Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико- грамматических категорий "Путешествие катушки"
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Мосягина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

Детский сад комбинированного вида № 12 «Сказка»

Коррекционно – образовательная деятельность

В старшей логопедической группе

«ПУТЕШЕСТВИЕ КАТУШКИ»

( Конспект досуга по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с общим нарушением речи на тему «Одежда»)

Логопед: Мосягина О. И.

Г. о. Жуковский

2012г.

Конспект досуга по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с общим нарушением речи на тему «Одежда»

«ПУТЕШЕСТВИЕ КАТУШКИ»

ЦЕЛЬ: Активизация словаря по теме «Одежда». Продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными, изменять существительные с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов, изменять существительные во множественном  числе. Продолжать развивать дыхание, внимание, память , сукцессивные способности.

МАТЕРИАЛ: Фигурка Катушки, письмо Катушки, карточка с изображением города днем и  карточка с изображением ночного города,  иллюстрации с изображением ткацкой фабрики и станков, коробка с лоскутками 3-4 видов ткани, иллюстрации с изображениями ателье и швейных принадлежностей, картинки с изображением разной одежды, картинки с изображением  мамы, мальчика и девочки, образцы одежды (платье и рубашка), детали одежды для игры «сшей одежду», на каждого ребенка листок с заданием и карандаш.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

  1. Игра «Приветствие» (Дети стоят в кругу, по очереди передают по кругу приветствие и пожимают руку);
  2. Гимнастика Стрельниковой. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Кошка»;
  3. Сядет тот, кто скажет во что одет сосед справа.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

I  Появление Катушки.

ЛОГОПЕД: Это Катушка. Посмотрите,  во что она одета? Это нитки. Катушка принесла с собой письмо, давайте прочитаем его.

ПИСЬМО: «Здравствуйте, ребята! Все предметы для чего-то нужны, но я не знаю, для чего нужны мои красивые ниточки? Помогите мне это узнать!»

ЛОГОПЕД: Для чего нужны нитки? (Чтобы шить, зашивать и т.д.) А ещё из ниток ткут ткани, а из ткани шьют одежду. Но сейчас мы всё узнаем по порядку, а для этого отправимся в путешествие.

Возьмите друг друга за плечи. Мы сели в поезд  и наш поезд сейчас поедет через город. В  городе днем можно немного пошуметь и поэтому наш поезд тоже будет гудеть громко. (Дети громко: ту-ту-у)

(Дети  идут друг за другом, подходят к фланелеграфу. На  фланелеграфе иллюстрации с изображением ткацкой фабрики и станков ).

ЛОГОПЕД: Что это? (это фабрика, где ткут ткани, делают ткань из ниток)

 Кто работает на фабрике? (Ткачи, рабочие)

Какие ткани ткут на фабрике? (Фланель, хлопок, шерсть, шелк)

Мама платье шила дочке,

И остались лоскуточки.

Лоскуточки мы возьмем,

Кукле платьице сошьем.

ИГРА «УЗНАЙ НА ОЩУПЬ»: У логопеда в коробке разные лоскутки. Ребёнок берёт лоскуток и определяет название. ( На определение даётся 3-4 лоскутка, например : шелк, фланель, трикотаж, драп. )

II ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: (прохлопываем всей группой и по подгруппам)

 (прохлопать по слогам  )      Ткет ткач ткани На платье Тане.

III ЛОГОПЕД: Садитесь в наш поезд, Сейчас мы поедем через ночной город. В городе ночью можно шуметь? (Нет), поэтому наш поезд будет гудеть как? (Тихо).

(Дети подходят ко второму фланелеграфу. На фланелеграфе иллюстрации с изображением ателье и швейных принадлежностей.)

ЛОГОПЕД: Где мы оказались? Что здесь изображено? (ателье)

Что делают в ателье? (Шьют одежду)

Кто работает в ателье? (Портной, швея, закройщик)

Что нужно портному, чтобы сшить одежду? (швейная машинка, нитки, иголки, булавки, сантиметр, ножницы, ткани, наперсток)

В ателье много разных тканей и материалов, поэтому и одежда получается разной.

  1. Если она сшита из фланели – фланелевая одежда

                             Из хлопка –хлопковая

                      Из шерсти - шерстяная

                      Из замши – замшевая

                      Из кожи – кожаная

                     Из шелка – шелковая

  1. В ателье шьют много разной одежды. Чего много шьют в ателье? Я вам буду подсказывать.

(Логопед показывает картинки с изображением одежды, а дети изменяют существительные во множественном  числе)

«Майка» - сшили много маек

«Платье» - сшили много платьев

«Сарафан» - сшили много сарафанов

«Юбка» - сшили много юбок

«Рубашка» - сшили много рубашек

«Носок» - сшили много носков

Необходимо добиваться, чтобы дети четко произносили окончания слов.

IV ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: Давайте, изобразим портного.

(Дети выполняют движения в соответствие с текстом)

Вот портной наш шить устал,

Он со стула быстро встал,

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

Поприседал, потом размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать.

V ЛОГОПЕД: В ателье пришла мама со своими детьми и попросила сшить для них одежду. Какую одежду сошьет портной: большую или маленькую? (маленькую). Что она попросила сшить?

(Логопед показывает картинки с изображением одежды, а дети изменяют существительные с использованием  уменьшительно – ласкательных суффиксов).

 ЛОГОПЕД: Сказать надо так: «Портной сшил рубашечку»

«Платье»- платьице

«Кофта» - кофточка

«Брюки» - брючки

«Майка» - маечка

«Юбка» - юбочка

«Куртка» - курточка

Необходимо добиваться, чтобы дети четко произносили окончания слов.

ИГРА «СШЕЙ ОДЕЖДУ»: Портным заказали сшить платье и рубашку. На двух фланелеграфах образцы платья и рубашки. Каждому ребенку дается одна деталь одежды. Дети по одному  выкладывают детали на фланелеграф в соответствии с образцами, комментируя свои действия: «Я пришила рукав.», «Я пришил воротник» и т.д.

VI  Дети садятся за столы. 

ЛОГОПЕД: Мы выбираем разную одежду.  Погода тоже влияет на выбор одежды. На листочках нарисована разная одежда и рисунки, обозначающие разное время года. Возьмите карандаш и соедините картинки с изображением летней одежды с солнышком, зимней одежды - со снежинкой, весенне – осенней одежды – с ландышем и осенним листочком.

ИТОГ: Ребята, наша гостья Катушка теперь знает для чего нужны её красивые ниточки. Помогли мы ей? Вы тоже молодцы, Катушечка передаёт вам спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.

В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему.     Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой  на...

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.

Конспект открытого занятия  в старшей группе по формированию   лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ. Тема: "Цветик - семицветик"...

Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные

Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные...