Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи на тему «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Шанина Людмила Юрьевна

Занятие по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи                        на тему «Зима»

Цели:

- Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы,  составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

- Совершенствовать лексико-грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

- Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

- Послушайте, ребятки, я загадаю вам загадки.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.            
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
 
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?    

  Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил!
                                                                                                                               Но забавные картины
Появились на окне:
Пьют медведи чай с малиной,
Едут зайцы на коне,
Кто же он, что ночь не спал
И на стеклах рисовал?  

 Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь. -
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь!      

Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
 
Нос приделали, и вмиг
Получился …    

       
Что за звездочка такая 
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная, 
А возьмешь — вода в руке?                        

2. Беседа о времени года

- Как вы думаете, какое сейчас время года?                                                                            - Как вы догадались?                                                                                                                 - Какой день зимой?                                                                                                              - Какая ночь?                                                                                                                          - Что можно сказать о снеге?                                                                                                   - Какой бывает лед?                                                                                                              - Перечислите  зимние  месяцы. т.д.

3. Дыхательное упражнение «Снежинки»

- Ребята, посмотрите! Пока мы с вами беседовали, на улице пошёл снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Скажите, какие они?                                                   (Раздать  каждому ребенку снежинку на ниточке)

- Давайте сделаем так, чтобы наши снежинки затанцевали. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.  Как красиво они закружились в танце!                                                             (Следить, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз)

4. «Что бывает зимой?»

- Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.                                                        - Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

- Я приготовила для вас непростое задание, но вы  с ним обязательно справитесь! Ведь вы очень много знаете о зиме.                                                                                                               (Дети отбирают картинки, на которых изображены зимние явления и называют их)

5. Дидактическая игра «Подбери слова»

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить:.   

 Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…                                                           Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .                                                               Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .                                                               Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

6. Игра «Назови ласково»  с мячом

- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец            Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка — горочка

Лёд- ледок                    Холод- холодок

Зима- зимушка             Санки- саночки

7. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,            (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.             (Идут по столу указат. и средним пальцами)

Бабу снежную лепили,                    («Лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,           («Крошат» хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,          (Ведут указ. пальцем по ладони)

А еще в снегу валялись.              (Ладошки кладут на стол одной и другой стороной)

Все в снегу домой пришли.         (Отряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.                («Едят ложкой» суп)

8. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

- Ребята, сейчас я буду выставлять по одной картинке, а вы попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

-  Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).                                                                             - Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, мягкий,     искристый, хрустящий, блестящий,…).                                                                                                                   - День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).                                             - Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).                                                        - Лед  какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).                                        - Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

-  О чем можно сказать:                                                                                                                             Морозный что? — день, вечер, ветер…                                                                               Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…).                                                                      Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…).                                                                     Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…).

9. Упражнение «Где это бывает?»

- Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

(картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на)-                                                                                                                                                                            - Где лежит снежинка?
- Где висит сосулька?
- Где замерз лед?
- Где катаются дети?
 
- Где слепили снеговика?
- Где стоят санки?

10. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по (Формированию Элементарных Математических Представлений) «Тема НОД» Работа по закреплению пройденного материала

Цель:  Выявить знания детей по математике.ЗадачиОбразовательные:      1.       Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по (Формированию Элементарных Математических Представлений) «Тема НОД» Работа по закреплению пройденного материала

Технологическая карта НОД  Образовательные области: Познание.Интеграция видов деятельности: Речевое развитие, Физическое развитие. Художественно-эстетическое развитиеВид занятия: Групповое , инди...