам (один из детей «превращается» в доктора Айболита ).

    Давайте сядем на ковёр, и  доктор проверит наше зрение. Скажите, кого вы видите на картинке:

    Ответы детей: -Я вижу на картинке белку с бельчонком. (Я вижу на картинке: лису с лисёнком. Козу с козлёнком. Кошку с котёнком. Корову с телёнком. Лошадь с жеребёнком.)

    Ребята, для того, чтобы зрение всегда было хорошее нужно делать гимнастику для глаз.)

    -Давайте дружно встанем и  немного поиграем.

    Инструкция перед выполнением гимнастики: спину держите ровно, следите за движущимися предметами глазами, голову не поворачивайте.

    Дети выполняют гимнастику для глаз (видеоролик «Гимнастика для глаз «Солнце и  тучка») (СЛАЙД 9)

    Вы очень хорошо справились с заданием.

    - Смотрите, доктор Айболит оставил для вас подарок.

    (Логопед «находит» мешок под деревом).

    Проходите  на свои места (обратить внимание на осанку).

    1.  Упражнение «Ложки» (золотой лепесток)

    А что лежит в мешке, мы узнаем, если отгадаем следующую загадку.

    Логопед отрывает золотой лепесток и читает:

    Есть поменьше, есть большая,

    Есть для кофе, есть для чая.

    Чтоб поесть, хотя б немножко,

    Мне нужна, конечно… (ложка)

    -Для чего нужна ложка? (Ложка нужна для того, чтобы есть).

    -А ещё ложки можно посчитать!

    Один ребёнок  выкладывает пять ложек из мешка и считает их.

    А теперь все вместе посчитаем ложки.

     (Считают хором: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек).

    Ребята, все эти ложки сделаны из разных материалов.

    -Эта ложка сделана из дерева. Ложка из дерева, какая? (Деревянная ложка).

    -А ещё ложки делают из металла. (Показывает ложку). Ложка из металла, какая? (Металлическая ложка).

    -Бывает ложка из пластмассы. Ложка из пластмассы, какая? (Пластмассовая ложка).

    -Есть ложка из фарфора. ( Фарфоровая ложка).

    -А эта ложка из золота. (Золотая ложка).

    Молодцы ребята, слушайте следующую загадку. (Отрывает розовый лепесток).

    1. Массаж пальцев рук с помощью деревянной ложки.

    Пять сыночков у руки,
    Добрые все мальчики.
    Дружбой славятся они,
    И зовут их ...
    (пальчики)

    Будем с ложками играть,

    Наши пальцы развивать.

    Возьмите одну деревянную ложку.

    1. Есть у ложки кончик, бок,

    Ямка, горка, черенок            

    (Показывают на ложке)

    2. Ложечку кручу любя,

    От себя и на себя                                      

    (Ложку держим вертикально перед собой, поворачивая ямкой от себя и к себе

    3.Словно зеркальце держу

    Держим ложку вертикально перед лицом ямкой к себе, как зеркальце на ручке

    4.Или боком положу

    Разворачиваем ложку горизонтально ямкой к себе

    5.Отверну её спиной –

    Пусть играет не со мной

    Держим вертикально, поворачивая ямкой от себя

    6.Ай, да ложечка моя,

    Дай тебя, поглажу я

    Держим ложку вертикально перед собой и гладим по черпачку

    1. Самомассаж лица металлическими ложками

    - А ещё ложками можно делать массаж.

    - Положите деревянную ложку и возьмите металлические.

    1. Лоб погладили мы нежно

    И расслабили прилежно

    Поглаживание горками ложек вокруг лобных бугров

    2.Покружимся меж бровей

    Чтобы стало веселей

    Спиральное растирание пространства между бровей

    3. А потом очки надели и читали две недели

    Поглаживание горками ложек вокруг глаз (от внутреннего угла бровей к наружному, далее под глазами)

    4.Как погладить щёки нам, не сдвигая кожу там.

    Круговое поглаживание горками ложек по щекам

    5.Повернуть боками ложки,

    Вытирать со щёчек крошки

    Движение снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака)

    6.Там, где губок уголочки

    Крутим мелкие кружочки

    Круговое разминание горками ложек возле уголков рта

    7. И к бокам от серединки

    Губ прокатим половинки

    Симметричное прокатывание черпачков над верхней губой

    8.Мы пошлёпаем по щёчкам,

    Словно капельки по кочкам

    Горками ложек стучим по щекам

    9.Снизу шлёпаем язык:

    Прыг да прыг, прыг да прыг

    Горкой ложки стучим по подъязычной области

    - Вместе ложечки сложите и тихонько положите.

    1. Физкультминутка  

    Ребята, а вы знаете, что на деревянных ложках можно играть,  как на музыкальных инструментах?

    Ложки в руки вы возьмите, и ко мне все подходите

    Будем ложками стучать

    Песню петь и танцевать!

    Дети отстукивают ритм деревянными ложками. ( «По лугу»)

    - Ребята, в гостях хорошо, а дома лучше, пора и нам возвращаться в родной город.

    1. Упражнение «Родной город» (упражнение сопровождается презентацией)

    Логопед отрывает ещё один лепесток (красный) и читает:

    Мы живём, мы растём

    В нашем городе родном

    Недалёк он от столицы

    И зовётся (Луховицы)

     Давайте погуляем по Луховицам и расскажем нашим гостям, какой красивый наш город!

    Люблю по городу гулять

    И чистым воздухом дышать                                              

    (слайд 11)

    Вот- улица  Жуковского      

    (слайд 12)

    Вот- улица Островского

    (слайд 13)

    Наш садик любимый на улице Мира

    (слайд 14)

    Вот почта,

    (слайд 15)

    Вот  парк,

    (слайд 16)

    Дворец культуры  «Старт»,

    (слайд 17)

    У поликлиники сидит добрый доктор Айболит

    (слайд 18)

    Самолёт летит в столицу - сделан он был в Луховицах.

    (слайд 19)

    В магазине – хлеб куплю,

    (слайд 20)

    Очень город свой люблю!

    (слайд 21)

    1. Упражнение «Мой дом» (стальной лепесток)

    - Ребята, а чтобы наш город стал ещё краше,  я предлагаю вам стать строителями и построить целую улицу с разноцветными домами.

    А Цветик-семицветик нам поможет.

    Логопед отрывает лепесток, на котором нарисован дом:

    Раз, два, три,

    Улица, расти…

    Дети строят дома из макетов этажей  (- Постройте дома из частей, которые лежат у вас на подносе).

    Логопед:

    - Антон (Лиза) сколько этажей в твоём доме? Какой у тебя дом? (У меня двухэтажный дом, одноэтажный, трёхэтажный)

    Какая замечательная радужная улица у нас получилась!  Такая же разноцветная, как и наш Цветик- семицветик.

    III.Итоговый этап

    Вот и закончилось наше путешествие.

    Ребята, расскажите, что мы сегодня  делали?

    Ответы детей:

    -Мы путешествовали на самолёте, пароходе, велосипеде и т.д.

    -Мы побывали в гостях у  доктора Айболита .

    -Узнали, какие бывают ложки.

    -Делали массаж ложками.

    -Гуляли по городу.

    -Построили много разноцветных домов.

     Логопед: вы сегодня очень хорошо занимались и выполнили все задания Цветика - семицветика. У нас остался ещё один лепесток.

    Я  хочу, чтобы он выполнил и моё желание.

    Волшебный лепесток по небу лети и детям сюрприз поскорей принеси!

    (СЛАЙД 22)

    Дети получают сладкие подарки и прощаются с гостями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.

    В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....

    КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «ЗИМУШКА- ЗИМА» с использованием нетрадиционных методов рисования

    Продолжать расширять представление детей о временах года, знакомить с характерными особенностями зимней природы, с приметами зимы, активизировать словарь детей, закрепить обобщающее понятие –зима.Акти...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию лексико-грамматического строя речи.

    Предлагаю конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе по формированию лексико-грамматического строя речи....

    «Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект открытого занятия старшей группы «Снегурочка»

    Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие...