Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Горобинская Вероника Николаевна

Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий Домашние животные

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий  

«Домашние животные».

Вид занятия: Подгрупповое.

Кол-во детей: Трое.

Продолжительность: 30 мин.

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных и их детенышей.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

  1. Закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных;

активизировать  активный словарный запас по теме, развивать словообразовательную функцию речи;

  1. Учить составлять рассказ-описание по плану-схеме.

Коррекционно-развивающие:

  1. Активизировать словарь по теме, развивать связную речь;
  2. Развивать мыслительную деятельность и внимание.
  3. Закрепить умение составлять простые распространенные предложения.

Коррекционно-воспитательная:

  1. Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к животным.

Оборудование: Игрушка «Домовенок Кузя», индивидуальные зеркала 4 шт., дидактические картинки: «Домашние животные», слоговой паровозик, мяч, магнитные картинки домашних животных, мнемо-таблицы.

Ход НОД

  1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость, поздоровайтесь  (Дети здороваются). Теперь все внимание на меня, и мы больше не отвлекаемся.

Логопед: В начале каждого нашего занятия мы с вами проговариваем наш девиз. Готовы? (дети с логопедом вместе проговаривают стих).

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях,

Говорим всегда, красиво,

Четко и не торопливо.

Логопед: Сегодня, мы с вами  отправимся в маленькое путешествие, а поможет нам маленький герой. Отгадайте внимательно, про кого я говорю.

В нашем доме,

Возле печки,

Старичок один живет.

Носит он фуфайку, лапти

И хозяйство все ведет.

Может в доме прибираться,

Спрятав что-нибудь твое.

Может кошкой обернуться

И мяукать под окном.

Ну, а если разозлится…

То начнет он всех пугать…

И тогда уж непременно

Его нужно угощать.

Любит кушать он конфеты,

Пить парное молоко…

Успокоившись немножко,

Смотрит старичок в окно.

Догадались кто такой?

Это добрый …… (домовой).

Логопед: Молодцы! (Логопед достает домовенка Кузю). Кто помнит, как зовут Домовенка? (Дети Кузя).

Логопед: Домовенок Кузя, со своими друзьями подготовили для нас много интересных занятий, но перед тем, как их выполнить, нужно сделать гимнастику для язычка.

  1. Артикуляционная гимнастика по теме: «Домашние животные».

1.Упражнения на дыхание:

  • «Кошка мяукает»

И.п.: о.с. 1-перебирать лапками перед собой (вдох); 2- на выдо-хе произносить: «Мяу-мяу! Мяу-мяу!» Повторить 2-3 раза.

  • «Собака лает»

И.п.: о.с. 1- вдох носом; 2- на выдохе произносить: «Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!» Повт. 3-4 раза.

2.Упражнения для язычка:

Мимические упражнения:

«Сердитый Полкан»

- Почему сердит, Полкан?

- Не пустили на диван,

Мяч не дали прокусить, -

Всё! Не буду я служить!

«Удивлённый   котишка»

Полосатый кот-мурлышка

Водит носиком по книжке:

-Почему не пахнут мышки,

Нарисованные в книжке?

Не могу я их поймать!

Лапой только: хвать да хвать!

Артикуляционные упражнения:

«Телёнок»-жевательные движения, рот при этом закрыт.

«Сердитый Пушок»-рот приоткрыт, язык в виде «мостика».

«Копытца»-поцокать язычком, при этом рот открыт.

Язычок ведь, как копытца,       Может звонко потрудиться.

Цок, цок, цок, - и не устанет,   Лишь усердней цокать станет.

«Пушок лакает молоко»-лакательные движения языком.

Любит котик молочко,

Пьёт его из блюдечка.

Как? Охотно и легко.

Не устав нисколечко!

«Лошадка улыбается»-губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.

«Собачке жарко!»                      

Жарко нашему Дружку:  

(Язык высунуть изо рта, частые   вдохи и выдохи.)

Он побегал по лужку!

Язык в сторону свалился, (соответственно)                

Дружок устал, - воды напился. (Лакательные движения языком)

Логопед: Наш язычок, к красивой речи подготовили, а теперь пора выполнить первое задание.

  1. Веселые чистоговорки «Домашние животные»

Логопед: Подойдите к столу, выберите себе одного домашнего животного, и подготовьтесь, красиво проговаривать чистоговорки.

Кошка

Шей-шей-шей ловят котики мышей;

Ше-ше-ше сидит кошка в шалаше

Собака

Ес-ес-ес во дворе сердитый пес;

От-от-от дом собака стережет.

Коза

За-за-за на лугу коза;

Зы-зы-зы не боимся мы козы;

Кролик

Овку-овку-овку кролику дадим морковку.

Ата-ата-ата забавные крольчата.

Корова

Ова-ова-ова рогатая корова;

Ко-ко-ко корова дает молоко.

Поросенок

Сята-сята-сята в лужу лезут парасята;

Чки-чки-чки- у свинок пяточки.

  1. Д/И: «Веселый поезд»

Логопед: Молодцы. В следующем нашем задании, нам требуется расселить наших домашних животных по вагончикам. Кто скажет, как мы будим определять, в каком вагоне поедут наши животные? (Ответы детей). Правильно. По количеству слогов в названии зверька.

(Дети подходят к столу, берут по 2 картинки и определяют кол-во слогов в слове). 

Слова: Пес, кош-ка, ко-ро-ва, ко-за, по-ро-се-нок, цы-пле-нок, гусь, ут-ка, кро-лик.

  1. Д\И: «Скажи ласково»

Логопед: Сейчас я проверю. Как вы сможете из простого слова сделать ласковые слова. 5.  Игра «Скажи ласково». Готовы?

Слова: Кот-котик, кошка-кошечка, пес-песик, коза-козочка, корова-коровка, бык-бычок, гусь-гусенок, кролик-крольчонок, свинья-свинка.

Логопед: Мы выполняли много заданий, теперь давайте немного отдохнем с вами и сделаем зарядку.

Физ., минутка: «Скок-поскок, скок-поскок»

Скок-поскок, скок-поскок

Кролик прыгнул на пенек

В барабан он громко бьет

На разминку всех зовет.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку.

Чтоб не мерзли лапки.

(Дети имитируют движения кролика).

  1. Д/И: «Найди детеныша»

Логопед: Ребята, обратите внимание на доску, кто там изображен? Посмотрите, правильно расположены домашние животные и их детеныши? Ваша задача исправить ошибки и ответить, чем питаются животные  (на доске в хаотичном порядке расположены картинки домашних животных и детенышей, дети подходят правильно группируют и составляют развернутое предложение). Послушайте образец.

Пример: Это кошка. Детёныш кошки – котенок. Кошка и котенок питаются молоком и рыбой.

(Собака, корова, коза, кролик, свинья и т.д).

7. «Составь рассказ» (Составление рассказа описания с опорой на схему. Мнемо таблицу).

Логопед: Составим  о  домашних животных рассказ. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме  (Логопед перечисляет схему).

Схема:

Кто это?

Где живет?

Внешний вид (Отличительные признаки)

Чем питается?

Как называют детёнышей?

Какую пользу приносит?

Логопед: Послушайте,  какой рассказ составлю я.

Это корова. Корова домашние животное. Корова живет  в сарае, в коровнике. У коровы  загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с  копытами,  длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы - теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и  мясо.

Логопед: Кто попробует составить рассказ о своем животном.

Дети: Я расскажу о лошади.

1)  Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади  длинная грива, быстрые и сильные  ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.

Дети: Я расскажу о свинье.

2)  Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи  нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи - поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.

Дети: Я расскажу о кошке.

3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме.  У кошки чуткие уши,  большие круглые глаза, длинные усы,  мягкие лапки с когтями, пушистый  хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки - котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.

Дети: Я расскажу о собаке.

4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки  лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки - щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.

Дети: Я расскажу о козе.

5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом.  Детеныш козы - козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Дети: Я расскажу об овце.

6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Логопед: Молодцы, хорошие рассказы составили.

  1. Итог занятия:

Логопед: О каких животных мы сегодня говорили на занятии?

Логопед: О домашних животных.

Логопед: Почему их так называют?

Логопед: Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает,  и приносят ему пользу.

Логопед: Понравилась вам занятие?

Логопед: Что вам понравилось на занятии?

9.  Оценка деятельности детей

Логопед: Сегодня на занятии все хорошо занимались, старались. Молодцы!

Логопед: Занятие окончено, тихо встаем. Давайте попрощаемся с гостьей и скажем дружно: До свидания! Тихо идем за мной в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.

В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему.     Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой  на...

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.

Конспект открытого занятия  в старшей группе по формированию   лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ. Тема: "Цветик - семицветик"...

Конспект занятия в старшей группе по теме:«Как человек приучал домашних животных»

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Как человек приучал домашних животных» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.Тема «Как человек приучал домашн...