Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

    Шереметова Елена Валентиновна

    В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shirokaya_maslennica_konspekt.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад № 1» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

    Конспект

    непосредственно-образовательной деятельности

    по познавательно-речевому развитию

    в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

    на тему: «Широкая масленица»

                                                                           Провела: Шереметова Елена

                                                                                           Валентиновна,

                                                                                            воспитатель.

                                                                                            Чебоксары,

                                                                                             ул. Канашское шоссе,

                                                                                             д. 31, кв. 12.

                                                                                             8-908-303-20-38

    Чебоксары 2013

    Цель: приобщить детей к истокам русской культуры через различные виды детской деятельности.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    - сформировать представление о праздничных обрядах Масленицы;

    - закрепить знание дней недели;

    - уточнить знания о продуктах, используемых для изготовления блинов;

    - познакомить с картиной В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»;

    - учить читать стихотворение, опираясь на символы мнемотаблицы;

    - познакомить с понятием «родственные слова»;

    - совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что);

    - активизировать в речи слова, выражающие приветствие и прощание;

    - познакомить с приемами валяния из мокрой шерсти.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    - закрепить умение соотносить знаковые символы с реальными образами при заучивании стихотворения;

    - совершенствовать умение выбирать лишний предмет по какому либо признаку и аргументировать свой выбор;

    - развивать умение находить родственные слова;

    - совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память;

    - развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, фонематический слух;

    - развивать мелкую и общую моторику, координацию и переключаемость движений;

    - совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности.

    Коррекционно-воспитательные задачи

    - воспитывать патриотизм через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций;

    - обогащать духовный мир детей;

    - воспитывать эстетические чувства при восприятии картины;

    - пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость – оказать помощь персонажу, выразить свое отношение к наблюдаемому явлению;

    - совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества;

    - воспитывать навыки культуры поведения.

    Словарная работа

    Закличка, скоморох, родственные.

    Материалы и оборудование

    Демонстрационный материал (кукла-Масленница, мнемотаблица, ноутбук, слайды с игрой «Четвертый лишний», слайд с картиной В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»,  картинки с изображением снежинки, снежка, снеговика, снегурочки, снегохода, снегопада, блины с загадками).

    Раздаточный материал (сувенирные валенки, дорожки со следами, кусочки шерсти, тарелочки с мыльным раствором

    Предварительная работа

    - дидактические игры для развития ориентировки во времени;

    - составление описательных рассказов с использованием схем;

    Упражнения в подборе однокоренных слов.

    Активные методы обучения:

    Игровые: введение игрового персонажа, дидактическая игра «Четвертый лишний», игровое упражнение «Похожие слова».

    Средства обратной связи: отгадывание загадок-добавлялок.

    Решение проблемных задач: Назови похожие слова? Какая картинка лишняя?

    Обучение по алгоритму: сюжет образовательной деятельности разворачивается последовательно в соответствии с днями масленичной недели; заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

    Стимулирование: словесные поощрения.

    Динамическая пауза.

    Ход непосредственной образовательной деятельности.

    1. Вводная часть.

    Сюрпризный момент.

    -Ребята, скажите, пожалуйста , какое сейчас время года? (Весна).

               -Какие праздники бывают весной? (ответы детей).

              -Еще весной есть праздник Масленица, о нем мы сегодня узнаем много интересного. В этот праздник делают специальную куклу - Масленницу.

             (Педагог вносит фигуру Масленицы).

     -Ребята,  нам в гости пришла Масленица. Давайте поздороваемся с ней(дети здороваются).

    -Широкая Масленица- Сырная неделя!

     Ты пришла нарядная к нам весну встречать.

     Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

     Чтоб Зиму студеную из дому прогнать.

    -Праздник Масленицы бывает весной и длится целую неделю. А вы знаете, сколько дней в неделе? (семь).

    -Назовите дни недели по порядку (дети называют)

    -Каждый день масленичной недели что-то обозначает. А что, мы сейчас узнаем.

    1. Основная часть

    Заучивание стихов по схеме.

    -Как называется первый день недели?( понедельник).

       Утро…Понедельник … Наступает ВСТРЕЧА.

       Яркие салазки с горочек скользят.

       Целый день веселье. Наступает вечер.

       Накатавшись вволю, все блины едят.

    -А вы любите блины? Умеете их печь? Хотите научиться? У меня есть рецепт приготовления блинов, хочу им с вами поделиться.

    (воспитатель читает стихотворение)

       Пять яиц, стакан муки

       Масло, чашка, две руки.

       Сода, соль и молоко-

       Миксер крутится легко.

       Он крутился и крутился-

       Блинчик тонким получился.

    -Чтобы вы хорошо запомнили, я приготовила вам подсказку (педагог демонстрирует мнемотаблицу).

     (Воспитатель повторно читает стихотворение с помощью мнемотаблицы).

    -Теперь попробуем вместе прочитать, я буду называть первое слово, а вы договаривайте (чтение с элементами договаривания).

    -А теперь предлагаю самим прочитать стихотворение (дети читают хором с опорой на мнемотаблицу).

    Динамическая пауза.

    -Наступил второй день масленичной недели, как он называется? ( вторник).

       ЗАИГРЫШ беспечный- вторника отрада.

        Все гулять, резвиться вышли, один!

        Игры и потехи, а за них награда:

        Сдобный и румяный масленичный блин!

    -Ребята, давайте встанем вокруг Масленицы и споем ей праздничную закличку. Закличка- это веселое стихотворение, во время которого можно водить хороводы и выполнять различные движения.

       Масленица, Масленица,         (ведут хоровод)

       Дай блинком полакомиться.  (гладят живот)

       Прогони от нас метели,          (разводят руки)

       Прокати на карусели.             (кружатся вокруг себя)

       Растопи холодный лед,          (медленно приседают)

       Пусть весна скорей придет!  (кланяются).

    Игра «Четвертый лишний».

    -Ребята, присядьте на коврик, вы устали.

    -Назовите, пожалуйста, третий день недели (среда).

       Тут среда подходит – ЛАКОМКОЙ зовется

       Каждая хозяюшка колдует у печи.

       Кулебяки, сырники- все им удается.

       Пироги и блинчики- все на стол мечи!

    -А какое самое главное угощение на Масленицу?( блины).

    -Я приготовила для вас игру про блины. Посмотрите на экран и скажите, какая картинка лишняя и почему? (заслушиваются ответы детей).

      Игровое упражнение «Похожие слова».

    -На масленичной неделе наступил четвертый день, как он называется?( четверг).

       А в четверг –раздольный РАЗГУЛЯЙ приходит.

       Ледяные крепости. Снежные бои…

       Тройки с бубенцами на поля выходят.

       Парни ищут девушек-суженых своих.

    -Многие художники изображали на своих картинах масленичные гуляния (на экране демонстрируется картина «Взятие снежного городка»).

    -Это картина называется «Взятие снежного городка», нарисовал ее Василий Иванович Суриков.

    Если городок снежный, значит, из чего он сделан? (из снега). Снег и снежный - похожие слова.

       Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

       И если поставить их в ряд,

       Немного послушать и вдуматься в суть

       Они об одном говорят.

    -Какие вы знаете еще слова, похожие на слово снег? (ответы детей).

    -Ребята, я буду показывать вам картинки, а вы называйте, что на них изображено (снежинка, снежок, снеговик, снегурочка, снегоход, снегопад).

    -Такие похожие слова называют родственными.

    Игровое упражнение на мелкую моторику.

    -Какой день наступает после четверга?(пятница).

       Пятница настала - «ВЕЧЕРА У ТЕЩИ»…

       Теща приглашает зятя на блины!

       Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,

       Со сметаной, медом, с маслом ели мы.

    -На Масленицу ходят в гости, а пока лежит снег, можно в гости пойти в валенках.

    -Наши пальчики наденут валенки и будут шагать в гости по дорожке (дети надевают на указательные и средние пальцы валенки и шагают ими по дорожкам с нарисованными следами).

    Отгадывание загадок.

    -Как называется шестой день недели? ( суббота).

    -Близится суббота - «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

     Вся родня встречается, водит хоровод.

     Праздник продолжается, общее веселье.

     Славно провожает зимушку народ!

    -Ребята, много веселых забав вы знаете. А вы любите загадки? У меня есть необычные блины, на каждом блинчике- загадка. Загадки не простые, в каждой – подсказка, это загадки – добавлялки.

     (воспитатель читает загадки, написанные на картинках-блинах)

       Праздник этот знаем мы-

       Время проводов зимы.

       Люди в эти дни должны

       Веселиться, печь…(блины)

       Для любимой бабушки

       Испеку оладушки.

       Так румяны и вкусны

       Эти пышные…(блины)

       Ой ты, Лакомка-Среда!

       Масляна сковорода!

       Как повелось со старины-

       Едем к теще на…(блины)

       И с икрой, и со сметаной-

       Всякие они вкусны!

       Ноздреваты и румяны-

       Наши солнышки-…(блины)

       Кто играет на дуде

       Развлекает всех людей,

       Кто и пляшет и поет,

       Веселит во всю народ?

       Ох, мальчишечка не плох,

       А зовется…(скоморох).

    -Ребята, а вы знаете, кто такой скоморох? (заслушиваются предположения детей)

    -Скоморох-это несерьезный человек, потешающий других своими шутовскими выходками.

    Валяние бус из шерсти.

    -Настал последний день масленичной недели, как он называется?( воскресенье).

       Воскресенье светлое быстро наступает.

       Облегчают душу все в «ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ».

       Чучело соломенное – Зимушку - сжигают,

       Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

    -Ребята, предлагаю вам порадовать нашу Масленицу и сделать ей подарок своими руками - нарядные бусы из шерсти (дети садятся за стол, на котором тарелочки с мыльным раствороми кусочки шерсти).

    -Возьмите кусочек шерсти, слегка намочите в воде и скатайте шарик ( дети выполняют)

    У каждого из вас получилась бусина, и мы сейчас соберем бусы и украсим Масленицу.

    (надевают бусы на Масленицу).

    3.Заключительная часть.

       Пышные гуляния Ярмарка венчает.

       До свиданья, Масленица, приходи опять!

       Через год Красавицу снова повстречаем.

       Снова будем праздновать. Блинами угощать!

    -Ребята, давайте попрощаемся с Масленицей.

    -Что вам больше всего понравилось на масленичной неделе? Что у вас сегодня лучше всего получилось? Сегодня все старались, молодцы!  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, второй год обучения

    представлен конспект логопедического занятия в группе для детей с ОНР второго года обучения, апробирован в работе с детьми, обучающимися со средней группы, может использоваться в старшей группе для де...

    Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, первый год обучения

    представлен конспект итогового  логопедического занятия в группе для детей с ОНР III ур речевого развития  первого  года обучения....

    Конспект непосредственной общеобразовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня, второй год обучения.

    Конспект игрового занятия для детей логопедических групп, с помощью которых можно построить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с ФГТ, вызвать у детей со сложными нарушениями речи и...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

    Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

    Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Вода источник жизни»

    Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов характер...


     

    Комментарии

    Шереметова Елена Валентиновна

    В конспекте использованы приемы мнемотехники и нетрадиционная методика валяния из мокрой шерсти.